на главную

Иосиф Волоцкий – пример безкомпромиссной борьбы с «пятой колонной»

На протяжении истории всегда были враги в нашем Отечестве как внешние, так и внутренние. Преподобный Иосиф Волоцкий – аскет, хозяйственник, великий молитвенник, талантливый писатель, государственник в 15-16 веках – стал защитой в тяжелое время державного становления как безкомпромиссный борец с «пятой колонной».

В каждом веке нашей истории восходит своя духовная звезда, созидающая и окормляющая наше Отечество как духовно, так и телесно, и, без преувеличения двуедино, это относится к святому преподобному Иосифу Волоцкому. В этом году мы празднуем 500-летиеего памяти. Это событие не менее важно, чем, например, Куликовая битва или освобождение Москвы от поляков. Так в чем же дело?

Иосиф Волоцкий (в миру Иоанн Санин; 14 ноября 1439 – 9 сентября 1515) родился в дворянской семье выходцев с Литвы, находившихся на службе князя Бориса Волоцкого. Иван первым в семье принял постриг, позднее перешли в монашество все триего брата, отец и три племянника. С восьми лет учился грамоте у старца Арсения в Волоцком Крестовоздвиженском монастыре. Около 1459 года в возрасте около 20 лет принял монашество. Сначала направился в Саввин монастырь в Твери, покинулего и перешел в Боровск, в обитель Пафнутия Боровского, где прожил 18 лет под руководством Пафнутия. Пафнутий отличался праведной жизнью и большим трудолюбием. В обитель пришел и престарелый отец Санина, который жил с ним в одной келье и за которым Иосиф ухаживал 15 лет.

1 мая 1477 года умирает преподобный Пафнутий. Новым игуменом был назначен Иосиф Санин. Он пытался ввести строгий общежительный устав; встретив сильный отпор со стороны иноков, оставил монастырь и два года странствовал. После ухода Иосифа братия обратилась к великому князю, чтобы он назначил им нового игумена, но Иван III ответил: «Нет вам игумена, опричь Иосифа», повелев его сыскать. Иосиф вернулся, в мае 1479 покинул Пафнутьево-Боровский монастырь и основал свой собственный – на родине во владениях Волоцкого князя в 20 км от Волоколамска. В своем монастыре преподобный Иосиф ввел самое строгое общежитие и составил для него собственный устав, значительная часть которого взята из Устава преп. Нила Сорского.

Как свидетельствует о нем житие: «Иосиф охотно принимал в свой монастырь пострижеников других монастырей».Сохранились свидетельства, что Иосиф принимал в монастырь голодавших, он «повелел расходовать на помощь голодающим все запасы монастыря и занимать деньги на покупку хлеба, не считаясь с ропотом братии».

1 июня он вернулся в родное княжество, князь Борис Волоцкий сразу выделил строителей, и первая деревянная церковь была заложена 6 июня, а 15 августа завершена. Каменный храм был завершен за 5-6 лет, расписывал его знаменитый Дионисий.

На церковных Соборах 1490 и 1504 годов преподобный Иосиф выступил с обличением ереси жидовствующих. Кроме основного его сочинения «Просветитель», направленного против этой ереси, ему принадлежат также 24 послания к различным лицам, краткая и пространная редакции монастырского «Устава».

Преподобный Иосиф преставился 9 сентября 1515 года, был погребен близ алтаря Успенского храма своей обители. Собором 1578 года святой был причислен Церковью к местночтимым святым, а в 1591 году – к общерусским.

Итак, постараемся проследить разные виды его деятельности.

В первую очередь это его духовный труд на ниве окормления паствы. С точки зрения безбожного современника, какая может быть польза обществу, если человек спрятался в лесу в монастыре? Но именно сила духа человека, просвещенная благодатью Божиею – святость – стала той духовной атмосферой, в которой возросла целая плеяда высшего духовенства. Преподобный Иосиф воспитал целую школу иноков-подвижников – это и выдающиеся миссионеры, публицисты, проповедники. Многие постриженики Иосифо-Волоколамского монастыря были архипастырями и занимали важнейшие кафедры Русской Церкви: митрополиты Московские и всея Руси Даниил (1539 г.) и святой Макарий (1563 г.), архиепископ Вассиан Ростовский (1515 г.) брат преподобного, епископы Симеон Суздальский (1515 г.), Досифей Крутицкий (1544 г.), Савва Крутицкий, по прозванию Черный, Акакий Тверской, Вассиан Коломенский, святители Казанские Гурий (1563 г.) и Герман (1567 г.), святитель Варсонофий, епископ Тверской (1576 г.).

Мировоззрение того средневекового человека не было секуляризовано, и религия как образ жизни не была чем-то отдельным от общественности. Духовенство, воспитанное преподобным, созданные им и его учениками монастыри – стали миссионерскими и просветительскими центрами, духовным стержнем государственности.

Во-вторых, если выражаться языком современника, то, без преувеличения, преподобный стал образцом служения Церкви, обществу и государству. И это уже можно смело назвать достойным ответом «пятой колоне».

Рассмотрим этот вид его служения в призме знаменитого полемического противостояния между двумя мировоззренческими школами, во главе которых стояли святые того времени – преподобный Иосиф Волоцкий и преподобный Нил Сорский.

Преподобный Иосиф и его школа – «иосифляне» – отстаивали позиции о необходимости монастырских землевладений, развития ремесленничества при монастырях и красивого убранства храмов, богослужебной утвари. Он аргументирует эту позицию в своей книге «Просветитель».

Представители Нила Сорского – «нестяжатели» – занимали противоположную точку зрения – максимального отречения от всего этого, обвиняя в «стяжании» оппонентов. История сама показала и определила необходимость параллельного существования двух систем.

Например, основанный преподобным Иосифом Волоколамский монастырь стал местом, которое кормило всю округу, особенно в голодные годы, для этого нужны были монастырские землевладение и производство. <…> Клеветники преподобного Иосифа ставили цель, чтобы Русская Церковь была неспособной к духовному просвещению и материальной помощи своему народу! Личное противостояние святых Иосифа Волоцкого и Нила Сорского является мифом либеральной пропаганды от «пятой колоны», «нестяжательские аргументы» стали оружием у «жидовствующших» еретиков, требовавших секуляризации церковных земель, желавших нанести по Русской Церкви сокрушительные удары.

Отстаивание системы и ее построения – монастырского землевладения – было связано с необходимостью материальной базы для миссии и образования всего народа, сыграло государствообразующую роль, а не только для Церкви. Вопреки лживым обвинениям в адрес Русской Православной Церкви от ее врагов (в основном от современных так называемых язычников и «пятой колоны»), что Церковь поощряла «крепостное право», крестьяне на монастырских землях намного лучше себя чувствовали и развивались, чем где-либо.

Говоря современным языком, преподобный Иосиф был угрозой «олигархам» той эпохи. Поэтому и подвергался нападкам и клевете, даже «нестяжательными аргументами». Переходя на современность, такая же демагогия используется «пятой колоной», компрадорскими силами для дискредитации Русской Церкви и Святейшего Патриарха Кирилла. Вспомним раздутые кампании про «часы», «резиденции», «яхты» и т. д. Ведь сегодняшнее послушание Патриарха, его крестоношение и святительство – как раз связаны с решениями тех же вопросов, которые стояли и перед преподобным Иосифом.

В-третьих, это служение на государственной ниве. Это довольно широкая тема: миротворчество, православная государственнообразующая идеология, борьба с опасными для государства ересями.

Так, например, преподобный, обладая невероятным авторитетом в обществе, во время мятежа удельных князей Бориса Волоцкого и Андрея Углицкого в 1480 году против их брата Иоанна III выступил перед Иоанном как посредник и примиритель.

Колоссальное влияние преподобного Иосифа Волоцкого было на Великого князя Иоанна III, «собирателя Русских земель». Это формирования государственной идеологии – Москва-Третий Рим, и, главное, – хранение Православной веры. Этому поспособствовал брак князя с византийской царевной Софьей (Зоей), племянницей последнего Императора Византии Константина XI, погибшего в 1453 году при взятии Константинополя турками. Отец Софьи, Фома Палеолог, последний правитель Морейского деспотата, бежал от наступающих турок в Италию вместе со своей семьей; его дети пользовались папским покровительством. С того времени появляется титул князя как легитимного приемника от последнего Византийского Императора – «самодержец, автократор» (греч.Αυτοκράτορ), т.е. царь. Папа римский хотел через этот брак повлиять на принятие Флорентийской унии (1439 г.) Московским князем, что закончилось полным провалом.

Все это происходило при сложнейших политических обстоятельствах: княжьи распри, посягательство литовских князей на Русские Земли, татарские набеги...

Москва действительно стала «Третьим Римом» – наследником Византии, а после ее падения – единственным в мире сильным православным государством, империей, сверхдержавой, руководители которой осознавали миссию Российского государства хранить и распространять по всему миру истину Православия.

Так вот, против этого брака была партия, что держалась ереси «жидовствующих», кроме богословских тонкостей, эта «пятая колонна» преследовала конкретные политические цели. Против этой ереси безкомпромиссным борцом стал святой Иосиф.

Так кто же такие «жидовствующие»? Если коротко, то идеологическая суть следующая: отрицания основоположных христианских догматов – отрицание Троицы, божества Иисуса Христа, а также следование некоторым обрядовым предписаниям иудаизма. Ересь появилась от некоего «жидовина Схария». Элиты Новгорода и Москвы подхватили новое «учение». Они даже пользовались покровительством Царя, так что справиться с ними было весьма сложно. Политические цели при всех их «благих, духовных, богословских» тонкостях, были конкретно земные – ослабить новообразовавшееся и утверждающееся Московское Царство, тем более на фоне противостояния с независимым Новгородом, который мог войти в союз с Литвой или Швецией против Москвы. Новгород – центр появления ереси.

Когда состоялась историческая встреча в 1503 году Царя Иоанна III с преподобным Иосифом Волоцким, Царь признал правоту святого Иосифа в том, что он «пригрел еретиков и предателей», целью которых была ликвидация Православных Церкви и Царства. Царь сделал выводы, Церковь и Царство были спасены. Ведь если бы ересь жидовствующих, распространившаяся в виде тайной доктрины для посвященных в ближайшем окружении Иоанна III, восторжествовала, без православного мессианства, Великой идеи – о Третьем Риме, Россия просто не состоялась бы, была бы поглощена той же Речью Посполитой – католической сверхдержавой своего времени. «Жидовствующие» были самой настоящей «пятой» и «шестой» колоннами в государстве.

Сделаю ряд выдержек с книги преподобного «Просветитель». Слово тринадцатое: «Если неверные еретики не прельщают никого из православных, то не следует делать им зла и ненавидеть, когда же увидим, что неверные и еретики хотят прельстить православных, тогда подобает не только ненавидеть их или осуждать, но и проклинать, и наносить им раны, освящая тем свою руку <...>. Таким образом, совершенно ясно и понятно воистину всем людям, что и святителям, и священникам, и инокам, и простым людям – всем христианам подобает осуждать и проклинать еретиков и отступников, а царям, князьям и мирским судьям подобает посылать их в заточение и предавать лютым казням».

<…> Аналогом той ереси сегодня является тоталитарная секта жидовствующих – «Свидетели Иеговы», которые кроме богословских тонкостей, преследуют и идеологически навязывают своим адептам антигосударственные идеи, являются культурным и социальным антиподом государственности. Не зря во многих странах Европы эта секта запрещена.

500-летний юбилей преставления преподобного Иосифа Волоцкого говорит нам о духовном подвиге, который понес святой, который был востребован по своей безкомпромиссности, как в то суровое время, так и сегодня в борьбе с «пятыми колоннами». Без преувеличения его вклад – исторически роковой в жизни государства. Основа его подвига – христианская святость, именно это будет созидать наше земное Отечество и не лишит нас Отечества Небесного!

Протоиерей Олег Трофимов

Печатается с незначительной литературной правкой реакции «ПК»

Фото: борцы с ересью жидовствующих преп. Иосиф Волоцкий и свт. Геннадий Новгородский


Автор статьи протоиерей Олег Трофимов, патриот Новороссии, из-за гонений лишен имущества, жилья, места служения, нуждается в помощи. Карта Сбербанка России: 676196000086178580.




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |