на главную

Модернисты хотят ввести особый чин молитвы за живых и умерших еретиков

Образованнейшим человеком своего века и в то же время – строгим аскетом и ревнителем Православия был священномученик Гермоген Тобольский (Долганев) (1858-1918). Управляя Саратовской епархией, он активно боролся против революции в государстве и обновленческих течений в Церкви.

В конце 1911 года преосвященный Гермоген был вызван в Санкт-Петербург на очередную сессию Святейшего Синода. На одном из заседаний Владыка разошелся во мнениях с обер-прокурором Синода В.К. Саблером по вопросу проекта введения в Православной Церкви корпорации диаконис и чина заупокойного моления об инославных. «Епископ выступил в защиту церковных канонов против обер-прокурора и синодальных чиновников, часто совершенно равнодушных к судьбе Православия», – отмечает биограф святого. Но обер-прокурор при молчаливом согласии синодалов стоял на своем мнении. 15 декабря 1911 года епископ Гермоген послал телеграмму Императору Николаю II, верховному защитнику и охранителю устоев православного государства. Он писал: «В настоящее время в Святейшем Синоде поспешно усиливаются проводить некоторые учреждения и определения прямо противоканонического характера <...>. В Синоде голосовали за введение в Православной Церкви грубо противоканонического чина заупокойного моления Православной Церкви о еретиках инославных <...>. Тем оказывая открытое попустительство и самовольное безчинное снисхождение к противникам Православной Церкви».

Это выступление епископа Гермогена в защиту канонического порядка в Церкви стоило ему кафедры. Обер-прокурор добился его увольнения на покой, и с 1912 по 1918 год Владыка проживал в разных монастырях, не управляя никакой епархией. Но в результате его самоотверженного стояния за Истину оба еретических проекта все-таки не получили синодального одобрения и благополучно были забыты на целый век.

Однако в наши дни сторонники модернизма вновь подняли один из этих вопросов, причем нововведения, которые они стремятся узаконить, судя по всему, будут носить еще более радикальный характер. Так, если в 1911 году обсуждался вопрос о дозволении отпевать инославных, то ныне предлагается ввести особые молитвенные чины не только за умерших, но и за живых еретиков.

В частности, по информации «Службы коммуникации ОВЦС», 16 июля с. г. в конференц-зале Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата под председательством митрополита Астанайского и Казахстанского Александра, главы Митрополичьего округа в Республике Казахстан, состоялось заседание комиссии Межсоборного присутствия по вопросам отношения к инославию и другим религиям. В заседании участвовали: председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, митрополит Белоцерковский и Богуславский Августин, архиепископ Берлинский и Германский Феофан, настоятель ставропигиального прихода великомученицы Екатерины в Риме архимандрит Антоний (Севрюк), секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов) и еще ряд иерархов и клириков нашей Церкви.

Согласно сообщению сайта, состоялась содержательная дискуссия по первоначальным проектам документов «О молитве за живых и усопших инославных христиан» и «Концепция межрелигиозных отношений Русской Православной Церкви», и для дальнейшей работы над текстами были созданы две специальных рабочих группы.

Таким образом, до обсуждения на заседании Священного Синода дело еще не дошло, но вопрос о дозволении церковных молитв за еретиков уже поднят в Межсоборном присутствии. А, как известно, документы, подготовленные этой структурой, затем подаются для утверждения в вышестоящие инстанции.

Напомним, что, согласно святым канонам нашей Церкви, в частных молитвах православные христиане могут просить Господа об обращении заблудших – но только живых, поскольку они еще имеют возможность покаяться. За умерших же еретиков Церковь не дозволяет своим верным чадам молиться даже келейно. И уж тем более воспрещено церковное поминовение неправославных – как здравствующих, так и почивших.

Само название документа – «О молитве за живых и усопших инославных христиан» – входит в противоречие с порядками Церкви. Но пока, к великому сожалению, среди членов Межсоборного присутствия, похоже, не нашлось ни одного ревнителя Православия, подобного священномученику Гермогену, который бы возвысил голос против разработки антиканонических проектов. Увы, есть повод усомниться, что таковой окажется и в Священном Синоде. Положение усугубляется еще и тем, что ревнителям веры не к кому апеллировать: у нас нет верховного защитника Православия – Помазанника Божия. Остается уповать на милость Господню и все-таки не сидеть сложа руки, а всеми возможными канонически дозволенными способами стараться противодействовать попыткам антицерковной реформации.

Дмитрий Новиков




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |