на главную

«Как и всякая ересь, экуменизм лжет…»

В нашем издании уже анализировались проекты документов по темам повестки т. н. «Всеправославного собора». Ранее были рассмотрены составленные в 1968 году Комиссией при Священном Синоде Русской Православной Церкви по разработке каталога тем Всеправославного предсобора проекты, касающиеся вопросов процедуры признания статуса церковной автономии и взаимоотношений Православной Церкви с «христианскими конфессиями». Сегодня будет затронута тема экуменического движения. В 1968 году она также разрабатывалась указанной Комиссией в составе проекта «Взаимоотношения Православной Церкви с остальным христианским миром», но позже нашла отражение в отдельном документе. Напомним читателям: поскольку последние, составленные недавно версии проектов до сих пор так и не опубликованы, мы разбираем тексты полувековой давности, тем более что Священный Синод нашей Церкви эти документы не отменял.

 

Рассматриваемый нами документ идет подпунктом «Е» и называется «Православие и межцерковное движение». В свою очередь этот подпункт разделяется еще на несколько частей. Часть «а» называется «Присутствие и участие Православной Церкви в межцерковном движении в духе патриаршей энциклики 1920 года». Каждый ее абзац пронумерован. Проанализируем их по порядку.

«1. Господь Иисус Христос основал единую и единственную Церковь (см.: 1 Тим. 3, 15). Он – ее Божественная Глава (см.: Еф. 1, 22; 5, 23). Наличие в мире различных христианских конфессиональных Церквей и обществ есть явление ненормальное, и в связи с этим снова и снова возникает вопрос: „Разве разделился Христос?" (1 Кор. 1, 13)».

Действительно, Господь основал одну Церковь, и Он является ее Главой. Но вывод никак не связан с посылкой, поскольку уже в следующей части цитаты содержится не просто противоречие, но (намеренное?) искажение церковного учения. Основанная Христом Церковь сохранилась до наших дней; это Церковь Православная. Те же конфессии, которые названы в документе «христианскими Церквами и обществами», к христианству отношения не имеют. Это еретические секты, переиначившие на свой лад учение Христа и отпавшие от Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Само же представленное рассуждение логически неверно, ибо объединение с еретиками ради лишь одного объединения безсмысленно, никаких проблем не решает и его ничем, кроме как предательством Православия, назвать нельзя.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Вы говорите: „Еретики – те же христиане". Откуда Вы это взяли? Разве кто-нибудь, именующий себя христианином и ничего не знающий о Христе, по крайнему невежеству своему решится признать себя таким же христианином, как и еретики, а святую веру христианскую не отличит от чада клятвы – богохульной ереси! Иначе рассуждают об этом истинные христиане! Многочисленные сонмы святых прияли венец мученический, предпочли [принять] лютейшие и продолжительнейшие муки, темницу, изгнание, нежели согласиться на участие с еретиками в их богохульном учении. Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек, зараженный страшным недугом ереси, мертв душою, чужд благодати и спасения, в общении с диаволом и его погибелью. Ересь – грех ума. Ересь – более грех диавольский, нежели человеческий; она – дщерь диавола, его изобретение, – нечестие, близкое к идолопоклонству».

Из слов святителя можно заключить, что авторы проекта либо были крайне невежественны (что вряд ли), либо сознательно подменяли понятия. Резкая оценка святителя Игнатия может кого-то смутить, но это речь человека, который освятился душой и телом, достиг Царствия Небесного. Всю свою жизнь он изучал писания Святых Отцов и изложил их учение применительно к нашему времени. У него нет лицеприятия, он говорит истину, руководствуясь только Христом и Его заповедями. Вот чем ценны его слова!

Поэтому вопрос «Разве разделился Христос?» в проекте крайне неуместен. «Лукавство подобных рассуждений заключается в том, – писал подвижник благочестия наших дней приснопамятный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев), – что на деле никакого разделения церквей никогда не происходило. История христианства недвусмысленно и ясно свидетельствует о том, что в действительности имело место постепенное отпадение, не разделение, а именно отпадение западных народов и западноевропейских конфессий от Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Церковь же эта неповрежденно существует и поныне, приняв наименование Православной, т. е. правильно славящей Бога. Любое непредвзятое историческое исследование покажет, что Православие вовсе не есть „одно из" многочисленных исповеданий. Оно есть именно то первохристианское, апостольское исповедание, от которого впоследствии – идя на поводу у собственной гордыни и лжеименного разума – отпали все остальные „христианские конфессии"».

Итак, ни Христос не разделился, ни Его Церковь никогда не разделялась. Это еретики отпали, а Православная Церковь продолжает исповедовать истину, как и прежде, с момента своего основания Господом.

«2. Межцерковное движение, оформившееся в начале текущего столетия, поставило своей целью достичь единства Церкви, единства всех верующих во Христа Спасителя. Задача эта является сложной, и разделение остается печальным фактом настоящего дня».

Словно отвечая авторам данного проекта, митрополит Иоанн замечал: «Прикрываясь „благородной" целью „устранения межрелигиозной розни" и „воссоединения верующих в единой братской семье", теоретики экуменизма забывают упомянуть о главном: о том, что в таком „воссоединении" будет утеряна величайшая драгоценность – истина Закона Божия, погребенная под грузом человеческого лжемудрствования. Как и всякая ересь, экуменизм лжет, предлагая „братски соединить" истину с ложью, лукаво делая вид, что не понимает противоестественности такого соединения, надеясь, что люди, завороженные благородством лозунгов, не заметят страшной подмены».

К этому исчерпывающему слову трудно что-либо добавить.

«3. Православная Церковь с самого возникновения межцерковного движения внимательно смотрит на его внутреннее и внешнее развитие и принимает в нем активное участие. В настоящее время почти все Православные Автокефальные Церкви представлены во „Всемирном совете церквей". Это вызывает необходимость в их координированном делании на этом сложном и ответственном поприще».

Заявление, содержащееся в этом подпункте, не аргументировано и авторитетно лишь для самих экуменистов. В настоящее время три Поместных Церкви – Иерусалимская, Грузинская и Болгарская – не состоят в указанной еретической организации. Есть надежда, что рано или поздно из этого совета нечестивых выйдут и другие Поместные Православные Церкви. Если это произойдет одновременно, то, безусловно, «вызовет необходимость в координированном делании».

Следующий подпункт проекта – «б» – «Изучение богословских и других тем, имеющих отношение к предпосылкам участия Православной Церкви в межцерковном движении». (Нумерация абзацев здесь продолжает нумерацию предыдущего подпункта).

«4. „Бог есть любовь" (1 Ин. 4, 7). Свойство любви – единство пребывающих в ней (см.: Ин. 17, 21). Нарушающий единство свидетельствует об отсутствии или недостатке в нем любви».

Снова обратимся к уже цитированной выше беседе митрополита Иоанна «Смотрите не ужасайтесь», в которой он мудро обличает диавольскую сущность экуменического лжеучения. «Третья ложь экуменизма, – пишет Владыка, – ложь о том, что его нравственным основанием является любовь, повинуясь зову которой, экуменисты стараются уничтожить в религиозной области все разногласия и разделения, утвердить повсюду мир и единение. Любовь – первая и главная добродетель христианина. Без нее невозможно само существование мира, без нее теряет смысл человеческая жизнь. Но эта любовь есть прежде всего любовь к Богу, к тем Божественным истинам и благодатным откровениям, которые позволяют человеку победить грех и стяжать себе вечную и блаженную жизнь в обителях райских. „Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь" (Мф. 22, 37–38), – поучал Христос Спаситель Своих учеников. Такая любовь не терпит никаких посягательств на истины веры. Такая любовь безпощадно, до последней капли крови, до последнего издыхания борется с ересями, посягающими на чистоту Божественных заповедей. Такая любовь не допускает и мысли о возможности уравнять истинную Церковь Христову с гибельными ересями, преисполненными пагубных человеческих заблуждений. И эта любовь не имеет ничего общего с теми лукавыми отговорками, которые используют экуменисты для прикрытия своих неблаговидных целей».

Т. е., как видим, авторы проекта совершают еще одну смысловую подмену – к понятию истинному и безусловному (любовь) – пытаются подверстать собственные измышления.

«5. Отсутствие единства у христиан – очевидное доказательство отступления многих из них от самой сущности христианства (см.: 1 Ин. 4, 8). Христиане стали плотскими – отсюда разделения (см.: 1 Кор. 3, 3). Ибо когда один говорит: „я Павлов", другой: „я Петров", третий: „я Иоаннов", то не плотские ли мы? (ср.:Там же. 3, 4). По причине умножения беззакония во многих охладела любовь (см.: Мф. 24, 12) и возрос эгоизм, преумножились разделения».

И снова составители документа, которыми руководил известный экуменист митрополит Никодим (Ротов), подменяют и смешивают понятия. Слова апостола Павла не дают основания для утверждения лжеучения экуменизма. А приведенный «аргумент» имеет явно спекулятивный характер – объединяйся с еретиками, или ты не настоящий христианин!

Блаженный Феофилакт Болгарский в толковании на это процитированное в проекте место Священного Писания пишет: «Теперь обращается к подчиненным и говорит: я справедливо называю вас плотскими, потому что между вами есть зависть, споры и разногласия. Он мог обвинять их и в блудодеянии, и многих других пороках; но т. к. между ними особенно усилились разногласия и споры, то о них и упоминает. Важно отметить, что [апостол Павел] везде соединяет зависть со спорами. Это потому, что от зависти происходят споры, а от споров разногласия. Но если все эти безпорядки есть у вас, то „не по человеческому ли обычаю поступаете"? – т. е. не о плотском ли, не о человеческом ли и земном помышляете?»

Таким образом, здесь апостол обращается к верующим первой Коринфской христианской общины, а не к православным и еретикам. Те разногласия, о которых он говорит как о «надлежащих быть между вами», ни в коем случае не были ересью. Относительно еретиков у богомудрого Павла есть другое наставление христианам: Еретика после первого и второго увещания отвращайся (Тит. 3, 10). Посему отсечение еретиков от Церкви – это дело не плотского, а духовного разума. Оно совершено святыми Отцами Вселенских Соборов и их преемниками, которых экуменисты клеветнически называют плотскими, относя собственное неразумение на счет учителей Церкви.

Дальнейшие рассуждения в пунктах 6, 7, 8 основаны на том же ошибочном базисе, который был рассмотрен в пункте 5. В них содержатся мысли о борьбе со грехом, но понятие это трактуется экуменистами в произвольном, далеком от святоотеческого толкования смысле. Приведем для примера пункт 8-й:«Условием истинного единства является христианский подвиг борьбы с грехом, породившим разделение, и искренние искания необходимой основы для восстановления единения».

И опять – «с грехом, породившим разделение», предлагают бороться только православным. Между тем причина всему – грех гордости самих еретиков. Святитель Игнатий (Брянчанинов) поясняет: «Отличительное свойство падших духов – гордость; отличительное свойство и еретиков – гордость, которой очевиднейшее проявление состоит в презрении и осуждении всех, не принадлежащих к их секте, омерзение ими, лютая ненависть к ним. Но существенное проявление гордости в еретиках и раскольниках состоит в том, что они, отвергши богопознание и богослужение, открытые и преподанные Самим Богом, усиливаются заменить их богопознанием и богослужениями самовольными, богохульными и богопротивными».Этот грех еретической гордости и стал для отпавших причиной отделения от Церкви Христовой.

При этом Святые Отцы утверждают, что люди избавить еретиков от гордости не в состоянии. «Еретику неудобоприступно покаяние и познание истины, – свидетельствует тот же святитель. – Доступнее покаяние и истинное богопознание для прелюбодеев и уголовных преступников, нежели для еретика и раскольника, особливо если он – ученый и подвижник. Доказали то и другое явные грешники и ученые сектанты, современные Христу, упоминаемые в Евангелии: грешники приняли и Господа, и Предтечу Его, между тем как книжники, фарисеи и саддукеи отвергли и Иисуса, и Иоанна. <...> Обращение еретика и раскольника к правоверию – особенная милость Божия – устраивается особенным Промыслом Божиим для избранников, известных Единому Богу. Человеческие средства к обращению раскольников и еретиков безсильны».

В пункте 10-м авторы проекта пишут: «Православная Церковь главной задачей своего участия в межцерковном движении считает свидетельство истины и содействие воссозданию единства на основе учения неразделенной Церкви».

Снова – обман и искажение православного учения. «Особенно ярко выясняется несостоятельность нынешних „православных" экуменистов, использующих для своего оправдания пятую ложь – тезис о том, что в рамках экуменического движения они остаются лишь для того, чтобы свидетельствовать инославным об истинах Православия, – пишет митрополит Иоанн. – Таким свидетельством является вся жизнь Православной Церкви в ее благодатной, чудесной полноте. Из века в век спасительная церковная благодать привлекала к себе десятки и сотни миллионов людей, жаждавших спасти свою душу и обрести высший смысл жизни. Никаких дополнительных „свидетельств" истины Откровения Божия не требуют. Для их усвоения от человека требуется лишь раскаяние в грехах и добрая воля, и более ничего».

Пункт 12-й и 13-й гласят: «Искренние сердечные молитвы о соединении всех, привлекая благодать Божию, являются действенным средством умножения любви и достижения искомого единства. Диалог, совершаемый с кротостью и долготерпением в духе любви (см.: Рим. 15, 5–6), может способствовать уяснению Истины и соединению всех во Христе: „Ибо где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18, 20)».

Но если экуменизм – ересь, а великий святой XX века преподобный Иустин Челийский назвал его «ересью ересей или всеересью», то разве могут молитвы еретиков-экуменистов об их богопротивном соединении с другими еретиками привлечь Божию благодать? Прежде покаяния их, и в первую очередь покаяния в ереси экуменизма, сила Божия не снизойдет на этих людей. А без благодати не поможет и никакой экуменический диалог. В результате него, как действия человеческого, еретики могут соединиться лишь на краткое время – как участники какого-либо преступления. Однако вскоре у них снова начнутся разделения, поскольку каждый будет стремиться стать первым, главным, «более истинным». Одержимые гордыней, еретики не способны к прочному миру даже между собой, не говоря уже о чем-то большем.

«14. Утверждению духа подлинного единства, исключающего как ложный иренизм (иренизм – направление экуменического „богословия", стремящееся примирить все „христианские конфессии" путем взаимных доктринальных уступок, – примеч. ред.), так и фанатизм, должны способствовать духовные школы, воспитывающие будущих служителей Церкви, и живое слово проповеди, обращенное к верующему народу. И то, и другое способно пробудить христианские чувства, для которых „нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все <…> одно во Христе Иисусе" (Гал. 3, 28)».

Этот последний пункт не только повторяет уже неоднократно проводимую «аргументацию» (где под прикрытием безусловных понятий – например, любви – Православной Церкви предлагают смириться с ересью), но и раскрывает механизм, при помощи которого экуменисты надеются распространить свое лжеучение в Церкви Христовой.

Итак, мы рассмотрели еще один проект документа по теме «Экуменическое движение». Какой вывод можно сделать из представленного анализа? Народ Божий не может не осуждать лжеучение экуменизма, изложенное в указанном проекте. Всем верным чадам Церкви необходимо требовать осуждения этой ереси на предстоящем в 2016 году соборе, либо же отказа Русской Церкви от участия в этом сомнительном мероприятии.

Священник Михаил Новиков

Источник: газета «Православный Крест», № 10 (130) (от 15 мая 2015 г.)

Фото: 1 - святитель Игнатий (Брянчанинов), 2 - митрополит Иоанн (Снычев)








 




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |