на главную

Пост и воздержание – нравственная обязанность каждого христианина

Как известно, на следующий год намечено проведение т. н. «Всеправославного собора». Одна из тем его повестки – вопрос о посте в современном мире. Судя по официальным заявлениям некоторых иерархов, участвующих в подготовке форума, предсоборная комиссия уже составила документ, направленный либо на отмену ряда постов, либо, по крайней мере, на сильное ослабление церковной дисциплины поста. Это обстоятельство заставило нас обратиться к фундаментальному исследованию выдающегося отечественного литургиста профессора Императорской Московской Духовной Академии И. Мансветова. Труд профессора ценен глубоким и обстоятельным исследованием церковных источников по данной тематике, научной объективностью, а также осторожностью и взвешенностью в выводах, в которых авторитетный автор с глубочайшим благоговением излагает историческую сторону церковной жизни.

Профессор И. Мансветов дает очень важные сведения об отношении к постам с древнейших времен в истории Церкви. Им указывается на такой исконный обычай у христиан, как соблюдение строгого воздержания перед большими праздниками (имеется в виду сухоядение и не вкушение никакой пищи до 9 часа дня, а также ее принятие только единожды в день монашествующими и 2-3 раза - мирянами). Эти посты дополняли предпасхальный обязательный пост и пост среды и пятницы. Монашество, согласно уставам преп. Венедикта Нурсийского, преп. Василия Великого и свидетельству преп. Иоанна Кассиана Римлянина, придерживалось обычая поститься постоянно. Т. е. речь идет, еще раз подчеркнем, о сухоядении. Такая строгость поста разрешалась елеем в субботу и воскресение. А в некоторых монастырях пост держался непрерывно, с сентября и по Пятидесятницу. Поэтому монашество по сути и не нуждалось в т. н.фиксированных постах.

Данная информация крайне важна в связи с высказываниями современных ревизионеров церковной традиции поста, которые утверждают: «Пусть постятся в монастырях, а мирянам посты не нужны». В ответ на эти заявления, преисполненные демагогии, мы приведем интересное резюме профессора И. Мансветова: «А Кассиан (имеется в виду преп. Иоанн Кассиан Римлянин), отправляясь от этой мысли (о необязательности фиксированных постов и предоставлении человеку свободы выбора времени поста и его строгости), передает такое мнение египетских монахов, что ни Спаситель, ни Апостолы не учреждали постов, признавая соблюдение воздержания нравственно обязательным для каждого,и что они были установлены впоследствии, когда стали злоупотреблять этою свободою и пренебрегать исполнением поста».

Заметим, что мы живем во время серьезного упадка аскетического духа в Церкви Христовой, преобладания обмирщения. И обязанность любого христианина соблюдать посты и проводить свою жизнь в духовной строгости и бдительности предана почти полному забвению. Поэтому сегодня как никогда необходимо говорить о долге всех верующих, а в особенности - монашествующих, хранить воздержание. Предстоящий же «Всеправославный собор», судя по всему, направлен на окончательное разрушение апостольского строя церковной жизни, а значит – на уничтожение Церкви. Эту линию подготовки «Великого собора» необходимо всячески критиковать, настойчиво указывая на необходимость ее изменения. А в случае нежелания инициаторов собора отказаться от своих намерений, нужно будет бойкотировать антиканонические решения этого форума, признав его «разбойничим».

++ +

Кроме Великого поста, - главного между годовыми – известны были с давних пор еще три меньшие, иногда называемые в церковном уставе «малыми Четыредесятницами». По началу своему все они принадлежат глубокой первохристианской древности, но что касается их продолжительности, способа провождения и положения в составе церковного года, то в этом отношении они определились уже в эпоху первых письменных уставов, и на их установку имели сильное влияние обычаи монашеские. Ранее других становится известным из исторических данных пост после Пятидесятницы, почти одновременно с ним выступает пост Рождественский и уже после них – Успенский.

Познакомимся с каждым из них отдельно и выясним условия их происхождения.

Древнейшею основою теперешнего Петрова поста нужно считать пост, который держали первые христиане после 50-цы в следующую за этим праздником неделю, или через неделю после него. Этот пост продолжался одну неделю, как видно из точного обозначения его продолжительности в Апостольских Постановлениях. После 50-цы, говорится здесь, «празднуйте одну неделю и после нея одну неделю (μίαν υδομάδα) поститесь. Ибо справедливо порадоваться о даре, ниспосланном нам от Бога, и затем поститься после утешения» (L. V. c. 20 , пар. 7). Речь идет, конечно, о благах, принесенных верующим Воскресением Спасителя и в частности явлением Святаго Духа. Продолжительный праздничный период, вызванный воспоминанием об этих двух великих событиях, естественно было закончить воздержанием и таким образом уравновесить порядок церковной жизни. Но было и другое соображение в пользу этого поста, - соображение такого же в сущности свойства, что и при установлении Поста Великого, именно – память о разлучении Христа с Апостолами по Вознесении. Основываясь на этом соображении, некоторые начинали пост тотчас после праздника Вознесения и продолжали его до 50-цы. Так говорит Филастрий Бресчийский. Об этом обычае знал и блаженный Иероним, но он не признавал этого довода уважительным и находил несообразным поститься после Вознесения в виду наступающего праздника Пятидесятницы (Nonnulli pulant post dies qvadraginta passionis jejunia debere commiti, licet statim dies pentecostes et Spirit us sanctus adveniens indicant nobis festivitatcm (Comment in Matth, IX. 15)). Но довод Иеронима сам по себе не силен, потому что, как увидим далее, христиане первых времен имели обыкновение поститься перед большими праздниками, приготовляясь к ним воздержанием и молитвою, а потому, вероятно, и не находили ничего несообразного поститься и перед наступлением 50-цы. На Западе этот пост примкнул уже в VI веке к системе четырех годовых постов, так называемых «jejunia qvatuor temporum», и занял в ней второе место, под именем летнего поста (jejunium aestivum), весенним считался Великий Пост, третьим – осенний, а четвертым зимний – передрождественский. На Востоке, где эта система не имела силы и не была проведена последовательно, как на Западе, пост 50-цы мало по малу отделялся от своего первоначального исторического пункта и примкнул к празднику апостолов Петра и Павла. Вообще, на Востоке имела более значения система приурочивания постов к большим праздникам, в качестве приготовительных средств, и заслонила собою их отношение к известным периодам астрономического года. Восточная Церковь в этом отношении взяла за точку отправления древнехристианский обычай поститься в кануны великих праздников, так называемые „jejunia vigiliarum". Так христиане, участвуя в продолжительной, целую ночь продолжавшейся, службе накануне Пасхи, Богоявления, Пятидесятницы, проводили эти дни в строгом воздержании. К большим праздникам приурочивалось Крещение оглашенных, с которыми вместе постились и верующие, а еще далее – эти праздники были избираемы временем принятия Святых Таин, к которому христиане готовились воздержанием и молитвою. Некоторые из этих кратких вигильных постов выработались затем в продолжительные посты, как, например, Рождественский и Успенский, некоторые остались в неразвитом виде, например, канун Богоявления, а некоторые совсем прекратились, например, пост перед Троицыным днем и перед Воздвижением, хотя в древности и имели место. Дальнейшему развитию этой системы в Греческой Церкви и ее полному применению помешали правила о предпразднствах, которые (т. е. предпразднства) явились в уставах с характером дней полупраздничных и тем ослабили строгость этих канунов. Полную систему годовых постов, принятую на Востоке в VI-VII вв., выражает Анастасий Синаит в 64 ответе на разные вопросы, ему предложенные. Он упоминает о трех постах, ни больше, ни меньше, и ставит их в связь с таким же числом постов иудейских. Но, выражаясь точнее, следовало бы сказать к трем главным еврейским праздникам, так как кроме одного поста в день очищения, никаких других в Моисеевом законе не положено. Но, так или иначе, для нас важна самая их цифра, выставляемая Синаитом, своего рода граница, которая, по его словам, определена положительно и преступить которую нельзя. В это число входят: пост Предпасхальный, после 50-цы и Предрождественский, но нет еще поста Успенского. У Феодора Студита в его огласительных поучениях весенний пост уже называется постом Святых Апостолов и получает свое значение от этого праздника, а в поучениях о временах года, или так называемом «διδασκαλία χρονική», объясняется даже самый переход этого поста от 50-цы ко дню Святых Апостолов. Для объяснения автор этого слова исходит из представления о Святой Троице, и каждый из годовых постов приурочивает к одному из Лиц Божества. Пост Петровский, по его мысли, учрежден по воспоминанию о Святом Духе, а так как Дух Святой сошел на Апостолов и сообщил им дары духовные, то естественно и пост ему посвященный связать с именем Апостолов, тем более, что они постились и молились, ожидая сошествия Святаго Духа. В самых ранних записях устава об этом посте уже упоминается под именем «Четыредесятницы Святых Апостолов», которая начинается с понедельника, спустя неделю по 50-це.

В древнейшую пору своего существования, когда этот пост примыкал непосредственно к 50-це, он продолжался, как мы видели, одну неделю. Исключение составляли некоторые сектанты, которые, по словам блаженного Иеронима, постились после 50-цы сорок дней, но это был обычай частный, которому следовали немногие (Montamis, Prisca et Maximilla etiarn post pentecosten faciunt qvadragesimam, qvod ablato sponso filii sponsi debeant jejunare (in Ilatlh. IX v. 15)). Но что и недельный срок также начали увеличивать надбавками, видно из слов Анастасия Синаита, который приводит цитированное нами место из Апостольских Постановлений, опуская выражение «μίαν έβδομάδα», и у него дело представляется иначе: «После 50-цы одну неделю празднуйте, а постом поститесь», но сколько – не сказано. В монастырях держали его по теперешнему, начиная неделю спустя после Троицына дня и продолжая до дня апостолов Петра и Павла, но в мирском быту постились гораздо меньше, и Вальсамон дает в этом отношении следующее весьма любопытное указание. Он говорит, что в его время находились в Константинополе люди, которые не признавали никаких постов, кроме Великого, как не имеющих исторических и канонических оснований, а другие менее последовательные, постились только четыре дня перед большими праздниками, но большая часть констнатинопольцев и все монахи, по его словам, держали Петров пост с Недели Всех Святых до праздника Апостолов, хотя полного числа 40 дней не выходило. Вальсамон хотя и убеждает следовать этому последнему обычаю, так как он основывается на прямых постановлениях Типика, но сам высказывает мнение более снисходительное, считая обязательным в малые посты как монахам, так и мирянам поститься только семь дней перед праздником. Необязательно же можно поститься и больше, от недели Всех Святых до 29 июня, что Вальсамон называет «κανονικόν κаі σωτηριοδές». Автор сочинения «de tribus qvadragesimis» говорит, что держали Петров и Рождественский пост разно – 18, 12, 10 дней, а самые неумеренные ограничивались одним кануном праздника.

По материалам сайта «Православный Апологет» (http://apologet.spb.ru)

Вступление публикуется с литературной правкой редакции «ДХ»




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |