на главную

Почему мы не живем в согласии с совестью?

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные опроса о том, какие цели в жизни наши соотечественники считают наиболее важными, и как в России относятся к гражданскому браку, матерям-одиночкам и изменам.

Согласно исследованию, как 25 лет назад, так и сегодня главным в жизни респонденты считают семью и воспитание детей. Подавляющее большинство опрошенных называют первостепенными задачами создание хорошей семьи (94%), воспитание детей и обезпечение их будущего (95%). Особую ценность здоровья сегодня отмечают 95%, тогда как в 1989 году об этом говорили 82% участников опроса. С 75% до 90% увеличилась доля тех, кто считает крайне важным жить в согласии с совестью. Кроме того, заметно больше стало с трудом представляющих себе жизнь без хороших друзей (с 74% до 89%).

Однако отношение к «гражданскому браку» в нашем обществе за 25 лет изменилось незначительно: вполне приемлемой подобную форму отношений, к сожалению, по-прежнему называет большинство респондентов (81% в 2014 г, 72% в 1989 г.). Только 16% видят сожительство вне брака недопустимым (в 1989 г. – 18%).

Аналогичная ситуация наблюдается и в восприятии матерей-одиночек, родивших будучи не замужем: подавляющее большинство (84% в 1989 г. и 87% в 2014 г.) относятся к ним с пониманием.

Еще одна печальная тенденция – непонимание смысла создания семьи, который, согласно учению Слова Божия, заключается в первую очередь в рождении и христианском воспитании чад. Так, супругов, не желающих иметь детей, сегодня осуждают меньше, нежели четверть века назад: с 33% до 18%. Лояльность к ним проявляют три четверти респондентов (79%).

Об изменах в семье в наши дни судят практически также, как и во времена перестройки, и это суждение, увы, далеко от идеалов христианской нравственности. К неверным супругам с порицанием относятся лишь 39%; женщины в этом вопросе настроены более категорично (46%), чем мужчины (32%).

Что же получается в итоге? Какие выводы можно сделать по результатам данного исследования? Выходит, что люди в России осознают непреходящую ценность «малой Церкви» - семьи, имеют стремление жить «в согласии с совестью». Однако почему-то нет понятия о том, что т. н. «гражданские браки», блудные сожительства (ведущие к появлению матерей-одиночек), супружеские измены – это смертные грехи, удаляющие человека от Бога, Источника всех благ, как душевных (мира, спокойствия, радости…), так и материальных (здоровья, благополучия…).

Подвижник благочестия наших дней приснопамятный митрополит Санкт-Петербургский и ладожский Иоанн (Снычев) писал: «"Блаженны алчущие и жаждущие правды", - свидетельствовала Церковь народу русскому. "Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царствие Небесное... Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела, и прославляли Отца вашего Небесного" (Мф. 5: 6,10,16). И разве не этому свидетельству обязан русский народ тем, что, создав величайшее в мире государство, простирающееся от Атлантики до Тихого океана, он не унизил ни один из встретившихся на его пути народов, пусть самых малых, но всех принял как братьев, покоряя прежде сердца, а не крепости. Евангельское учение Церковь вложила в душу народа как совершеннейший образец, по которому каждый в меру сил должен строить жизнь личную, а все вместе - общественную и государственную. Именно Церковь стала центром святоотеческой государственности - не насилующей народа, не создающей рабства, следящей за духовным возрастанием и нравственным самосовершенствованием каждого. Церковная идея служения легла в основу сословного строя России, основанного на разделении общих обязанностей, а не на иерархии прав, как это было на Западе. Здесь берет начало весь уклад русской жизни, как бы не изменялись его формы с течением времени. Православность - непременное качество всего русского в его историческом развитии. Понятия "русский" и "православный" слились воедино. Так было, пока Россию не разъединили насильно - с умыслом, злонамеренно и расчетливо. Знали - чтобы убить Россию, начать надо с осквернения души...»

На второй извечный наш вопрос – что делать? - Владыка отвечал так: «Как восстановить в себе черты народа-богоносца, с бесовским упорством вытравливавшиеся богоборческой властью? Как обезопасить себя от духовной заразы потребительства, этой поистине мировой чумы, растлившей и погубившей уже многие народы, бывшие некогда христианскими? Все эти и еще многие иные проблемы, стоящие сегодня перед нами, суть один и тот же вопрос: как дальше жить? Думается, из сказанного выше уже многое проясняется. Прежде всего - надо вернуться в Церковь. Надо очистить место святое - душу человека - от тряпок и побрякушек, от навязанных ей ложных ценностей и восстановить в правах попранный и оплеванный смысл жизни человека. Жизни как служения Богу, зовущему нас к Себе: "Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы" (Мф. 11: 28). Надо откликнуться на этот Отчий зов, прийти с покаянием, не скрывая нынешнего своего убожества и срамоты, прийти с молитвой и верой, и тогда - силен Бог очистить наши сердца и восстановить в них мир и покой осмысленного бытия».

Михаил Теплов




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |