на главную

О «тайне спасения» и «тайне беззакония»

Крест дан нам в качестве знамения

на челе, как обрезание – Израилю;

ибо через него мы, верные,

различаемся и распознаемся

от неверных. Он есть щит и оружие,

и памятник победы над диаволом.

Он есть печать, чтобы не коснулся

нас ангел погубляющий…

Преподобный Иоанн Дамаскин

«Точное изложение

Православной веры»

 

ДВА ТАИНСТВА В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

 

Бытие человеческого рода с момента Боговоплощения, Крестной смерти и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа приобрело новые смысл и содержание, поскольку все домостроительство Спасителя было направлено на то, чтобы возвратить людям жизнь, утраченную ими в раю по причине грехопадения прародителей. Ибо после совершившейся там трагедии человек соделался причастником не жизни, не блаженства богообщения, но смерти (см.: Свт. Григорий Палама. Ко всечестной во инокинях Ксении, о страстях и добродетелях и о плодах умного делания. Здесь и далее – примеч. авт.). Но хотя история человечества до Рождества Христова была по сути эпохой рождений в жизнь для последующей смерти, тем не менее и она имела утешительную перспективу – ожидание «входа великого Царя» (Из службы на Рождество Пресвятой Богородицы. Во многих праздничных гомилиях Святых Отцов Церкви на Рождество Богоматери мы найдем важные богословские мысли о том, что появление на свет Пречистой Девы завершило ветхозаветный период, а Сама Богоматерь послужила Границей между Ветхим и Новым Заветами), т. е. прихода в этот бедствующий и истомленный мир Спасителя, Искупителя.

Во время страданий Христовых, ставших животворными, орудие Его пыток – Крест, прежде употреблявшийся в Римской Империи для жестокой казни преступников, – превратился в символ жизни, знак причастности вечного блаженства, усыновления человека Богом, знамение победы над смертью. И этот знак, этот символ не является чисто внешним, просто изображением; он содержательно воссоединяет человека с Господом, ибо через него нам подается нетварная божественная освящающая благодать.

В мире, проникнутом грехом и смертью, тоже есть свои символы. Так, особыми знаками сопровождались различные языческие религиозные церемонии. И они, эти символы, также не остаются лишь внешними атрибутами, но приобщают человека к «имущему державу смерти, т. е. диаволу» (см.: Евр. 2, 14), подвергая душу осквернению и сообщая ей демоническую энергию (по выражению блж. Августина, епископа Иппонийского, до Распятия Христа весь мир был осквернен бесовскими жертвами и деяниями диавола). По этой причине Церковь Христова, как общество обновленных во Христе и просвещенных во Святом Духе, категорически воспрещает своим чадам использовать какие бы то ни было языческие знаки (в своей «Апологии» мч. Иустин Философ свидетельствует, что языческие статуи и маски – излюбленное жилище демонов), а также вкушать идоложертвенную пищу (запрет на употребление идоложертвенного содержится в постановлении Апостольского собора 30 года и в ряде иных канонических правил). Ибо таким образом верные становятся общниками жертвы бесовской, соучаствуя в «таинстве смерти»(«таинством смерти» именуется в богословии Отцов т. н. «первая смерть», т. е. отпадение от Бога через грех). (Согласно Писанию: Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской (1 Кор. 1, 21). Важный комментарий на эту тему находим в 81-м правиле свт. Василия Великого: «Без великой же нужды веру в Бога предавшие и коснувшиеся трапезы бесовской <…> три лета да будут изверженными из Церкви, два – слушающими писания, три лета да молятся в припадании, другие три да стоят во время молитвы с верными, и тогда уже могут быть приняты к приобщению Святых Таин»).

Итак, Священное Писание и учение Церкви свидетельствуют о символах двух родов, относящихся к различным таинствам. Что же это за события? Речь идет о «тайне благочестия» (см.: 1 Тим. 3, 16) явления во плоти Бога Слова и «тайне беззакония» (см.: Фес. 2, 7) пришествия в мир «человека греха, сына погибели» (см.: Там же, 3), антихриста. Вся история рода человеческого совершается между этими тайнами, будучи не просто событийной хроникой, но проходящей через души границей и полем брани, что заставляет каждого сделать собственный выбор между этими двумя антиподами.

Вполне естественно возникает вопрос: если «тайна беззакония» – это явление в мир антихриста, то как же возможен наш выбор уже сейчас, при нашей жизни, еще до того момента, как оно реализовалось видимым образом? Ответ на это также находим в Писании, представляющем собой не изложение человеческой философии и рассуждений на религиозные темы, а Божественное Откровение. В Апостольском Послании говорится, что со времен возникновения Церкви Христовой на земле тайна беззакония уже в действии, только она не совершится, т. е. не завершится окончательно, пока не придет отступление, не будет взят от среды удерживающий и не откроется антихрист (2 Фес. 2, 7–8), чьим явлением закончится мировая история, когда последует Второе славное Пришествие Богочеловека со знамением Креста на облаках. (Рекомендуем см. по теме: Тихомиров Л. Религиозно-философские основы истории. М., 1997).

 

«ТАЙНА БЕЗЗАКОНИЯ»

 

В своих толкованиях Святые Отцы Церкви рассматривали «тайну беззакония» в двух аспектах, указывая на ее воплощение в определенных персоналиях – римском Императоре Нероне и антихристе (см. Толкования свт. Иоанна Златоуста на 2 Фес. 2, 7, а также святоотеческий свод толкований у свт. Феофана Затворника). Первый – Нерон – по их мысли был прообразом последнего – «сына погибели». Более широко это понятие изъясняли блаженный Феодорит Кирский и преподобный Иоанн Дамаскин. Последний, например, понимал «тайну беззакония» как целостный исторический процесс, течение в истории, субъектами которого являются еретики и отступники от Кафолической Церкви всех времен. Хотя главный виновник «тайны беззакония» – диавол, но в качестве духа злобы он действовал и действует через «сынов противления» (см.: Еф. 2, 2) – проводников его злой воли в земном мире. Такому взгляду соответствует и учение святителя Григория Паламы о «тайне Креста» (которая, по его мнению, постигается подвижниками посредством двух действий – бегства от мира и его страстей и распятия страстям и миру внутри себя, вхождения через деятельность и созерцание в богообщение и боговидение), осуществлявшейся еще до пришествия Христа Спасителя на землю. Т. е. согласно богословию святителя Григория, до воплощения Христова «тайна Креста» отображалась в праведниках Ветхого Завета, точно также как и ныне, до явления антихриста, действует «тайна беззакония» (см.: Беседы (омилии) свт. Григория Паламы).

Поэтому, как пришествие Господа предваряли Его символы и образы, «тайна Креста», так и антихриста опережают его предтечи – гонители христианства в лице римских Императоров, еретиков и прочих врагов Церкви. И до появления «сына погибели» существует его символ, выражающий господство богатства, мамоны и золота, – число «666». Но как в Ветхом Завете подлинный смысл прообразов и символов Креста и Христа Господа был сокрыт от большинства людей, так и тайна антихристова знака «666» известна немногим. Ее можно уразуметь лишь при помощи Откровения святого апостола Иоанна Богослова.

 

СИМВОЛЫ ХРИСТА И АНТИХРИСТА

 

Согласно Откровению апостола Иоанна, появление и повсеместное распространение символа антихриста «666» (прежде всего в торгово-финансовой сфере) послужит главным признаком приближения времени антихриста. (Толкуя Апокалипсис, свт. Андрей Кесарийский пишет: «Число же зверя будет повсюду широко распространяться и усердно наноситься»). И в наше время мы видим исполнение этих пророчеств: сегодня каждый товар, любая продукция отмечена начертанием с числом антихриста «666» (наличие в штриховом коде EAN-13 числа «666» доказано многочисленными экспертизами и не отвергается самим разработчиком штрихового кода UPC-1, предшественника EAN-13. Хотя сам по себе код EAN-13 не есть апокалипсическое начертание в строгом евангельском смысле, поскольку он не ставится пока на лбы и правые руки людей, но, тем не менее, по всем остальным параметрам этот знак соответствует описанному в Откровении богопротивному символу).

Для христианина символы его веры – священны, поскольку через них он сподобляется благодатного освящения. Именно поэтому мы носим на себе Крест Христов, украшаем и ограждаем им свои жилища, места трудов и т. д. Ибо, как замечает выдающийся догматист нашей Церкви преподобный Иоанн Дамаскин, «должно поклоняться знамению Христа, ибо где знамение – там и Сам Христос будет» («Точное изложение Православной веры»).

Таким образом, проблему начертания антихриста православный христианин должен рассматривать в свете Священного Писания и тех немногих толкований, которые оставили нам Святые Отцы в качестве богословских ориентиров. Эти драгоценные крупицы богодухновенного слова определяют и критерии богословия в области эсхатологии для распознания времен (но не точных сроков кончины мира). Кроме того, правильному восприятию эсхатологического богословия содействует не столько наличие академического теологического образования, сколько способность к богословию в подлинном святоотеческом смысле, т. е. опытное богословие, дающее безошибочное чутье и позволяющее делать правильные выводы. Касательно исследуемого вопроса, на наш взгляд, наиболее глубоки и важны богословские прозрения современного нам Святого Отца – преподобного Паисия Святогорца.

Все данные ему свыше откровения старец Паисий изложил в замечательной брошюре «О знамениях времен». Но подавляющее большинство мирян, часть духовенства и даже монашествующих, легкомысленно последуя духу времени, увы, пренебрегают этим трудом. Между тем, все предостережения святого о хитром и лукавом способе введения печати антихриста не потеряли своей актуальности – напротив, они позволяют составить ясную картину поэтапного утверждения отступления, раскрывая перед современными христианами опасность быть запечатленными этим богопротивным знаком.

Напомним некоторые изречения отца Паисия: «Помаленьку, после введения карточек и удостоверений личности, т. е. составления персональных досье, они лукавым образом приступят к нанесению печати»; «Итак, за „совершенной системой кредитных карточек", за компьютерной безопасностью кроется всемирная диктатура, кроется иго антихриста».

Приведем и не менее глубокомысленные слова блаженной памяти игумена святогорской обители Григориат архимандрита Георгия (Капсаниса), известного богослова и авторитетного пастыря, которого преподобный Паисий весьма ценил за его чистоту ума и верность догматам Церкви: «У Христа есть Свой символ – Крест, имеющий геометрическую форму. Поскольку на этом геометрически сложенном в виде креста орудии ради нас пострадал Христос, оно сделалось символом нашего спасения. Мы чествуем его и поклоняемся ему; носим его на себе с момента Крещения и до самой смерти. Крест Христов – символ победы над диаволом, наш – христианский – символ, наш знак. И антихрист также имеет свой собственный знак – „666". Почему „666", а не „777"? Потому, что это число было у евреев. Так, Царь Соломон требовал от своих подданных в подвластных ему странах платить дань в размере 666 золотых талантов…»

Таким образом, число «666» и содержащее его начертание, которым ныне служит штриховой код EAN 13, – символ апокалипсический. С этим знаком связана вся система глобального присвоения идентификационных номеров товарам и людям. Нумерация людей, закрепление за каждым индивидуумом особого цифрового идентификатора – отличительная особенность создаваемого глобального общества – «нового мирового порядка». Несомненно, устройство такого социума, где все жители планеты становятся пронумерованными товарами, – дело богоборческое, противное замыслу Божию о человеке как Его образе и подобии. Опровергнуть это невозможно, поскольку утвержденные глобалистами документы по построению «цифровой цивилизации» – не миф, а реально существующие официальные программы и резолюции.

 

ОЦЕНКА СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В ЦЕРКВИ И МИРЕ

 

Святитель Андрей Кесарийский пишет: «Что касается непосредственно числа [„666"], а также и всего остального, что о нем написано, – откроет время и опыт пребывающих в трезвении». Напомним и его цитату, уже приведенную выше: «Число же зверя будет повсюду широко распространяться и усердно наноситься». Отметим еще раз: активное использование «666» в виде штрихового кода – яркое свидетельство последних времен. Новейшие же электронные технологии в области контроля над людьми, внедряемые под предлогом обезпечения безопасности и борьбы с терроризмом, – есть средства установления мировой диктатуры антихриста и деперсонализации человека, превращения его в управляемый товар, «биообъект».

Некоторые представители церковного священноначалия выказывают свое недовольство обсуждением этой проблемы. Причина, похоже, тут только одна – погибельное безразличие к словам Священного Писания и к Самой Истине. Истина – Господь – с любовью предупреждает нас о грядущих испытаниях и об опасности ведущего к демоническому обольщению заигрывания со слугами антихриста и его системой.

Возникает вопрос: как расценивать использование штриховых кодов с числом «666» и сканирующих аппаратов при продаже священных икон и предметов церковной утвари? Мы убеждены, что это – святотатство, кощунство. Не менее богопротивен, по нашему мнению, и принудительный сбор сведений о клириках и монашествующих Русской Православной Церкви с последующим формированием всеобъемлющей электронный базы данных. Это деяние – создание электронных досье – направлено на построение системы антихристового глобального контроля за человеком. Указанные процессы просто вопиют – и даже не об обмирщении в Церкви, но уже об утрате многими христианами Духа Христова, Духа трезвения и внутренней бдительности, верности Священному Преданию, отречения от мира и греховных страстей.

Еще одно печальное знамение последних времен – активное развитие сети торговли в храмах и монастырях, что строго запрещено священными канонами Православной Церкви. Что это, если не погибельное порабощение мамоне и грядущему антихристу? Из-за данных нарушений оскудевает небесная благодать, таинственно пребывающая в верующих людях сообразно божественным законам. Любовь как дар свыше, свидетельствующий о присутствии нетварной энергии, не терпит господства духа мира сего, духа порока и антихристовой мамоны, безбожного демонического контроля над личностью. Именно поэтому Господь изгонял торговцев из Иерусалимского храма, напоминая им слова Писания: Дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников(Мф. 21, 13).

В наши дни каждый православный должен оставаться носителем Духа Христова, образом и подобием Божиим – через последование и подражание Господу Иисусу Христу, по слову святого апостола Павла (см.: 1 Кор. 4, 16; Флп. 3, 17; Еф. 15, 7 и др.). Не имея осознанного и напряженного стремления приобщиться к аскетической культуре Церкви, невозможно стяжать Дух Святый. А без этого дара Господня все наши слова и труды теряют свой смысл – как лишенные спасительной благодатной «соли».

 

Редакция сайта «Православный Апологет»

Источник: http://apologet.spb.ru

 

Печатается в сокращении и с литературной правкой редакции «Православного Креста»

Источник: газета «Православный крест», № 20 (140) (от 15 октября с. г.)




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |