на главную

Старец Филофей (Зервакос) о «Всеправославном соборе»

Блаженный старец Филофей (Зервакос) родился в 1884 году в небольшой греческой деревне Пакиа, почил в 1980-м. Подвижника отличали непоколебимая вера, великое благоговение, смирение и ревность к церковным традициям.

В 1930 году по инициативе Вселенского Патриарха Василия (Георгиадиса) на Святой Горе Афон должен был состояться т. н. «Вселенский собор», на котором планировалось провести ряд реформ, направленных на подрыв православных устоев. Старец Филофей приложил немало усилий к тому, чтобы воспрепятствовать собранию модернистов, и по милости Господней его труды увенчались успехом. В частности, подвижник составил послание, выражающее святоотеческую позицию по поводу пагубного начинания Вселенского Патриарха, и обозначил ряд проблем современной церковной жизни, действительно нуждающихся в рассмотрении. Поскольку в наши дни экуменисты во главе с Константинопольским Патриархом Варфоломеем (Архондонисом) вновь активизировали подготовку к «Всеправославному собору» и наметили его созыв на 2016 год, эта работа богомудрого старца приобрела новое звучание и особую актуальность.

 

В документе Священного Собрания за № 23 от 31 декабря 1925 года предлагается множество вопросов для обсуждения на Вселенском соборе, который планируется созвать в ближайшем будущем на Святой Горе Афон.

Между тем, практически все вопросы (за исключением лишь некоторых), указанные Вселенской Патриархией, уже рассмотрены в божественных и священных канонах Святыми Апостолами и Вселенскими и Поместными Соборами Церкви. Современные отцы могут вполне в этом убедиться, тщательно и со вниманием исследовав божественные каноны и священный Пидалион (сборник правил с толкованиями преподобного Никодима Святогорца, авторитетнейший источник по каноническому праву Церкви. – Примеч. ред.). Поэтому мы считаем, что безсмысленно созывать Вселенский собор для рассмотрения тех проблем, которыерешены священными канонами божественных Апостолов и богомудрых Отцов и Учителей Церкви.

Кроме того, если Константинопольский Патриарх и его Синод, а также некоторые другие иерархи полагают, что могут проводить реформацию и вводить новшества, то, очевидно, они замышляют нечто опасное – как для себя самих, так и для всей полноты верных.

Собор, который не будет следовать обычаям и морали, правилам и традиции Православной Церкви, но, напротив, попытается их изменить, не сможет никогда ни иметь авторитета, ни называться Собором законным, или Вселенским.«Истинный и законный Вселенский Собор не попирает никакое из прежних установлений Церкви, не учит против них, не определяет ничего вопреки общепринятому и не принимает ничего ложного…» (Свт. Марк Ефесский).

Квазиавторитет и ложное наименование «Вселенского» восприяли на себя собор во Влахернах при Константине Копрониме, составленный против икон, и Флорентийский собор. То же самое произойдет, вероятно, и с предстоящим собранием на Святой Горе. Созванный при Копрониме собор ныне известен как «нечестивый», а участвовавшие в нем архиереи были отлучены от Церкви и преданы анафеме Седьмым Вселенским Собором. Также и собор во Флоренции вплоть до сего дня считается лжесобором – его постановления опроверг и отверг святой Марк, митрополит Ефесский. Предположим, что запланированный Патриархом Василием собор достигнет своих целей и примет намеченные решения, и окажется так, что с ними согласятся все архиереи. Тогда они изменят календарь Православной Церкви и определение Первого Вселенского Собора о Пасхалии (за что Антиохийским Собором предусмотрено извержение из сана), окончательно упразднят или изменят определение Отцов о посте Святых Апостолов... Но будет ли действительным такой собор? Явятся ли его правила непререкаемыми? Станут ли уважать их все христиане? Очевидно, что нет. Если отцы этого собрания не уважат определений, канонов и традиций божественных Апостолов и установлений Отцов Церкви, а, напротив, отвергнут их, – то кто же будет проявлять уважение к ним самим?! Какой православный, имеющий хоть немного веры и благоговения к Святым Отцам, не назовет такой собор лжесобором? Если, по грехам народа, его решения все же обретут силу, то наверняка не замедлит состояться иной Собор, законный, дабы подвергнуть этот нечестивый анафеме – как Седьмой Вселенский Собор осудил иконоборцев, а Собор при святителе Фотии – латинян.

А что же необходимо сделать Константинопольскому Патриарху с его Синодом и другими архиереями, дабы своими нововведениями не вызвать смятение и смущение в Церкви Христовой, не расколоть ее и не обратить на себя и людей гнев Господень?

На предстоящем соборе, на наш взгляд, нужно рассмотреть следующие вопросы:

1) об отлучении и снятии сана с архиереев и других клириков, которые, впав в смертные грехи, скрыто или явно содеянные, лишивших тем самым сами лишили себя священства, согласно божественным канонам. Поскольку Церковь Христова, следуя словам святителя Василия Великого и других Отцов, желает, чтобы священники были чисты и непорочны, – они должны рукополагаться в соответствии со священными канонами, – и не просто образованные, но и добродетельные, воздержанные, целомудренные, ревностные в вере и к отеческим традициям;

2) об извержении из сана и осуждении коснеющих в праздности (если не исправятся) архиереев и священников – бездействующих и не проповедующих слово Божие, не вразумляющих паству, но предающих ее в лапы хищных волков, т. е. различных еретиков;

3) об извержении тех архиереев, которые разрешают паству от Великого Поста и постов в среду и пятницу, вопреки 69-му правилу Святых Апостолов: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен»;

4) об извержении из сана и отлучении от Церкви тех, которые пренебрегают священными канонами и традициями, в соответствии с решением бывшего при Константине Багрянородном Константинопольского Собора: «Всем, презревшим священные и божественные правила Святых Отцов наших, которые и Церковь назирают и, украшая все христианское жительство, руководят к божественному благочестию, – анафема». Также и Пятый Вселенский Собор в своем послании к Императору Юстиниану свидетельствует: «Согласно Святым Отцам определено, что необходимо и после смерти произносить анафему на тех, которые погрешают против веры или против канонов». Смотрите, как страшно это слово [«анафема»]! И Седьмой Вселенский Собор в своих Деяниях определил: «…Чтобы осмеливающиеся <…> по примеру непотребных еретиков презирать церковные предания и выдумывать какие-либо нововведения, <...> если это будут епископы или клирики, были низлагаемы, если же будут иноки или миряне, были бы отлучаемы»;

5) об извержении из сана или предании анафеме тех, которые вводят новшества и дерзают проводить ревизию в Православной Церкви, вопреки постановлению Седьмого Вселенского Собора: «Все, что против церковного Предания, учения и начертания Святых и приснопамятных Отцов установлено, установляемо и впредь установится – анафема»;

6) о возвращении [в новостильных Поместных Церквах] церковного календаря, утвержденного Святыми Отцами.

Вот что необходимо рассмотреть ради пользы Православной Церкви и во славу Божию! Введение же новшеств, пересмотр священных канонов и традиций вызовет смятение, смущение, раздоры, ссоры, вражду, ненависть и иные виды зла, на которое грядет гнев Господень. Ибо, как сказал апостол Иаков, где зависть и сварливость, там неустройство и все худое (Иак. 3, 16).

Перевод с греческого языка интернет-содружества «Православный апологет»

Источник: http://apologet.spb.ru/ru/1756.html#sdfootnote30sym

Источник: газета «Православный Крест», № 4 (124) (от 15 февраля 2015 г.)

Окончание следует

Фото: 1 - старец Филофей, 2 - папа Франциск и Патриарх Варфоломей во время последнего визита папы в Турцию




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |