на главную

НЕ НАВРЕДИТЬ ЦЕРКВИ: трезвый взгляд на апостасийную встречу и формы протеста народа Божия


На сегодня в Русской Православной Церкви в связи с фактически насильственным и обманным навязыванием духовенству и мирянам документов, принятых Совещании Предстоятелей Поместных Церквей в Женеве (19-21.02.2016), которые носят антиправославный характер, а некоторые из них являются по своему содержанию догматическими («Отношения Православной Церкви к остальному христианскому миру»), возникла фактически взрывоопасная ситуация. Она, несомненно, усугубилось и встречей Патриарха Кирилла с папой Франциском на Кубе.

Некоторые авторы пытаются в этой встрече видеть исключительно положительные черты, проявляя тем самым откровенно духовную близорукость, несмотря на академическое образование. Другие высказывают крайне радикальные взгляды. Эта встреча не является «нейтральной и безобидной», а тем более исторически выдающейся и значимой в положительном смысле слова. Не является принятая двумя религиозными лидерами Декларация «равной Апостольким посланиям», как беззастенчиво и даже глупо заявляет в своем выступлении на телеканале «Россия 24» председатель Синодальной комиссии по катехизации и религиозному образованию митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. Поражает то, что видный иерарх Русской Православной Церкви не только высказывает такие мнения, но и занимает председательское место в отделе по катехизации и образованию. Возникает вопрос: а где, как и чему Его Высокопреосвященство учился? И неужели глупость станет нормой для образования? Сея соблазн во всероссийской пастве, он должен быть призван Священным Синодом на церковный суд.

Встрече в Гаване является знаковой как для Православной Церкви, так и для всего мира не с точки зрения секулярных понятий и представлений, которые на «ура» воспринимают все религиозно-синкретические мероприятия и встречи, а духовных. А для этого необходимо не просто принять к сведению высказывания Святых Отцов и великих подвижников благочестия Православной Церкви о папизме и фигуре римского понтифика, а считаться с ними и руководиться ими. Ибо эти позиции и оценки Святых Отцов и подвижников веры едины, лишь дополняя одна другую и углубляя понимание сути римо-католицизма и римского папы. Если резюмировать эти высказывания, то римский папа является архиересиархом, прообразом антихриста, символом отступления. И любая встреча с римским папой, а в особенности обращения к нему за поддержкой в политических и религиозных вопросах является признанием его высокого авторитета и является формой поклонения ему. Некоторые будут оспаривать и не соглашаться с нашим мнением. Однако оно не является нашим личным, но представляет собой резюме святоотеческих высказываний. То есть эта встреча носит и апостасийный характер и апокалипсический, является знаком «грядущих бед». И именно с таких позиций и в такой перспективе необходимо оценивать и рассматривать встречу на Кубе.

Кроме того, важно знать и то, что римский папа на сегодня не является просто предстоятелем и главой римо-католической «церкви», а он является координатором международного движения по построению единой мировой религии на тех началах, которые были выражены известным современным католическим богословом, профессором Хансом Кюнгом. В основу кодекса положены «социальная справедливость, экуменизм, плюрализм, толерантность, феминизм и соблюдение "прав человека”». При этом все религии признаются равнозначными, но сохраняют «свои представления об истине» и свои обряды. Иными словами, провозглашается абсолютная толерантность и общая вера в то, что все религии так или иначе ведут к одному Богу и имеют божественное происхождение. Все проводимые межрелигиозные мероприятия римский понтификом финансируются крупнейшими банкирами и мировой закулисой.

Потому данная встреча вполне справедливо, по чутью верующего сердца, встретила отрицательную реакцию у большинства клириков и мирян Русской Православной Церкви. И данная реакция, которая выражалась в разной форме, не является проявлением религиозного экстремизма, фанатизма, ревностью не по разуму, а проявлением здравого чувства веры, религиозным безпокойством, проявлением живой православной соборности. Несомненно, в некоторых формах эти протесты были неверны. Но наша задача не состоит в том, чтобы дифференцировать разные проявления протеста и давать им психологическую и каноническую оценки. Мы в данном случае лишь оцениваем само явление протеста и считаем его вполне естественным и оправданным.

Тем не менее, уже известны случаи прекращения поминовения имени Святейшего Патриарха Кирилла и отделения от епископата на основании якобы 15 правила Двукратного собора некоторых клириков и монашествующих. Скажем сразу, что мы считаем такие действия духовенства преждевременными и неоправданными.Они противоречат по букве, а тем более по духу этому правилу. Этим правилом допускается и даже похваляется разрыв епископата с Патриархом и, соответственно, духовенства с епископом только в случае «ради некия ереси, осужденныя святыми соборами или отцами, когда, то есть, он проповедует ересь всенародно, и учит о ней открыто в Церкви». Это правило ценно тем, что, по словам составителя Афинский Синтагмы иеромонаха Властаря, оно ограничивает власть епископа и не допускает ему творить в Церкви произвол.

Несомненно, что встреча Патриарха Кирилла и папы Франциска будет иметь свое продолжение, а вектор ее направленности будет строго направлен на «восстановление утраченного единства христиан» в понимании экуменического движения, то есть на основании т. н. «диалога любви». Такая форма диалога была определена Константинопольским патриархом Афинагором в 60-е гг. прошлого столетия. Этот диалог был призван развивать тесное сотрудничество во всех областях общественно-социальной жизни и религиозной жизни, на основе «общих воззрений и мнений», догматического минимализма и «закрытия догматов в сундук», согласно высказыванию самого патриарха Афинагора.

С другой стороны, к нам поступает информация о случаях отправления за штат и запрещения в священнослужении некоторых клириков за критические оценки и высказывания о встрече на Кубе, которые прозвучали в виде выступлений на радио или в печати. Несомненно, что внутри Православной Церкви, где соборность является одним из наиважнейших принципов полноценной церковной жизни, должна звучать критика в адрес тех епископов, которые поступают вопреки голосу церковной совести, вопреки вере и священным канонам Православной Церкви.

Мы напомним замечательные слова мужественного исповедника Православной веры прп. Феодора Студита: «Это заповедь Господа – не молчать, когда вера находится в опасности из-за еретиков».

Но содержание критики должно быть без личных выпадов и оскорблений в адрес высшей иерархии. Однако данный процесс искусственно впихивать в какие-то стандарты и рамки практически невозможно. И это доказывает вся история Церкви периода Вселенских Соборов. Тем не менее, клирик, дающий критические замечания в СМИ на действия высшей иерархии в формате живого слова, всегда должен ответственно относиться к содержанию выступления. Священник должен осознавать то, что слушающая его аудитория в основном далеко не воцерковленная или мало воцерковленная, а СМИ чаще всего являются не доброжелателями Церкви, а наоборот, ее скрытыми врагами. Аргументация в оценках должна быть всесторонне взвешенной, учитывающие многие факторы современной действительности. Должно всегда работать правило: «не навредить» Церкви. Это «не навредить», мы считаем, должно стоять в центре всех оценок и принципов любого интервью и слова клирика и епископа.

Епископат и высший и низший должен относиться к критическим выступлениям с глубоким вниманием и не стремиться подавлять всех и вся. Важно помнить, что Церковь Христова это не предприятие, не светская организация, а живое Тело Христово, в котором каждый православный христианин является чадом Божиим. Паства Божия – это не собственность епископа, а божественно достояние (см. Божественной литургии, молитва 2-я тайная после 2-го антифона: «спаси Боже люди Твоя и благослови достояние Твое»).

Возвращаясь к вопросу о наложении каноническим наказаний на клириков, мы хотели бы указать на некоторые важные принципы православного канонического права.

  1. Наказания, выносимые Церковным судом для согрешившего и преступившего божественное право, носят характер врачевания.
  2. Налагаемые наказания – это средства для исправления, предупреждения для появления дальнейших преступлений «для сохранения блага всей Церкви».
  3. Наказания для клириков могут быть четырех видов: замечание, отлучение, извержение и анафема.
  4. Все виды наказания делятся на два типа по своей цели:

наказания для исправления (τιμωρία διορθοῦσαι, poenae obsecratio) и наказания в строгом смысле слова (τιμωρία σωφρονίζουσαι poenae vindicativae).

Все эти наказания накладываются при тщательном исследовании состава преступления, причин совершенного преступления, дабы церковный суд не погрешил против божественной справедливости, правды Божией и не сделал свои решения предметом серьезного соблазна.

Для этого церковный суд любой инстанции должен четко выявлять обстоятельства совершенного преступления и мотивы, побудившие ко греху. Православная Церковь наиболее тяжелые наказания налагала за еретические учения, высказываемые иерархами и клириками, за учинение любого вида раскола и за блудные грехи. Расшвыриваясь запретами и не желая с полной степенью ответственности разрешать возникающие трения с духовенством, правящие архиерей еще в большей степени способствуют расколу, его углублению. И если налагаемые запреты не соответствуют букве и духу канонического права, что бывает достаточно часто, то такие запреты являются недействительными.

Священные каноны, напоминаем, не являются орудием и средством наказания человека, клирика, но – уврачевания страсти, немощи, разрешение спорных и конфликтных вопросов. К глубокому сожалению, у нашей иерархи часто не работает именно в таком направлении мышление. Жесткость, а порой и жестокость преобладает над правдой и милостью Божией. В таком случае очень важно вспоминать слова Господа нашего Иисуса Христа: «Милости хочу, а не жертвы».

Поэтому в наше время и в нашей Церкви, когда произвол епископа чаще всего преобладает и выходит за рамки даже буквы священных канонов, в особенности когда это касается вполне объективной критики отступлений в вероучительных вопросах, ошибок в вероучительных вопросах, все это говорит о том, что принцип соборности в нашей Поместной Церкви не работает.

Но проявляя духовное рассуждение и мудрость, безпокоясь о нашей Матери-Церкви, очень важно любыми способами избегать преждевременных и необдуманных шагов, которые ведут к расколу Церкви, тем самым ее ослабляя и делая ее более уязвимой для ее врагов. Нужна усиленная молитва и покаяние, смиренномудрие для всех. Ибо если человек не обладает даром духовного рассуждения (а в первую очередь епископ и священник), который подается только человеку с очищенным сердцем, ведущим не внешнюю церковную жизнь, а внутреннюю духовную жизнь, то по действию страсти он будет принимать неверные решения, вредить пастве и Церкви Христовой при мысли, что он поступает правильно.

Святоотеческая мудрость говорит нам о том, что дьявол очень легко подстраивается под личину справедливости и правды. Но такая правда оказывается противной воли Божией, а по сути своей является не правдой, а лжеправдой.

С другой стороны, нужно помнить о том, что за чистоту веры должен бороться каждый христианин, не зависимо от иерархической принадлежности, ибо это есть заповедь от Бога – говорить о вере и ее защищать, по словам прп. Феодора Студита. Ибо «молчанием предается Бог» (свт. Григорий Богослов).

Редакция интернет-портала «Православный апологет»

Печатается в сокращении

Полная версия статьи: http://apologet.spb.ru




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |