на главную

«Восьмой собор» в свете биографии его инициатора

Всякое дерево познается по плоду своему, потому что не собирают

смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника.

Лк. 6, 44

 

Ключевая фигура предстоящего в 2016 году т. н. «Всеправославного собора» – Константинопольский Патриарх Варфоломей (Архондонис). Именно этот иерарх инициировал возобновление предсоборного процесса после многолетнего перерыва, и он же станет председателем указанного форума. Т. е. можно сказать, что «Всеправославный собор» – детище Константинопольского Предстоятеля. Поэтому знакомство с некоторыми фактами из его биографии позволит лучше понять, обоснованы ли опасения верующих в связи с подготовкой «восьмого вселенского».

 

Патриарх Варфоломей (в миру – Димитриос Архондонис) родился в 1940 году. Детство его пришлось на военный и послевоенный период мировой истории. Богословское образование Димитриос получил в училище на острове Халки. Во время обучения одаренного юношу заметил и приблизил к себе митрополит Мелитон (Хадзис), ближайший помощник Патриарха Афинагора (Спиру), активный участник экуменического движения и автор общеизвестного лукавого термина «диалог любви».

В 1961 году Димитриос окончил училище, и митрополит Мелитон, совершив над ним монашеский постриг, рукоположил его в диаконский сан. Затем юноша был призван в армию и два года нес службу в Турции.

После демобилизации в 1963 году иеродиакон Варфоломей в качестве стипендиата Константинопольской Патриархии отправился в Рим, в Папский восточный институт, готовящий «специалистов по Восточным Церквам». Обучаются там в основном представители т. н. «восточнокатолических церквей», т. е. униаты, однако институт, руководит которым орден иезуитов, «открыт для людей любого вероисповедания». В нем проходят подготовку и «православные» экуменисты – «студенты Восточных Церквей, не принадлежащие к церковному единству (т. е. к папистской лжецеркви, – примеч. авт.),которые желают глубже познакомиться с католическим вероучением и с его отношением к вероучению своего исповедания».

По окончании институтского курса будущий Константинопольский иерарх защитил диссертацию на тему «О кодификации священных канонов и канонических положений в Православной Церкви», получив степень доктора богословия. Здесь необходимо сделать следующее пояснение. Кодификация – термин юридический, применительно к церковному законодательству он означает включение разрозненных канонических текстов в единый сборник с их последующим редактированием – устранением повторяющихся канонов и исправлением остальных для более ясного и грамотного с точки зрения кодификатора изложения. Святые Отцы Православной Церкви кодификацией канонов не занимались – они только изучали и толковали древние правила. А вот католические «теологи» умело пользуются этим названием для упразднения не устраивающих их по тем или иным причинам традиционных канонических норм.

Наряду с кодификацией, иеродиакон Варфоломей усовершенствовался в знании языков: кроме греческого, он овладел итальянским, латинским, английским, немецким и турецким. Преподавательская корпорация института была настолько довольна своим воспитанником, что доверила ему педагогическую деятельность.

Годы обучения будущего Константинопольского Патриарха в Папском институте по времени совпали с проведением Второго ватиканского собора (1963–1965 гг.) у католиков, и Варфоломей имел возможность присутствовать на его заседаниях, наблюдать за ходом полемики и непосредственно знакомиться с утверждаемыми постановлениями. Не исключено, что именно тогда в душе молодого священнослужителя возникло желание организовать подобный собор и в Православной Церкви. Кстати, важно отметить: Второй ватиканский собор признан римской курией «вселенским».

Следующий значимый штрих к портрету нынешнего Константинопольского Предстоятеля – участие в т. н. «снятии» анафем с римско-католической лжецеркви, совершенном Патриархом Афинагором – крупнейшим «православным» модернистом и экуменистом минувшего века. Соответствующие документы были подписаны 7 декабря 1965 года в Риме и Стамбуле. Константинопольскую делегацию при этом возглавлял вышеупомянутый митрополит Мелитон, как раз и привлекший к сему экуменическому действу своего духовного сына. Кстати, в этом году исполняется 50 лет с момента «отмены» анафем, и папа Франциск с Патриархом Варфоломеем собираются отметить экуменический юбилей в рамках торжественной встречи.

После Папского института будущий глава Константинопольской Церкви продолжил обучение в швейцарском Экуменическом институте в Боссэ, а также в Мюнхенском университете.

В 1968 году, завершив свое образование, молодой специалист в области редактирования и сокращения церковных канонов и международного экуменического диалога возвратился в Турцию и начал преподавательскую деятельность в Богословском училище на Халки. Вскоре от руки Патриарха Афинагора он получил пресвитерский сан.

30 ноября 1969 года на патриаршей Литургии на Фанаре, в присутствии членов делегации из Ватикана во главе с кардиналом Виллебрандсом, архимандрит Варфоломей произнес следующую речь: «Объединение [Церквей] не будет являться исключительно нашим делом, поэтому мы не столкнемся ни с какими трудностями. Объединение станет даром Христовым, результатом Его воли и молитвы <…>. Первозванный ученик, Святейшая Церковь Константинопольская, и сегодня верит в то, что Учитель может сотворить чудо и насытить миллионы своих алчущих чад. И она ностальгически ожидает этого чуда. А вместе с ней чуда с молитвой и надеждой ожидает и ее брат и друг, святейшая церковь древнего Рима. Потому-то обе эти Церкви вместе действуют, учат друг друга, молятся друг за друга, чтобы приблизить это чудо, которое сотворит наш общий Учитель и Господь – чудо единения всех. Потому-то сегодня в этом всечестном патриаршем храме вместе молятся римо-католики и православные».

В 1972 году после смерти Патриарха Афинагора архимандрит Варфоломей был назначен личным секретарем нового Предстоятеля – Патриарха Димитрия. А в следующем году совершилась его хиротония во епископа Филадельфийского, и с марта 1974-го новоиспеченный иерарх стал постоянным членом Синода Константинопольской Церкви и ряда синодальных комитетов.

В 1975 году митрополит Варфоломей был избран членом комиссии «Вера и устройство» крупнейшей экуменической организации «Всемирный совет церквей», где состоял в течение восьми лет, одновременно занимая должность заместителя председателя ВСЦ. В качестве представителя Вселенской Патриархии он принимал участие в съездах этой организации, проходивших в Упсале, Ванкувере и Канберре. Остановимся подробнее на некоторых существенных подробностях двух последних мероприятий.

Ванкуверский (Канада) съезд проходил с 24 июля по 10 августа 1983 года. Одним из пунктов программы была протестантская месса, на которой присутствовало около 3500 человек из разных стран мира, среди которых были римо-католические ксендзы, епископы Поместных Православных Церквей и другие религиозные деятели. Служил мессу арцбискуп Кентерберийский Роберт Ранси с двумя женщинами-пасторшами, ектеньи поочередно произносились «православными» экуменистами, римо-католиками и монофизитами. А в ходе дискуссии на конференции протестанты из феминистского движения выказывали свое недовольство о мнимой «дискриминации женщин» в ряде текстов Священного Писания. Наконец, согласно программе форума, его участники, в том числе и владыка Варфоломей, установили культовую статую, подаренную ВСЦ канадскими индейцами.

Конференция в Канберре (Австралия), на которой митрополит Варфоломей исполнял обязанности заместителя председателя, состоялась 7–20 февраля 1991 года. В ее работе, наряду с самой многочисленной группой – членами протестантских деноминаций, были задействованы экуменисты из всех Поместных Православных Церквей (кроме Иерусалимской), католики, адепты нехристианских религий, а также участники феминистского и содомитского движений. В рамках программы кореянка доктор Чанг провела спиритический сеанс.

Именно на этом съезде комиссия «Вера и устройство» под руководством митрополита Варфоломея разработала документ «Единство Церкви как общение: дар и призыв», одобренный затем ВСЦ. Основные тезисы резолюции таковы:«1. Взаимное признание Крещения. 2. Признание Никео-Цареградского Символа веры как единого выражения апостольской веры. 3. Евхаристическое общение. 4. Взаимное признание священства. 5. Совместное свидетельство Евангелия. 6. Совместная деятельность в целях сохранения мира и порядка во всем мире. 7. Предоставление возможности церковным приходам и общинам соответствующим образом выражать степень существующего общения».

ВСЦ не замедлил обратиться во все Поместные Православные Церкви с предложением принять данные положения к руководству на практике ради «достижения полного единства». Примечательно, что шестой пункт явно перекликается с восьмым вопросом известной повестки «Всеправославного собора» – «Вклад Православия в утверждение христианских идеалов мира, братства и свободы».

2 ноября 1991 года на Фанаре состоялось торжественное восшествие Патриарха Варфоломея на Константинопольский престол. Интронизация происходила в соборе святого Георгия. На службе присутствовала делегация из Ватикана во главе с кардиналом Э. Кассиди, личным другом нового Предстоятеля, а также арцбискуп Кентерберийский, представители ВСЦ, монофизиты и иные еретики.

В торжественной речи Патриарх сказал о необходимости установления диалога не только с представителями «христианских» конфессий, но и с последователями нехристианских религий, пообещав продолжить политику своих предшественников Афинагора и Димитрия. Затем с приветственным словом он обратился по отдельности к папе римскому, к Кентерберийкому арцбискупу, к старо-католикам, лютеранам, методистам, реформистам и «всем христианам». Теплого приема удостоился и ВСЦ, имеющий, по словам Патриарха, огромное значение «в поиске и строительстве христианского единства, а также христианских отношений и свидетельства перед лицом сегодняшних проблем человечества».

В частности, прозвучало: «Мы посылаем поцелуй любви и мира всем главам Армянской, Коптской, Эфиопской и Сирийской церквей в Дамаске и Малабаре. Сегодня близость вероисповедания подвигает нас на активный поиск совместного исповедания и выражения [веры] в совместном причащении <...>. Из этого священного сада мы посылаем приветствия также и его святейшеству папе древнего города Рима Иоанну Павлу II, с которым нас связывает чувство глубокой любви. Мы спешим заверить его, что считаем своей первоочередной заботой на сегодняшний день продолжить начинания наших блаженнопочивших предшественников Патриархов Афинагора и Димитрия, чтобы на земле как можно скорее осуществилась воля Господня, состоящая в объединении всех, кто верует в Него и следует путем истины. Мы будем делать в этом направлении все зависящее от нас и надеемся, что и наши братья на Западе приложат все свои силы и возможности, чтобы вместе двигаться к заветной и святой цели».

Слова Константинопольского Патриарха вполне воплотились в его делах – в антиканоничном экуменическом сближении с папистами, протестантами и монофизитами. Вот лишь несколько весьма показательных шагов в сторону объединения с еретиками.

С 20 по 31 августа 1993 года делегация Константинопольской Церкви во главе с Патриархом Варфоломеем посетила шведскую лютеранскую «церковь», отмечавшую юбилей – 400-летие со дня основания первой кирхи в Упсале. Эта протестантская секта отличилась тем, что прежде всех прочих в Европе стала «рукополагать» в пасторов женщин. 22 августа в главной Упсальской кирхе состоялась торжественная месса. Константинопольские иерархи расположились в особой ложе близ алтаря, рядом с протестантами, монофизитами и представителями иных конфессий. Отдельные части мессы прозвучали в исполнении симфонического оркестра под руководством протестантского клирика. После кардинала Кассиди и шведского арцбискупа Гунара Вемана слово взял Патриарх Варфоломей. В своем обращении он говорил о необходимости «единства Церкви», отметив, что его отсутствие «не только является соблазном, но и находится в противоречии с основным назначением Церкви». В процессе мессы Патриарх участвовал во входе с Евангелием. Затем все присутствовавшие религиозные деятели вместе прочитали Символ веры и обменялись «поцелуями мира». В качестве дара Вселенского престола Варфоломей преподнес Веману серебряный «потир примирения». Шведский примас тут же использовал его под хлеб и вино, которыми лютеранские «священники» и «священницы» накормили народ. В заключение Константинопольский Предстоятель поприветствовал молившихся словами: «Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков», т. е. произнеся отпуст Божественной Литургии! Рядом с ним в это время стояли и также «благословляли» участников экуменического действа кардинал Кассиди и протестантские арцбискупы Веман и Викстр.

В 1989 году на конференции ВСЦ в египетском монастыре Анба Бишой «православные» экуменисты провели переговоры с монофизитами. По итогам встречи был принят т. н. «Египетский документ», утверждающий отсутствие разногласий между православными и членами еретических «дохалкидонских церквей».

В ноябре-декабре 2006 года по приглашению Патриарха Варфоломея Стамбул посетил папа римский Бенедикт XVI. Понтифик присутствовал на Божественной Литургии в храме святого Георгия, где ему дозволили во всеуслышание прочесть «Отче наш». Папа и Патриарх вместе молились, давали «лобзание мира» и благословляли людей. На ектиниях патриарший архидиакон поминал папу, причем его имя возносилось прежде имени Патриарха Варфоломея. В рамках этого же визита Бенедикта XVI глава Константинопольской Патриархии помолился за папской мессой в стамбульском костеле.

Итак, подведем итог нашему обзору деятельности главного инициатора «Всеправославного собора» Патриарха Варфоломея. Духовное становление нынешнего Константинопольского Предстоятеля происходило под опекой митрополита-экумениста Мелитона. Обучение в Папском и Экуменическом институтах подготовило его к вероотступнической работе на площадках ВСЦ. А наиболее значимыми вехами в его биографии были участие во Втором ватиканском соборе и в антиканоничном безпрецедентном «снятии» анафем с римо-католической лжецеркви.

Эти факты помогают нам сделать следующий вывод: личность Патриарха Варфоломея вполне может стать неким связующим звеном между двумя новыми «вселенскими» лжесоборами – католическим Вторым ватиканским и «Святым и Великим Всеправославным», намеченным на следующий год. Вполне вероятно, что на этом форуме Константинопольский Предстоятель применит свой богатый экуменический опыт и использует всевозможные рычаги воздействия на его участников, чтобы приблизить достижение «заветной и святой» цели – объединиться с еретиками. Ведь если евангельское изречение о том, что древо познается по плодам, справедливо, то не безумие ли ожидать добрых и полезных для Церкви Христовой плодов от человека, десятилетиями служившего делу богоотступничества и предательства Православия?

Максим Бойко

Источник: газета «Православный Крест» № 16 (136) (от 15 августа с. г.)

Фото: Папа Франциск и Патриарх Варфоломей 25 мая 2014 года подписывают совместную декларацию. В документе говорится, что встреча между «епископами Церквей Рима и Константинополя» является «источником глубокой духовной радости» и плодом Божиего Провидения. Папа и Патриарх «с нетерпением ждут того дня», когда «две Церкви» будут «совместно участвовать в Евхаристической Вечере».




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |