на главную

Чудо Христово – дар нашей надежде (Слово в Неделю 20-ю по Пятидесятнице)

Сегодня Евангельское слово передает нам удивительную историю о том, как Господь наш Иисус Христос совершил чудо и превратил похоронное шествие в ликующее празднество. В этом событии сплетены смерть и воскресение, и потому оно побуждает к размышлениям и о жизни, завершающейся смертью, и о смерти, обращающейся в жизнь.

Однажды Христос, окруженный толпой народа, входил в город Наин. У городских ворот Он встретил печальную процессию – несли погребать юношу, сына наинской вдовы. Сначала эта несчастная женщина потеряла своего мужа, а теперь умерло и ее единственное чадо. Вдову сопровождало множество людей, желавших ее утешить, но горько плакавшая мать никого и ничего не видела и не слышала.

Смерть-разлучница нередко забирает у нас самых дорогих и любимых, и потому наша грешная земля со времен Адама полна таких жгучих слез. Эта погребальная процессия – непрестанный путь всего человечества, которое хоронит своих родных с плачем и ужасом. Но вот навстречу этому траурному шествию приблизилось другое, во главе с нашим Спасителем – Христом. Он подошел к одру, на котором лежал усопший, и жестом повелел несшим его остановиться. Рыдавшая мать была не в состоянии рассмотреть, Кто прервал ее скорбный путь, кто продлевает эти последние минуты прощания с сыном, и продолжала стенать. Но тут она услышала голос Христа: «Не плачь!» Удивленная таким повелением, полным необыкновенного могущества, сострадания и любви, женщина подняла голову и увидела перед собой Господа. Иисус прикоснулся к одру и сказал: «Юноша! Тебе говорю, встань!» Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: «Великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой» (Лк. 7, 14–16).

Как известно, Бог особо посещает Свой народ тогда, когда тот переживает великие испытания. И, казалось бы, русский народ уже умер телесно, но Господь Своим наинским чудом подает уверение, что Он владеет и жизнью и смертью и, если пожелает, может воскресить нас, чтобы мы были готовы предстать на последнем Суде, после которого уже не будет смерти. Ну а пока наш удел – это горе и слезы. Враги Божии радуются, видя наше Отечество на смертном одре. Но они не ведают, что Христос ободряет нас: «Мужайтесь, Я победил мир! Молитесь, поститесь, кайтесь и верьте, что Я воскрешу вас, ибо Я с вами во все дни до скончания века!»

Что такое смерть? Это момент отделения души от тела, после которого тело начинает разлагаться, разрушаться и превращается в землю, из которой взято. Но оно продолжает существовать и в самом своем тлении, в новых формах, в материальных частицах, подобно семени в земле. Тела святых непричастны тлению, ибо проникнуты благодатью Божией. Они показуют нам славу праведных людей после воскресения из мертвых и потому, вместо зловония, источают благоухание и подают исцеления. Такие останки одновременно и мертвы, и живы – мертвы по человеческому естеству, но оживотворены присутствием в них Святаго Духа.

Господь называет телесную смерть человека сном. Но такое отношение к ней стало возможным только после Его искупительной крестной жертвы, увенчанной славным и победоносным Воскресением. Как сказано в молитве святителя Василия Великого, Господь нас «разреши болезни смертныя. И воскрес в третий день, и путь сотворив всякой плоти к воскресению из мертвых, зане не бяше мощно держиму быти тлением Начальнику жизни» (священническая молитва на Литургии свт. Василия Великого). Мы ведь не пугаемся, глядя на спящего человека, потому что знаем, что он обязательно пробудится. Так же мы не должны ужасаться при виде умершего, ибо смерть – это долгий сон, который продлится до Второго пришествия Господня. В то время, когда тело засыпает этим сном, душа присоединяется к духовным мирам, к духовным существам: либо к ангелам, либо к бесам, соответственно тем качествам – добрым или злым, – которые она усвоила себе в земной жизни.

Поэтому нам не следует обольщаться видимостью этого мира, в котором злые духи – бесы – соблазняют нас к забвению о неизбежности смерти, дабы мы не смогли должным образом подготовиться к переходу в Жизнь Вечную. Нам нужно помнить предупреждение Господне о том, что в действительности страшна не смерть тела, но душевная погибель после Его Страшного Суда. Смерть для души – это отвержение Бога, пренебрежение Его милостями, нежелание знать о Нем и веровать в Него. Грех – самый ужасный, самый долговременный, даже забытый, Бог может простить, если человек взмолится о помиловании. И пусть даже мы лежим на смертном одре от своих согрешений и страждем духовным расслаблением, полным безсилием – если наша душа воззовет ко Господу, с покаянием и плачем, то Христос не замедлит прийти и, коснувшись жизненного одра, скажет ей: «Не плачь! Восстань от греховного, ложного сна, пробудись к разумному свету евангельской истины и к радости богообщения!»

Каждое чудо Христово – это призыв к вере, это дар нашей надежде и побуждение к стоянию в истине. Мы все – почти что умершие, и Бог ведает об этом. И в том, что Он знает обо всем происходящем в нашей Церкви и Отечестве, – наша надежда на пробуждение, спасение, воскресение. Сегодня, в это время последнего выбора, мы пробиваемся к Богу почти в одиночку. Мы настолько увлечены мирской жизнью, у нас так много переживаний, житейских забот, что порой мы утрачиваем памятование о смысле и сути земного существования – о подготовке к Царствию Божию, которое непременно наступит, но лишь для тех, кто ни на мгновение не забывал о Нем. Итак, будем помнить о переходе в Жизнь Вечную, но вместе с тем – плакать над гробом своей мертвой души, каяться, просить и молить, и веровать – назло всем смертям – в милосердие Божие! Аминь.

 Протоиерей Георгий Вахромеев, настоятель храма во имя Святой Живоначальной Троицы на Шаболовке, г. Москва

Источник: http://pkrest.ru




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |