на главную

Святые Отцы о «восточном папизме»

Т. н. «восточный папизм» – лжеучение, возникшее в начале XX века и служащее для оправдания и обоснования стремления Константинопольских Патриархов подчинить своей власти все остальные Поместные Православные Церкви.

Как известно, в прошлом Константинопольские Патриархи были защитниками Православия, хранителями чистоты веры и отеческих преданий. Однако с начала минувшего века, со времени Патриаршества масона Мелетия (Метаксакиса), они подпали под влияние антихристанских сил и стали послушными исполнителями их богоборческих планов по разрушению Церкви Христовой путем искажения ее боготкровенного учения, канонов и традиций.

Поэтому «восточный папизм» – идея главенства Константинополя над всеми Поместными Церквами – призвана облегчить осуществление намерений врагов Божиих. Этой проблеме Константинопольские иерархи-экуменисты отводят первостепенное значение, намереваясь добиться утверждения своих позиций на т. н. «Всеправославном соборе».

Для нас же, православных верующих, важно знать традиционное церковное учение по данному вопросу. Ниже мы приведем ряд ценных свидетельств Святых Отцов, обличавших неправоту притязаний Константинопольских Первоиерархов на первенство власти.

Богомудрым противником ереси «восточного папизма» был преподобный Никодим Святогорец, и его слово особенно ценно в виду того, что он сам являлся верным и достойнейшим сыном Константинопольской Поместной Церкви. Святой имел высшее светское образование, владел иностранными языками, но при этом отличался суровой аскетической жизнью, в которой достиг духовного совершенства. О качестве его святоотеческого богословия свидетельствует тот факт, что составленная им в соавторстве с иеромонахом Агапием книга «Пидалион», то есть греческая «Кормчая книга», начиная с 1800 года служила и в настоящее время остается официальным каноническим кодексом Константинопольской и других Греческих Церквей.

В этой работе в толковании на 9-е правило IV Вселенского Собора, на которое ссылаются сторонники новоизмышленной теории «восточного папизма», Святой Отец пишет: «Теперь же, так как ни Собор, ни Экзарх диоцеза не существуют, Константинопольский [Патриарх] является единственным первым и последним судьею для подчиненных ему митрополитов, но не для подчиненных другим Патриархам, потому что единственно Вселенский Собор есть последний и всеобщий судья всех Патриархов, и никто другой, как мы сказали об этом».

В толковании на 28-е правило того же Вселенского Собора, также приводимое сторонниками папистических претензий Константинополя, преподобный Никодим поясняет: «Так как Рим был столицею, его епископу приличествовало первенство, и уже затем, так как каноны дали ему такую привилегию, такая же привилегия была дана и Константинопольскому[Патриарху], так как и Константинополь – Новый Рим, стал царствующим градом, образовался давний обычай, чтобы он [Патриарх] рукополагал в Азии, Понте и Фракии епископов и в силу этого обычая были составлены каноны и закреплен старый обычай».

Другой Святой Отец, опровергавший «восточный папизм» – святитель Никодим (Милаш), епископ Далматинско-Истринский, выдающийся сербский канонист, автор книги «Правила Святой Православной Церкви с толкованиями епископа Никодима (Милаш)», причисленный к лику святых в 2012 году.

В толковании на 8-е правило III Вселенского Собора святитель Никодим говорит: «Это учение Священного Писания о характере церковной власти и имели в виду Отцы Ефесского Собора, напоминая в данном своем определении о том, что не должна вкрадываться под видом священнодействия надменность мирской власти. В своем приговоре против епископов, стремящихся получить некоторое преобладание над другими, Отцы опять показали, что они имеют в виду слова Спасителя, с которыми Он обратился по поводу старшинства к Своим ученикам: "А вы не называйтесь учителями, ибо Один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на Небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится" (Мф. 23:8-12). Ефесские Отцы имели пред собой и другие слова Божественного Учителя, в которых Он показал равенствоСвоих учеников: "Кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом" (Мк. 10:43-44)».

Существенный вклад в борьбу против ереси «восточного папизма» внес и наш русский святой – святитель-исповедник Тихон, Патриарх Московский. Но если предыдущих Отцов можно назвать теоретиками в деле противостояния этому лжеучению, то святитель Тихон обличал его на практике, непосредственно столкнувшись с ним в своей жизни. Так в 1924 году Константинопольский Патриарх Григорий VII через своего представителя в Москве передал ему послание, в котором убеждал святого оставить Патриарший Престол и настаивал, чтобы Русская Церковь отказалась от статуса Патриархата.

В ответном послании святитель Тихон корректно, но твердо и авторитетно заявил: «Мы немало смутились и удивились, что <...> Глава Константинопольской Церкви без всякого предварительного сношения с нами, как с законным представителем и главою всей Русской Православной Церкви, вмешивается во внутреннюю жизнь и дела Автокефальной Русской Церкви. Священные Соборы (см. 2-е и 3-е правила II Вселенского Собора и др.) за епископом Константинопольским признавали всегда только первенство чести, но не признавали и не признают за ним первенство власти».

Патриарх-исповедник Тихон почил в 1925 году, в чудный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Оптинский старец Варсонофий замечал: «Люди высокой духовной жизни обыкновенно отходят из этой жизни на день памяти такого святого, который в свое время подвизался подобным подвигом». И интересно, что слова старца оправдались на сербском святом – преподобном Иустине Челийском, отошедшим ко Господу тоже на Благовещение, только спустя более полвека, в 1979 году. Он действительно подвизался сходным подвигом исповедания Православия и борьбы за него против антицерковного «восточного папизма».

В частности, преподобный Иустин писал: «Не могу избавиться от впечатления и убеждения, что все это указывает на тайное желание известных лиц Константинопольской Патриархии: чтобы первая по чести Патриархия в Православии могла навязать свои концепции и свое поведение Православным Автокефальным Церквам и вообще православному миру и православной Диаспоре и санкционировать такое "неопапистское" намерение единым "Вселенским собором". Поэтому первые четыре темы из 10, выбранных для Собора, раскрывают именно стремление Константинополя подчинить себе всю Православную Диаспору – а значит, и весь свет! – и оставить за собой исключительное право давать автокефалию и автономию вообще всем Церквам на свете, как нынешним, так и будущим, и одновременно порядок и ранг по своему усмотрению (в этом как раз и состоит вопрос Диптихов, что не значит только "порядок поминания на литургиях", но и порядок Церквей на Соборах и т.д.). Я преклоняюсь перед великими заслугами этой Патриархии, т.е. Великой Христовой Константинопольской Церкви <…>. Но было бы не по-евангельски, если бы Константинополю позволили из-за трудностей, в которых он находится сегодня, чтобы он привел все Православие к краю пропасти, как это уже раз случилось на Флорентийском псевдо-соборе, или чтобы он узаконил канонически и догматически определенные исторические формы, которые в какой-то момент вместо того, чтобы быть для Церкви крыльями, могут превратиться в оковы для нее и для ее преображающего присутствия в мире».

В заключение нашей статьи будет уместно привести и слова неоднократно в своих трудах разоблачавшего еретичность претензий на власть Константинопольских Первосвященников профессора канонического права Московской духовной академии С. В. Троицкого: «Таким образом правила Вселенских Соборов (II, 2; III, 8; IV, 28 и 17) на которые ссылаются защитники новоизмышленной теории об юрисдикции Константинопольской Церкви над всей православной диаспорой, на самом деле не дают для нее никакой опоры и корни этой теории нужно искать <…> в той запрещенной канонами «надменности власти мирския», которая так легко вкрадывается в правящие церковные круги, так много вредит делу церковной правды, любви и мира и так сильно мешает успехам Православия среди отделившегося от него христианского мира. И чем скорее просвещенное Духом Божиим сознание Вселенской Церкви осудит эту папистическую и антиканоническую ересь, тем лучше».

Священник Николай Богомолов

Источник: http://sobor8.ru


 




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |