на главную

Оценка современного состояния управления РПЦ в свете Историко-канонической и юридической справки архиепископа Гермогена (Голубева)

25 декабря 1967 года архиепископ Гермоген (Голубев), пребывавший в то время в ссылке в Жировицком монастыре, закончил фундаментальное исследование «К пятидесятилетию восстановления Патриаршества (Историко-каноническая и юридическая справка)». В Справке владыка Гермоген высказывает целый ряд положений, которые позволяют понять причины многих современных церковных нестроений. Рассмотрим их по порядку.

Вначале высокопреосвященный Гермоген рассматривает структуру и состав Поместных Соборов. История Православной Церкви знает Поместные соборы, состоявшие как из одних архиереев, так и такие, в которых, наряду с архиереями, правом голоса пользовались клирики и миряне.

Здесь Владыка делает важнейшее замечание: «С принципиальной, церковно-канонической, точки зрения вопрос о составе Собора прежде всего должен решаться в зависимости от того, каким образом сформирован епископат. Если епископы избирались епархиями в установленном церковными канонами порядке и вследствие этого являются действительными представителями своих епархий, то, разумеется, Собор, как представительный орган Церкви, может состоять из одних епископов. Если же епископы не избирались, как того требуют церковные каноны, а в нарушение их назначались, то ясно, что сформированный таким порядком епископат не может иметь ни канонического, ни морального права представлять те епархии, которые его не избирали. В этом случае Поместный Собор обязательно должен иметь в своем составе в качестве полноправных членов не только епископов, но и клириков и мирян, надлежащим образом избранных». При этом, согласно древним правилам, Поместные соборы должны собираться один раз в год, а в соответствии с постановлением Поместного собора 1918 года – раз в три года.

Здесь остановимся и подумаем: какой у нас сейчас епископат? Принимали ли мы участие в его избрании? – Нет! Может быть, наши были избраны собором епископов? - Снова нет. По данной причине практически все Поместные соборы, начиная с собора 1945 года, не отвечают духу церковной соборности.

Очевидно, это относится и к предстоящему в нынешнем году Архиерейскому собору, на котором епископат, не имеющий ни канонического, ни морального права представлять свои епархии, будет формулировать «позицию» Русской Православной Церкви по повестке предстоящего в 2016 году «Всеправославного собора».

Но вернемся к Справке высокопреосвященного Гермогена, который подробно рассматривает вопрос о формировании епископата. Ключевым каноническим законом является соборное избрание епископов. «Сколь большое значение Вселенская Церковь придавала соборному избранию епископов, - пишет он, - видно из того, что на всем протяжении периода Вселенских Соборов вопросы формирования епископата постоянно занимали мысли Свв. Отцов Церкви. Так порядок избрания епископов ясно определен Первым Вселенским Собором в 4-м правиле и подтвержден Седьмым Вселенским Собором в 3-м правиле. В полнейшем согласии с этими канонами говорят об избрании епископов и Свв. Отцы Антиохийского Собора в 19-м правиле. Все упомянутые канонические правила требуют, чтобы избрание епископа совершалось на Соборе, чтобы в избрании принимали участие все епископы области и чтобы отсутствующие на Соборе епископы изъявили свое согласие или несогласие с избранием посредством грамот; чтобы в случае разногласий превозмогло мнение большего числа избирающих. А согласно 19-го правила Антиохийского Собора, поставление епископа, совершенное вопреки указанному каноническому порядку, даже не имеет силы». В настоящее же время епископа избирает Синод, состоящий из 9 постоянных и 5 временных членов-иерархов.

В виду чрезвычайной важности этих норм, архиепископ Гермоген приводит и сами каноны, на которые ссылается, а после этого пишет: «Верность канонам Церкви - одна из первейших обязанностей епископата, и Церковь берет в этом клятву от епископов при самом их посвящении. Каждый епископ в день своей архиерейской хиротонии присягал на верность св. канонам Церкви в таких выражениях: «Обещаюся каноны святых Апостол, седми Вселенских и благочестивых Поместных Соборов и правила святых отец хранити и соблюдати: вся, яже тии прияша, и аз приемлю; и ихже тии отвратишася, и аз отвращаюся»».

Далее Владыка уделяем внимание проблеме порядка формирования Синода, который был подробно регламентирован на Поместном соборе 1918 года. Оговорившись о том, что Синоды не были предусмотрены древними канонами, преосвященный Гермоген приводит каноническое определение Пометного собора 1918 года, согласно которому Синод должен состоять из председателя-Патриарха и 12 архиереев. Киевский митрополит является постоянным членом Синода, как представитель древнейшей русской митрополии. 6 архиереев избираются на очередном Поместном соборе сроком на три года, а остальные пять должны вызваться на один год в порядке очередности. Синод, сформированный на этих принципах, является подлинным выразителем интересов Церкви Христовой. «Этого нельзя сказать о нашем теперешнем Синоде, формируемом на основании «Положения об управлении Русской Православной Церкви», принятом на Соборе 1945 года, - пишет владыка Гермоген. - В «Положении» собственно, ничего не говорится о порядке формирования Синода, а только указывается, что он состоит из шести членов, из которых – три митрополиты Киевский, Ленинградский и Крутицкий являются постоянными членами Синода, а три временными, вызываемыми по очереди на полгода. Такой порядок имел бы еще какой-то смысл, если бы постоянные члены-митрополиты занимали свои кафедры в силу канонического их избрания на эти кафедры, но поскольку эти митрополиты назначаются и перемещаются в обычном для всех прочих архиереев порядке, то соединение постоянного членства в Синоде с занятием указанных кафедр теряет всякий смысл».

Здесь снова остановимся и посмотрим, как формируется нынешний Синод. Практически принцип формирования его остался прежним. Только к постоянным его членам, указанным в «Положении» 1945 года, добавились митрополиты, возглавляющие кафедры в регионах, отделившихся от Советского Союза в самостоятельные государственные образования: Минский и всея Белоруссии, Кишиневский и всея Молдовы, Астанайский и Казахстанский, Ташкентский и Среднеазиатский, а также управляющий делами Московского Патриархата и председатель антиканонического органа ОВЦС. Указанные изменения никак не повлияли в лучшую сторону на состав Синода.

Далее Владыка пишет, что в царской России назначение на кафедры епископов в значительной степени зависело от обер-прокурора Синода, а в советском Союзе – от председателя Совета по делам религий, причем в гораздо большей степени. В настоящее время, видимо, назначение епископов зависит от священноначалия, но опять же, оно сформировалось еще в советское время и несет на себе все те каверны, о которых с горечью писал владыка Гермоген.

В качестве иллюстрации к своим словам о ненормальности нынешних правил формирования Синода преосвященный Гермоген приводит краткую биографию постоянного члена Синода Киевского митрополита Иоасафа (Лелюхина), который был сначала в обновленческом расколе, потом служил у гитлеровцев, а во время хрущевских гонений помогал властям закрывать православные храмы и монастыри. При этом владыка присовокупляет: «Одна уже возможность назначений на ответственейшие церковные посты лиц, абсолютно не подходящих к занятию их, свидетельствует о серьезных ненормальностях в формировании нашего Синода».

Обратимся к нынешним членам Священного Синода. Чего стоит хотя бы председатель ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев), который откровенно лоббирует интересы еретиков папистов в Русской Православной Церкви и занимается псевдобогословским обоснованием необходимости «стратегического альянса» (по сути - унии) с ними!

В конце «справки» владыка Гермоген пишет: «Печальное состояние Русской Церкви на сегодняшний день – прямое следствие нарушения канонов и забвения коренного начала, на котором зиждется строй Православной Церкви и которое составляет его драгоценную особенность СОБОРНОСТИ. Для жизни Церкви существенно необходимы свобода и независимость ее внутренней организации. Это достигается неуклонным следованием ее канонам и наличием в ее жизни Соборов, канонических и по способу их созыва, и по порядку обсуждения на них подлежащих решению вопросов».

Завершает свою Справку он словами из 8-го правила Третьего Вселенского Собора. Поскольку эти золотые слова вполне относятся и к современной церковной ситуации, ими и мы заключим нашу статью: «Да не преступаются правила Отцов, да не вкрадывается под видом священнодействия надменность власти мирская; и да не утратим по малу, неприметно, той свободы, которую даровал нам кровию Своею Господь наш Иисус Христос, освободитель всех человеков».

Иерей Александр Зиновьев, специально для сайта «Восьмой вселенский»

Источник




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |