на главную

В назидание подвизающимся о Господе

Слово въ день Преображенія Господня


Поятъ Іисусъ Петра, и Іакова, и Іоанна и возведе ихъ на гору высоку едины, и преобразися предъ ними, и просвѣтися лице Его яко солнце; ризы же Его быша бѣлы, яко свѣтъ (Матѳ. 17, 1-2).

Господь сподобилъ меня, въ первый разъ, бесѣдовать съ вами, братія, въ день Преображенія Господня, во славу коего воздвигнутъ и главный храмъ обители вашей.

Настоящій праздникъ даетъ мнѣ и мысль и слово въ назиданіе подвизающимся о Господѣ.

Во всей исторіи земной жизни Спасителя мы видимъ примѣры глубочайшаго Его уничиженія. Полнота Божества изрѣдка проникала сквозь покровъ воспріятаго Имъ человѣчества: но и сіи лучи славы, не преображая тѣла смиренія Его, были видимы — только имущему очи видѣти. Событіе Ѳаворское представляетъ единственный примѣръ, когда избранные Апостолы сподобились узрѣть тѣло славы Его (Флп. 3, 21), еще до исполненія дней уничиженія. Какая же цѣль сего откровенія?

За шесть дней до Преображенія, Спаситель предсказалъ ученикамъ Своимъ, что Ему подобаетъ много пострадати отъ старецъ и архіерей и книжникъ, и убіену быти (Матѳ. 16, 21).

Зная, сколь велика была любовь Апостоловъ къ сладчайшему Господу Іисусу, вы можете представить, братія, какою глубокою скорбію поразило ихъ столь неожиданное и невмѣстимое для ума предсказаніе! Пока не объяснилась истина, что путь креста есть путь царственный, ведущій къ славѣ, не могли ли они думать, что съ смертію Господа рушатся великія ихъ надежды? Имъ нужно было особенное подкрѣпленіе и утѣшеніе. А они вмѣсто утѣшенія слышатъ отъ своего Учителя, что и ихъ самихъ гоненія и скорби ждутъ, — что истинные ученики Его должны взять крестъ свой, и по Немъ идти (Матѳ. 16, 24).

Чтобы разсѣять уныніе сердецъ ихъ, Спаситель взялъ съ Собою Петра, Іакова и Іоанна, возвелъ ихъ на гору и показалъ имъ Свою Божественую славу.

Сіяніе лица Его столько возвысило духъ и усладило сердце учениковъ, что они забыли весь міръ, всѣ радости, коихъ прежде желали, всѣ скорби, коихъ боялись.

Они обрѣли небо на Ѳаворѣ, и желали одного только блаженства, чтобы вѣчно жить во свѣтѣ лица Христова. Господи, — воскликнулъ св. Петръ, — добро есть намъ здѣ быти! Аще хощеши, сотворимъ здѣ три сѣни, Тебѣ едину, и Моѵсеови едину, и едину Иліи (Матѳ. 17, 4). Сей-то крѣпости для духа, сего-то утѣшенія для сердца и мы должны искать въ исторіи Преображенія Господня.

Вѣруйте, что всякій, кто несетъ крестъ свое безропотно и съ христіанскимъ терпѣніемъ, наслѣдуетъ вѣчную славу, и будетъ ходить во свѣтѣ лица Божія (Псал. 88, 16).

Трудно представить, чтобы немощный человѣкъ могъ идти въ слѣдъ Господа путемъ страданій, и не скорбѣть, не утомляться, — нести крестъ свой, и не чувствовать тяжести его. Нѣтъ ничего труднѣе, какъ побѣдить самого себя, настроить свою волю и чувствованія такъ, чтобы онѣ возъимѣли отвращеніе отъ тѣхъ предметовъ, съ коими привычка и склонность сблизили насъ отъ самаго младенчества, и напротивъ, чтобы любили то, отъ чего природа наша старается всячески уклоняться.

Были однако люди, — двое изъ нихъ всегда предъ очами вашими — угодники Божіи Сергій и Германъ, — кои съ благодушіемъ текли за Господомъ, и не изнемогли подъ игомъ Его. Богъ даруетъ человѣку такую силу, которая облегчаетъ всякую тяжесть, смягчаетъ всякую скорбь, — силу, съ коею онъ можетъ небоязненно обращать взоръ свой на прошедшее, трудиться безъ утомленія въ настоящемъ, и съ спокойнымъ духомъ ожидать будущаго. Я разумѣю надежду. И эту силу Спаситель оживляетъ, возвышаетъ и укрѣпляетъ въ самомъ Преображеніи Своемъ, показавъ въ немъ 1) твердое основаніе для христіанской надежды; 2) предѣлъ, до котораго она должна простираться, и 3) благо, которое должно быть цѣлію ея стремленій.

1. Вообразимъ, что на сей горѣ, въ молитвенномъ духѣ, мы присутствуемъ при славномъ Преображеніи Господнемъ. Лице Іисуса Христа Божественною славою сіяетъ, яко солнце. Изъ облака слышенъ гласъ Отца присносущаго: Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о немже благоволихъ: Того послушайте (Матѳ. 17, 5). Какія мысли раждаются въ душахъ нашихъ при семъ откровеніи?

Первая мысль, что Іисусъ Христосъ, коего вѣчный Отецъ именуетъ Сыномъ Своимъ, есть истинный Богъ. Чѣмъ глубже вкореняется въ насъ мысль сія, тѣмъ живѣе становится увѣренность, что все ученіе Его есть непреложная истина, и всѣ заповѣди Его сколько сообразны съ Его премудростію, столько же необходимы для нашего временнаго и вѣчнаго благополучія. Онъ есть истинный Богъ; а потому путь, по которому Онъ ведетъ насъ къ совершенству и блаженству, есть путь единственный и вѣрный, и всѣ недоумѣнія, какія встрѣчаетъ разумъ нашъ, суть только слѣдствія нашей недальновидности, неумѣстной пытливости, и дерзкаго киченія, — всѣ чувствованія, противныя закону, суть плодъ развращенности и укоренившихся беззаконныхъ привычекъ. Здравомыслящій и безпристрастный умъ свободно покаряется истинѣ, которая исходитъ отъ Бога, хотя бы она превышала его разумѣніе, и ея законъ былъ противенъ чувству человѣческаго самолюбія. Одна мысль о Божествѣ Іисуса Христа разрѣшаетъ всѣ наши недоумѣнія о силѣ и важности Его закона. Одна увѣренность, что Премудрый и Всеблагій можетъ и желаетъ устроить наше спасеніе и блаженство, дѣлаетъ иго Христово легкимъ.

Далѣе: если Христосъ есть Сынъ возлюбленный Отцу: то послушаніе волѣ Христовой и насъ дѣлаетъ любезными Отцу небесному. На сей мысли основывается непоколебимое упованіе христіанина, что всѣ прежніе грѣхи благодатію Христовою прощены ему, и настоящая, даже горькая участь не можетъ быть столь тягостна, чтобы превышала Его терпѣніе, и будущее, по той же любви Божіей, или уменьшитъ его страданія или увѣнчаетъ его терпѣніе.

Увѣренность человѣка, что онъ исполняетъ волю Божію, и что Богъ благословляетъ его покорность и труды, составляетъ существо той надежды, которая облегчаетъ подвигъ благочестія, въ самыхъ трудахъ и скорбяхъ открываетъ источникъ утѣшеній. У кого достало бы силъ понести бремя св. Павла? Онъ помнитъ свою прежнюю жизнь въ невѣрствіи: но вѣрою въ Сына Божія спокоенъ, и не тревожится воспоминаніемъ прошедшаго; по вся дни умираетъ (1 Кор. 15, 31): но радуется во страданіяхъ (Кол. 1, 24). Духъ Святый по вся грады свидѣтельствуетъ, что узы и скорби ждутъ его (Дѣян. 20, 23): что до того? Мнѣ, еже жити, Христосъ, — говоритъ св. Павелъ, — и еже умрети, пріобрѣтеніе есть (Флп. 1, 21). Онъ знаетъ, что работаетъ Христу, и надѣется, что любящимъ Бога вся поспѣшествуютъ во благое (Рим. 8, 28), — и сила надежды его непобѣдима.

2. Чего же недостаетъ для твоей надежды, христіанинъ, если ты изнемогаешь подъ игомъ креста своего, боишься идти за Христомъ, унываешь или обращаешься вспять? Вѣруешь, что заповѣдь Господня свята и праведна и блага (Рим. 7, 12), — не сомнѣваешься, что Богу пріятна жизнь, сообразная съ словомъ Его: а между тѣмъ, въ горькія минуты испытаній, въ болѣзни и злоключеніяхъ, въ лишеніи и скорбяхъ, колеблешься какъ трость, упадаешь духомъ и теряешь всякую надежду? Отъ чего такъ? — «Я дѣлаю добро», — говоритъ страдалецъ, — «а меня повсюду поражаютъ бѣдствія; — терплю, ожидая, что будущее доставитъ лучшую участь, а будущее приноситъ только новыя скорби. Или надежды мои — мечты, или мученіямъ можетъ положить предѣлъ одна смерть. Смерть!.. а потомъ?» — Жизнь потомъ, вѣчная жизнь, въ которой нѣтъ ни печали, ни воздыханій, отвѣчаетъ Евангеліе. Посмотри, кто сіи бесѣдующіе со Христомъ на Ѳаворѣ?

И се мужа два съ Нимъ глаголюща, яже бѣста Моѵсей и Илія, явльшася во славѣ, — праведники, за нѣсколько вѣковъ до Христа прешедшіе отъ міра сего. Какое нужно еще доказательство того, что бытіе наше не ограничивается настоящею жизнію? Мы сѣтовали, что не сбываются надежды. За добро ожидали счастія. Но развѣ можно назначать надеждамъ такой тѣсный предѣлъ? Мы ошибались, — и ждали счастія только на землѣ, — въ странѣ пришельствія (Псал. 118, 54) полагали свое отечество, въ мірѣ превратностей искали постоянства, — среди борьбы и подвиговъ желали наслаждаться покоемъ. Преображеніе Господне обращаетъ взоръ нашъ за предѣлы видимаго міра. Теперь христіанская надежда обнимаетъ время и вѣчность, — чего не получаетъ во времени, того ожидаетъ въ вѣчности. Душѣ становится отрадно, — и бремя Христово для ней легко!

Придетъ время, — и изведетъ Господь, яко свѣтъ, правду твою (Псал. 36, 6). Потерпи. Чѣмъ болѣе кто потрудится и постраждетъ на землѣ изъ любви ко Христу и послушанія заповѣдямъ Его: тѣмъ болѣе возрадуется и прославится на небеси. Не ревнуй лукавнующимъ, ниже завиди творящимъ беззаконіе (Псал. 36, 1). Они идутъ своимъ путемъ веселымъ, широкимъ, гладкимъ. Твой путь тѣсенъ и усѣянъ терніемъ. Твой покой въ трудахъ, утѣшеніе — въ слезахъ. Не смущайся! Рабамъ Господнимъ должно помнить слово своего Владыки: въ мірѣ скорбни будете (Іоан. 16, 83). Аще отъ міра бысте были, міръ убо свое любилъ бы; якоже отъ міра нѣсте, но Азъ избрахъ вы отъ міра, сего ради ненавидитъ васъ міръ (Іоан. 15, 19). Прошло много вѣковъ, — а эта ненависть еще живетъ, сплетаетъ ложь и коварство на служителей Христовыхъ, клевещетъ ихъ аки злодѣевъ (1 Петр. 2, 12), глумится надъ благочестіемъ, поноситъ уставы св. Церкви, возстаетъ на Бога жива. Вѣдите, сказалъ Господь, яко Мене прежде васъ возненавидѣ (Іоан. 15, 18). Надѣющіися на Господа, яко гора Сіонъ, не подвижатся во вѣкъ. Враги окрестъ ихъ: а Господь окрестъ людей Своихъ (Псал. 124, 1-2). Надежда ихъ не привязана къ землѣ: горѣ бо зрятъ. Тамъ будетъ новая жизнь, — тамъ и праведное воздаяніе. Сему научаетъ насъ Преображеніе Господне.

3. Откровеніемъ славы Своей Іисусъ Христосъ показалъ и самое благо, къ коему должна стремиться христіанская надежда, — благо, которое уготовалъ Богъ любящимъ Его. Они узрятъ славу и красоту лица Его, и въ этомъ неизчерпаемомъ источникѣ радости будутъ почерпать вѣчное блаженство. Отче, — молился Господь предъ страданіемъ, — ихже далъ еси Мнѣ, да идѣже есмь Азъ, и тіи будутъ со Мною, да видятъ славу Мою, юже далъ еси Мнѣ (Іоан. 17, 24). Мы еще неспособны живо представить себѣ, какую радость производитъ въ душѣ лицезрѣніе красоты Божественной; но видимъ, что Апостолы забыли о всякой другой радости, когда узрѣли на Ѳаворѣ только отблескъ присносущныя славы. Не можемъ понять, какая будетъ въ насъ перемѣна; но слово Божіе говоритъ, что мы подобни будемъ Господу, когда узримъ Его, якоже есть (1 Іоан. 3, 2), — что и самыя тѣла святыхъ преобразятся, яко быти имъ сообразнымъ тѣлу славы Христовой (Флп. 3, 21), какъ сіяли славою Моисей и Илія предъ лицемъ преобразившагося Господа.

Не отлагайте дерзновенія вашего, возлюбленные братія, еже имать мздовоздаяніе много. Терпѣнія имате потребу, да волю Божію сотворше, пріимете обѣтованіе. Еще бо мало елико елико, грядый пріидетъ и не укоснитъ (Евр. 10, 35-37). Егда же Христосъ явится, животъ вашъ, тогда и вы съ Нимъ явитеся въ славѣ (Кол. 3, 4). Трезвитеся, бодрствуйте (1 Петр. 5, 8); работайте Господеви со страхомъ (Псал. 2, 11), отъ искренняго сердца. Миръ имѣйте со всѣми: и Богъ любве и мира будетъ съ вами (2 Кор. 13, 11). Будьте вѣрны до смерти Господу и Богу нашему Іисусу Христу, могущему сохранити насъ безъ грѣха и безъ скверны, и поставити предъ славою Своею непорочныхъ въ радости (Іуд. 24). Аминь.

 

Митрополит Исидор Никольский († 1892 г.)

Произнесено въ соборной Преображенской церкви Валаамскаго монастыря, 6 августа 1862 года.




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


<
Natali

18 августа 2011 12:59

Информация
ВСЕХ С ПРАЗДНИКОМ!!!

 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |