на главную

Не уподобимся гадаринцам! (Слово в Неделю 5-ю по Пятидесятнице)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Сначала давайте прочитаем еще раз сегодняшнее евангельское слово: И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их. Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город (Мф. 8, 28–34; 9, 1).

Всегда страшно говорить о той бесовской силе, которая называется «силой зла», чья цель существования – причинять божественному мирозданию всевозможные мучения и страдания, искушать человека, увлекая его в вечную погибель.

Как известно, Бог – не Творец зла. Зло возникло в разумных тварных существах, существах духовного мира, как следствие проявления их свободной воли. Денница, сын зари (Ис. 14, 12), «помазанный херувим, совершенный в путях своих со дня сотворения своего» (см.: Иез. 28, 14–15), – так называют пророки Исаия и Иезекииль ангела тьмы, гордого сатану, показывая его духовное совершенство до момента падения, до того, как он самоопределился в восстании против Бога. Но когда произошло это самое страшное во вселенной событие, положившее начало всем будущим бедам, когда вдруг денница, сын зари, воскликнул в сердце своем: Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой <…>, буду подобен Всевышнему (Ис. 14, 13–14), – тогда, охваченный чувством гордыни, он перестал быть отражением Божественного Света. Безмерное превозношение побудило его воспротивиться Создателю, соделаться губителем Его творений и из сына Света, Истины и Любви обратиться в начальника тьмы, лжи и злобы.

Но любой лжец обманывает прежде других самого себя; потому диавол стал еще и отцом самообмана. Зло, как проявление свободной воли денницы и воли последовавшей за ним трети ангелов, – именно в силу соблюдения Богом закона свободы разумных существ – не уничтожается Им, а лишь ограничивается. Однако все, что создал Творец, в т. ч. и отпавшие от Него по собственному произволу ангелы и люди, – все это имеет развитие в вечности. Читая в Апокалипсисе, что однажды земля и все злые дела на ней сгорят, нужно разуметь здесь лишь трансформацию сущностей, переход их в иное состояние, но никак не исчезновение. Сотворенный Божиим Словом мир гармоничен и уравновешен в каждой детали, – поэтому подвиг всегда венчает награда, а обман и любое иное зло подлежит наказанию. Посему Господь и говорит верным об обещанных благах, а избравшим зло напоминает о неизбежном справедливом воздаянии.

Ограничение зла Господом мы наблюдали в истории уже дважды. Первый раз – когда архистратиг Михаил свергнул денницу с неба на землю. А затем – во время пришествия в наш мир Спасителя Иисуса Христа. Поэтому ни сейчас, ни в конце времен диавол не был и и не будет всесильным в отношении христиан, однажды и навсегда получивших Крест Христов как непобедимое оружие против него. Но полное попрание власти «князя мира сего» произойдет при Втором славном и страшном пришествии Господа, когда свершится Его Суд: сатана будет низвержен в бездонные глубины ада и навсегда утратит возможность творить зло. А с ним эту участь разделят все те, кого он прежде сумел соблазнить, сделав противниками Бога.

В церковно-славянской лексике есть интересное слово, определяющее способ воздействия сил бесовских на человека, животных и природу, – «приражение». На современном языке оно означает «присоединение». Т. е. бесы как духи имеют возможность «приражаться» к разным формам материального мира, проще говоря – вселяться в живых существ, которые от этого становятся бесноватыми. Медицина же, не постигая причин странного поведения одержимых демонами людей, считает их психически нездоровыми. А Господь наш Иисус Христос, исцеляя таких несчастных, показывает, что любое, даже порабощенное нечистой силой разумное творение Ему дороже всего материального мира. Поэтому в действительности верх безумия, беснования – это ценить что-либо земное больше, чем свою безсмертную душу.

Два гергесинских (гадаринских) бесноватых избавились от этого ужасного состояния силой Божиего милосердия. Разумно было ожидать, что жители той страны опомнятся, покаются в своих грехах и возблагодарят Христа. Но случившееся вселило в этих малодушных людей новый страх – что за гибелью свиней может последовать изгнание из их повседневной жизни укоренившихся беззаконных привычек. Гадаринцы поняли, что это чудо исцеления есть призыв к их собственному духовному перерождению, выздоровлению, которого они, однако, не желали. И поэтому – испугались Христа, Он стал им по-обывательски неудобен. Нежелание отречься от тех или иных проявлений материального достатка заставило этих людей просить Иисуса уйти от них. Пусть даже Он великий Чудотворец, пусть Божественный Учитель и Пророк, но ведь Он нанес им определенный материальный ущерб и, значит, должен удалиться из их местности! Обратите внимание: свой ужас перед бесноватыми жители Гадаринской страны моментально забыли! А ведь совсем недавно исцеленные, походившие тогда на хищных зверей, выходя из гробовых пещер, нападали на путников и разрывали их на части... Но стадо свиней, оказывается, было в глазах местных жителей ценнее не только собственного духовного преображения, но даже и физической безопасности!

Это событие в Гадаринской стране служит всем нам уроком и предостережением. В истории нашего общества было и революционное беснование, и одержимость атеизмом. Но и теперь (может быть, именно теперь – в особенности) мы стоим перед выбором: сказать ли нам Христу подобно гадаринцам: «Отойди от нас со Своим предупреждением о начертании антихриста»; или же последовать, наконец, призыву Божию: Отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24).

В начале ХХ века, во время царствования святого благоверного Государя Николая II, Россия наслаждалась обилием земных и духовных благ. Оптинские Старцы, праведный Иоанн Кронштадский и другие светильники веры питали народ благодатным словом и предупреждали о коварстве внешних и внутренних врагов государства и Церкви. Сельскохозяйственное производство обезпечивало нашу страну и всю Европу хлебом. Запад изумлялся стремительности промышленного развития России. Богатые богатели, бедные постепенно обретали достаток; рабочие и крестьяне в большинстве своем жили далеко не впроголодь (о чем, конечно, большевистская пропаганда всегда умалчивала). Но это внешнее благополучие послужило поводом для духовной безпечности части нашего народа. Именно в подобной обстановке духи злобы поднебесной смогли войти в самых безпринципных людей, заразив их пагубным западным либерализмом и революционными идеями. Нарушение заповеди «Не возжелай имущества ближнего твоего» (см.: Исх. 20, 17) привело к попранию другого закона – не убий (Там же, 13): демоны революции не только соблазнили людей позавидовать чужому благополучию, но и залили кровью праведников всю Россию. И вместо обещанного «земного рая» в стране воцарились нищета, голод и разруха.

Допуская зависть в свое сердце, человек неизбежно приходит к плохому концу. В действиях большевиков, как последователей отца лжи, присутствовало неизменно сопутствующее обману (и самообману) противоречие – хотя бы с точки зрения той же «классовой борьбы». В самом деле, какую угрозу «рабоче-крестьянской» власти могло представлять христианство с его проповедью нестяжания и братолюбия, когда даже лозунг: «Кто не работает, тот не ест» заимствован из Священного Писания?! Разве мог быть «эксплуататором» сельский священник, живший беднее большинства своих прихожан; или монах, не имевший вообще никакого личного имущества? И, наконец, почему даже народное бедствие – голод, вызванный т. н. «раскулачиванием», – большевики использовали как повод «расстрелять как можно больше» верующих (о чем стало известно из опубликованной ныне ленинской секретной инструкции «по изъятию церковных ценностей»)? Из всего этого следует, что скрытыми пружинами большевизма являлись исключительно бесовские идеи, что действия новой власти были направлены отнюдь не на благо трудящихся, но в первую очередь – на уничтожение Церкви Христовой.

Отсюда можно сделать простой, но поучительный вывод: пока в русских людях господствует дух грубого материализма, их души открыты для воздействия темных сил. И когда мы слышим приятные обывательскому слуху речи о повышении уровня жизни и материального обезпечения граждан – не надо обольщаться. К сожалению, со времени большевизма ничего не изменилось, сознание материалистов остается таким же, как и две тысячи лет назад, когда бесы вселились в стадо свиней. Современные гадаринцы изгоняют Христа и стремятся утвердить новый тип человека, для которого духовные ценности не значат ровным счетом ничего. Для таких людей возможность покупать и продавать оказывается превыше страха жить во власти антихриста, и они готовы не только на своих «свиней», но и на свое тело поставить клеймо «всемирного хозяина». Гадаринцы всех стран объединяются в «шенгенские зоны», не задумываясь и не осознавая, что в «зонах» живут только заключенные!

Дорогие мои! Не будем уподобляться этим несчастным и паниковать, если нам вдруг придется расстаться со своим имуществом и мирным существованием. Ужасно нынешнее нашествие легионов тьмы, но еще хуже наша теплохладность в деле спасения! Христос зримо ступил на Русскую землю – поруганные церкви возрождаются, из них изгоняется полчище бесовское, мироточат и кровоточат иконы... А мы все медлим стать воинами Христа, Бога нашего; в свете рассмотренной евангельской метафоры – боимся потерять своих «свиней»!

Задача у нас одна, и она не так сложна, как кажется, – нужно подняться на борьбу с глобализацией, надо сплачиваться и требовать от властей исполнения их же закона, прописанного в Конституции, – о свободе совести. Ибо присвоение номера человеку – это оскорбление веры и преступление против личности. И нам надо готовиться к материальным потерям – к этому радостному подвигу во имя истинной веры, надежды и любви ко Христу, ибо все земное – преходящее, и обязательно погибнет, останется только небесное. Нам необходимо позаботиться о том, чтобы войти в ту область, где обитают наши святые, и где они вместе с исцеленными бесноватыми ждут нас, чтобы мы все вместе могли возблагодарить Творца.

Итак, люди по-прежнему стоят перед выбором между Христом и своими «свиньями». Святая Церковь преподает нам сегодня урок о власти Божией над бесами и о победе над ними всех верных Ему до конца. Аминь.

Протоиерей Георгий Вахромеев, настоятель храма во имя Святой Живоначальной Троицы на Шаболовке, г. Москва

Печатается с сокращениями и литературной правкой редакции «ПК»

Источник: http://pkrest.ru




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |