на главную

Всякое зло Господь силен обратить во благо (Слово в праздник Рождества Богородицы)

Рождество Богородицы, как утренний восход солнца, принесло радость всей вселенной. Путник, бредущий во тьме ночной, едва заметив первые проблески восходящего светила, радуется и успокаивается – отступают ночные страхи, настает время светлого дня, когда можно спокойно двигаться к своей цели. В положении такого путника пребывало все человечество до рождения Богоматери. В мире, погруженном в греховный мрак, было жутко и безрадостно. И лишь редкие души, такие как родители Богородицы Иоаким и Анна, подобно одиноким светильникам освещали его бытие своей верой в Бога и праведной жизнью.

Но, не смотря на благочестие, доброту и трудолюбие, Иоаким и Анна большую часть своего земного существования страдали и горевали, претерпевая несправедливые укоризны от ближних. Они не имели детей и, глубоко скорбя, кротко сносили презрение за безчадство. Так проходило время, испытывая их веру и верность…

Божии планы домостроительства спасения рода человеческого оставались сокровенной тайной до времени созревания в людях необходимых душевных качеств. Шли тысячелетия, Божественный Промысл зорко оглядывал грешный гордый мир: не появятся ли где признаки истинного смирения? И вот, наконец, обрелся муж, готовый умереть в посте и молитвах, умилостивляя Творца. Это был праведный Иоаким, не возроптавший на свою судьбу и смирившийся перед Господом, претерпев оскорбление даже от служителя иудейского храма, который, обвинив его в несуществующих тайных грехах, отказался принять его жертву.

Безчадство – это, конечно, знамение Божие, но нам не дано права судить о нем, ибо только Небесный Отец ведает путь спасения для каждого человека. Святой праведный Иоаким не ответил на поношения иудейского священнослужителя, не стал доказывать свою невиновность и горькую скорбь не обратил в ропот на Бога, но ушел с ней в пустынное место, подальше от людей. Подобно древним пророкам, он возгорелся духом, придя в состояние, которое можно назвать «дерзновенным смирением» или «смиренным дерзновением», и сказал в сердце своем: «Я не возвращусь в дом свой и лишь слезы будут мне пищей и питием до тех пор, пока Господь не услышит меня и не утолит скорбь души моей».

А жена его, Анна, узнав, что муж ее от печали не приходит домой и скрывается где-то в пустыне, стала горько рыдать, изливая душу в молитвах пред Богом. Однажды, войдя в сад, она увидела птичье гнездо с маленькими птенчиками. «О, горе мне, грешной! – воскликнула Анна, – Птицы и звери и всякое растение приносят свой плод, я же безплодна! Люди поносят меня, и даже муж мой меня оставил! О, Боже, Ты Один – мой Утешитель, услышь меня! Ты Один можешь прекратить мою скорбь, невозможного нет для Тебя, – сделай же меня плодоносной!» Сердечный вопль вознесся в Небеса, и через мгновение раздался чудный голос: «Анна, молитвы твои услышаны! Ты доверилась Богу, и Он даст тебе Дочь; о рождении Ее возрадуешься не только ты, но и весь мир, вся земля; и пусть Ее имя будет Мария». Перед застывшей в немом изумлении женщиной стоял небожитель. И только всегдашняя смиренная покорность воле Божией помогла Анне прийти в себя и ответить Архангелу: «Если по слову твоему у меня будет Дочь, то посвящу ее Богу. В храме пусть служит и хвалит Его во все дни жизни своей!» Небесный вестник скрылся, а Анна поспешила в храм, чтобы принести жертву и возблагодарить Творца.

Тот же Архангел возвестил и Иоакиму в пустыне: «Бог услышал твою молитву и дарует тебе Свою благодать. Жена твоя Анна родит тебе Дочь, и Ее рождение принесет радость всему миру. Ступай в Иерусалим и у Золотых ворот храма увидишь свою супругу».

Встретившись, Иоаким и Анна обнялись и прославили Бога, а затем, окрыленные радостью, вернулись в свой дом. А 8-го сентября (21-го сентября по гражданскому календарю, – примеч. ред.) у праведной четы родилась Преблагословенная и Пречистая Дева Мария, появление на свет Которой открыло новую страницу в истории человечества.

Давайте остановимся здесь и уясним себе православное учение о Богоматери по отношению к первородному греху. Дело в том, что еретики-католики изобрели догмат, согласно которому Пресвятая Дева якобы не имела первородного греха и, следовательно, Ее зачатие было сверхъестественным, как они говорят, «непорочным». Это лжеучение измыслил иезуит Игнатий Лойола в XVI веке. В чем же его неправота?

Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что Богородица была причастна первородному греху Адама, но в течение Своей жизни преодолевала его усилиями души. Святые Ее родители, будучи уже в преклонных летах, не испытывали сильных страстных чувств, обыкновенно присущих молодым супругам. Бог, видя их праведность, дал им силы к зачатию чада, но настроение душ Иоакима и Анны оставалось благочестивым и смиренным. Однако первородный грех пребывал и на них, ведь его Искупитель – Иисус Христос – еще не родился. Поэтому и Богоматерь по зачатию и рождению Своему от земнородных унаследовала этот грех, через Адама и Еву распространившийся на весь род человеческий. И только после Воскресения Христова очищение от греховной скверны даруется тем, кто верует в Господа и крестится водою и Духом Святым. До этого же времени, несмотря на праведность и непорочность жизни, первородный грех проявлял свое присутствие и в Богородице.

Так, в Евангелии описывается эпизод, когда Она, возвращаясь с праздника в Иерусалиме вместе с 12-летним Иисусом и Его названным отцом Иосифом, потеряла Сына. Мария и Иосиф вернулись в город, долго искали отрока и наконец обрели Его в храме, сидящим посреди иудейских учителей. Евангелист Лука пишет: Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов (Лк. 2, 48 – 50). Святитель Иоанн Златоуст объясняет, что это непонимание ответа Христова доказывает присутствие «ветхого человека» в Божией Матери.

Также можно вспомнить другой случай, когда Богородица, видя Своего Сына в окружении толпы, в которой пребывали и Его недруги, книжники и фарисеи, и безпокоясь за Него, решила прервать Его проповедь. Она попросила сообщить Ему, что хочет поговорить с Ним. Евангелист Матфей свидетельствует: Некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь(Мф. 12, 47–50).

Нам нужно понять разницу между первородным грехом и грехами личными. Первородный грех, преступление первыми людьми, Адамом и Евой, заповеди Божией о послушании Ему, побуждает человека к совершению личных грехов. Если же мы боремся, противостоим его влиянию, то не согрешим. Приснодева Мария, с первых лет жизни необыкновенно любившая Бога, силой этой Своей любви отвергала всякий греховный мысленный прилог и не допускала развития порочных помыслов. И поэтому личных грехов Она не совершила. Зачата Она была людьми, которых Сам Бог наименовал праведными, и освятилась их праведностью еще в материнской утробе. Войдя в храм, во Святая Святых в трехлетнем возрасте, Она молилась там любимому Богу вместе с Ангелами. Возрастая, Богородица трудилась и поучалась в законе Господнем, познавая из Священного Писания, как нужно жить и ходить пред Богом, отвергая всякую мысль о грехе.

Нам, в силу нашей развращенности, трудно это даже представить, но Матерь Божия действительно не имела личных прегрешений. Естественное Ее безпокойство о Сыне, выразившееся столь смиренно и всего лишь несколько раз на протяжении всей Евангельской истории, нельзя назвать грехом, хотя оно и было проявлением зависимости от греха первородного. Полное же истребление его совершилось в день сошествия Святаго Духа на апостолов и Богородицу, пребывавшую вместе с ними в Сионской горнице, где в Великий Четверг состоялась первая Евхаристия.

Но вернемся к нашему повествованию и задумаемся: почему же Сын Божий не воплотился раньше, почему, видя страдания рода человеческого, Он медлил столько веков? Ответ прост: лишь потому, что не появлялась на свет могшая вместить Невместимого Бога.

Но вот, после рождения Богородицы начинается Ее возрастание, взросление такого Дитя, Которое, подобно другим младенцам, улыбается, плачет, играет, узнает своих близких, постигает мир… Но в отличие от других Она всегда стремилась к Богу, любила Его, твердо знала, что Он – это Добро и в Его благости нельзя сомневаться. Юная Мария была готова ко всему, что судил Ей пережить Небесный Отец, ибо имела непоколебимую убежденность в промыслительности всех событий в жизни человеческой. И потому Она смогла претерпеть те страдания, нравственные мучения, которые Ей было предназначено перенести, веруя, что всякое зло Господь силен обратить во благо. Ее вера и смирение – плоды безпредельной любви и преданности Господу Богу.

Итак, сегодня мы празднуем день рождения такого Создания, Которое Бог долго ждал и надеялся увидеть среди сотворенных по Его образу и подобию.

Адам и Ева, первые люди, не оправдали Божиего замысла, разорвав союз с Творцом. Его любовь была отвергнута ими через злоупотребление даром свободы. Человеческая гордыня нарушила Божие мироустройство. Люди перестали искать общения с Небесным Отцом, назревал пресловутый новый мировой порядок, в котором на место Всевышнего становится сам человек. Люди прельстились внушениями врага рода человеческого, диавола, нашептывавшего им, что можно жить без Бога и истины, без любви, не задумываясь о своей загробной участи. Но Божий Промысел положил конец этому обману: после грехопадения телесная смерть стала обличением диавольской лжи.

Смерть... Казалось бы, что может быть страшнее этого самого великого зла? И нам дивно, что Сам Бог определил ее законом для каждого человека, и диавол как будто бы должен быть доволен, ведь это и есть его цель – смерть и разрушение. Но в руках Божиих – и в это верила, это исповедовала Дева Мария – всякое, даже самое страшное зло претворяется во благо. И вот – смерть вводит в жизнь вечную; неплодное чрево рождает дитя; смиренная безмужняя Дева становится Матерью Богочеловека; неграмотные рыбаки – просветителями мира; слепые от рождения прозревают и телесными очами, и духовно; глухие ко всякой правде делаются мучениками за истину; блудницы – ангелоподобными женами; а пьяницы и разбойники каются и наследуют Царствие Небесное...

А о нас с вами, о нашем Отечестве, Богородица проявляет особое попечение. Вспомним хотя бы то, что в праздник Рождества Божией Матери произошла знаменитая Куликовская битва. Заступничеством Царицы Небесной после славной победы в этом сражении русского воинства совершилось и другое великое чудо: разрозненная и терзаемая междоусобицами страна возродилась великой и сплоченной Святой Русью. Эти милости Божии излились и продолжают изливаться на нас как итог празднуемого ныне события – рождения на земле Девы Марии, Которая неизменно отражала зло непоколебимой верой в победу добра.

Будем же обращаться за помощью к Царице Небесной – особенно тогда, когда слабеет наша вера, когда нас одолевает уныние. Матерь Божия – Мать всех православных людей, Она не возгнушается Своими заблудшими чадами, если мы будем каяться и молиться об исправлении; Она зовет нас довериться Небесному Отцу. И не надо надеяться на современные власти, на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения (Пс. 145, 3); нужно жить в послушании Богу.

Возможно, нам предстоит претерпеть скорби, поношения не только от чужих, но и от своих. Однако, если мы примем все испытания со смирением, – тогда Господь уврачует то духовное безчадство, которым все мы страждем. Наша жизнь сделается плодоносной – если мы не отступим от слова Господня, не променяем на блага земные вечную жизнь в Царствии Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Протоиерей Георгий Вахромеев, настоятель храма во имя Святой Живоначальной Троицы на Шаболовке, г. Москва

Источник




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |