на главную

Вера и неверие – вопрос выбора (Слово в Неделю апостола Фомы)

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Сегодня мы вспоминаем, как воскресший Господь наш Иисус Христос через семь дней после Своего восстания от гроба снова явился апостолам. Теперь – для уверения одного из Своих учеников, для утверждения веры апостола Фомы. И хотя последователи Христовы уже не раз становились свидетелями великих чудес, которые совершал их Наставник, однако восстание из мертвых, Воскресение с телом необыкновенным, не с таким как у воскресшего четверодневного Лазаря, – с преображенным, способным проходить сквозь закрытые двери, но при этом и могущим употреблять обыкновенную земную пищу – такое Воскресение из мертвых поражало учеников. И поэтому они со смешанным чувством страха и восторга рассказывали о явлении им воскресшего Христа апостолу Фоме. Но сей апостол, не лицезревший до сих пор Христа, говорил им: «Пока не увижу на руках Его ран от гвоздей и не потрогаю своей рукой Его тело – не буду вам верить» (см.: Ин. 20, 25). Почему он не хотел верить своим ближайшим друзьям, которые, конечно, его не обманывали? Ведь и апостолов, и Фому с ними в течение трех лет постоянно окружали удивительные чудеса Христовы…

Святое Евангелие достаточно сдержанно говорит о внутренних переживаниях людей, и поэтому первоначальное неверие Фомы нам необходимо понять. Дело в том, что апостол Фома очень горячо любил Христа. Он не хотел верить даже своим собратьям, потому что желал веровать только Христу. Личность Спасителя стала его личной жизнью. И поэтому ему было непонятно, как могло случиться так, что другие уже видели воскресшего Иисуса, а он – еще нет. Он был внутренне убежден, что Христос должен явиться ему первому – ведь он так любит своего Учителя, и Учитель, знающий глубины человеческого сердца, конечно, ведает о его любви и преданности. Поэтому, считает Фома, вряд ли Иисус мог предстать его друзьям, а ему – не явиться. Вот откуда «блаженное неверие» святого апостола, как называется это чувство в церковных песнопениях.

Фома любил Христа и был готов умереть с Ним – он сам говорил об этом, когда перед Лазаревой субботой Иисус направлялся в Иудею, где враги Божии уже приняли решение убить Его. Ученики тогда отговаривали Господа от этого путешествия, а Фома сказал собратьям: «Идем и умрем вместе с Ним» (см.: Там же. 11, 16). Но ни он, ни другие апостолы еще не понимали, что любовь ко Христу не должна быть слишком эмоциональной или эгоистичной, слишком по-человечески горячей и несмиренной, не допускающей в свою область других. Любовь ко Христу должна быть в Духе Святом, не от мира сего. Ученики до поры не осознавали, что во Христе неразрывно соединены два начала – Божественное и человеческое. Но, не умея еще выразить в мыслях и словах свое понимание Христа, они интуитивно правильно верили в Него как в Богочеловека.

От неверующих людей часто можно услышать: «Если не увижу, если наука не докажет существование Бога – то не поверю». Наука, настоящая, современная, пришла к пониманию того, что мир создан Великим Разумом, и в каждой живой клетке заложена некая программа, по которой эта клетка действует, как будто она разумная. И в глобальных явлениях природы, не обладающей разумом, наблюдается невероятно разумный порядок; вся вселенная действует по законам, которые выявляют наличие Законодателя, т. е. Творца. Но люди – и ученые, и не ученые – все равно делятся на верующих и неверующих, потому что вера в Бога – это вопрос духовно-нравственный, а не только научный. В отличие от всей природы Бог даровал человеку Свои образ и подобие, т. е. свободу выбирать и любить. Нам дано право: свободно избрать и возлюбить Бога, своего Создателя, или предпочесть ему самого себя, иного человека, какие-то вещи... Вот в этом выборе и состоит ответ на вопрос о вере или неверии в Бога.

Люди, которые считают для себя унизительным повиноваться Богу, никакими научными доказательствами не могут быть убеждены в существовании Творца. Поэтому Христос и не явился в Своем воскресшем теле книжникам, фарисеям и неверующим, но зато показался Фоме, вопиявшему о своем неверии. Вера в Бога была главным делом для Фомы. Когда он встретил Христа – Человека, учившего о Боге-Отце и Царстве Божием, раскрывая великую тайну Божественной любви, – то стал Его учеником и постепенно проникся сознанием, что во Христе действует Сам Бог. Любовь Иисуса к Своему Богу-Отцу зажгла сердце апостола, и в нем соединились любовь к Богу и к своему Учителю – Христу. Фома понял, что если он не будет рядом со Христом, значит, рядом с ним не будет Бога, и жизнь потеряет смысл. Трудно представить, что он испытывал целую неделю после рассказа других апостолов о явлении Воскресшего Спасителя. Но вот, Промысел Божий снисшел к его любящему сердцу, и Воскресший Господь предстал перед ним и остальными учениками. «Посмотри Мои язвы от гвоздей и потрогай меня своими руками, – говорит ему Христос, – и не будь неверующим, но будь верующим» (см.: Там же. 20, 27). Изумленный Фома, не смея прикоснуться ко Христу, падая перед Ним на колени, восклицает из глубины своего существа: Господь мой и Бог мой! (Там же, 28). Вот так по тексту Евангелия получается, что Фома первым из учеников признает Христа истинным Богом.

Признавать живого Человека, пусть даже необыкновенного, Богом – это очень рискованно, очень непросто. Только любящее сердце способно почувствовать то, что для разума недоступно. Благодать Духа Святаго открыла апостолу Фоме духовные очи, и он в благоговейном трепете узрел во Христе Того, ради Которого он живет на земле – Самого Творца. Христос же в назидание другим говорит Фоме: Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие(Там же, 29). Эти слова стали для нас с вами великим утешением и надеждой на спасение. Ибо мы, не видевшие Спасителя лицом к лицу, веруем в Него. И молимся Ему, чтобы вера наша не оскудевала, а приумножалась. Фома после этого события был готов на любые испытания и страдания за Христа – и чем больше страданий, тем лучше, тем радостней, ибо этим он мог доказать свою любовь и преданность возлюбленному Господу.

И мы с вами – тоже имеем это великое обещание от нашего Воскресшего Спасителя – обещание за твердую веру получить блаженство вечное. Мы должны понять для себя, что вопрос веры или неверия – это вопрос выбора: или свободной любви к Богу, или ложного самолюбия, которое всегда оборачивается рабством диаволу, и, в конце концов, это – вопрос о жизни или смерти.

И вера состоит не только в том, чтобы признавать существование Бога, но и в том, чтобы ощущать Его как безконечно дорогого и любимого Отца и Спасителя, а Христа, Сына Божия – как личного Спасителя, без Которого жизнь невозможна. И блаженны мы, если в терпении, в твердой вере во всеобщее воскресение из мертвых ожидаем Его появления на земле. Чтобы Он взял нас от этой юдоли плача на Небо, и мы смогли совершить переход от рабства земного к свободе и славе детей Божиих. Ибо Христос – наша Пасха, «двери райские нам отверзающая!»

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Протоиерей Георгий Вахромеев, настоятель храма во имя Святой Живоначальной Троицы на Шаболовке, г. Москва

Источник: газета «Православный Крест», № 8 (128) (от 15 апреля 2015 г.)




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |