Мы «веруем в Бога» и «веруем Богу»; эти понятия не
являются тождественными. Потому что «веровать Богу» означает считать Его
обетования по отношению к нам, незыблемыми и истинными; «веровать» же «в Бога»
заключает и себе православно мыслить о Нем. Долженствует же нам иметь и то и
другое; и в том и в другом истинствовать; и то таким образом иметь, чтобы быть
уверенными (в обетования Божия нам) более, чем если бы даже своими глазами
видели, и долженствует нам быть верными Богу, в Которого, наша вера, и будучи
верными, таким образом быть оправданными. Ибо говорится: «Верова Авраам Богови, и вменися ему в правду» (Рим.4:3). В чем же
выразилась вера Авраамова, так что он был оправдан? – Он принял от Бога
обещание, что в семени его, – которым был Исаак, – благословятся все племена
Израиля; затем он получает от Бога повеление: Исаака, тогда еще бывшего в
детском возрасте, принести в жертву, а между тем, чрез него единого должно было
сбыться исполнение обещания; и, вот, нисколько не возражая, отец был готов
своими руками заклать мальчика, в то же самое время веруя, что имеющее чрез
него сбыться обещание является незыблемым и истинным. Видите ли, какова
оправдывающая вера?! Но и нам Христос обещал наследие вечной жизни, и
наслаждения, и славы, и царства; затем заповедал жительствовать в бедности,
поститься, совершенно и стесненно жить, быть готовым к смерти, распять себя со
страстями и похотями. Итак, если мы возымеем тщание к этому и уверуем в оное
обещание Божие, то, вот и мы, по образу Авраама, уверовали Богу, и это нам
зачтется в праведность.
Вы видите, что последовало из сего:
готовность представить Исаака на заклание была не только мощным
свидетельством и выявлением веры Авраама, но также и стала причиной того, что
от его семени должен был родиться Христос, чрез Которого благословились
все племена земные, и обещание нашло свое исполнение. Ибо Бог как бы стал Должником тому,
кто ради Бога дал своего единородного и собственного сына, так чтобы ради него
и по причине обещания ему – в Свою очередь дать Своего Единородного и Собственного
Сына. Так и относительно нас: целомудрие и праведность, смирение и претерпение
так или иначе причиняющих нам зло, и раздача имущества, еще же и злострадание тела в постах и
бдениях, и, одним словом сказать, – распятие себя со страстями и похотями во
исполнение заповедей Божиих, – не только является выявлением насколько истинно
мы веруем обещаниям Христовым, но и, так сказать, делает Бога в Свою очередь
Должником дарования нам вечной и незыблемой жизни, и наслаждения, и славы, и
царства.
Посему и Сам Он, взирая на Своих
Учеников, сказал: «Блажени нищии.., яко ваше есть царство небесное. Блажени
плачущии. Блажени милостивии. Блажени гонимые правды ради...» (Мф.5:3-10, Лк.6:20-22), и –«го́ре богатым... го́ре смеющимся... го́ре
насыщающимся, го́ре егда добре рекут вам вси человецы» (Лк.6:24-26). А
тот, кто проводит свою жизнь не согласно возвещенным блаженствам, но
соответственно тому, о чем сетует Господь, скажи мне, может ли считаться
верующим Богу? – «Покажи ми, – говорится, –веру твою от дел твоих», и «кто премудр... да покажет от добраго жития дела своя»(Иак.2:18,
3:13). Итак, то, что мы истинно веруем Богу, т.е. иными словами – сознаем
как истинные и незыблемые, и еще только не находящиеся в наличии, Его обещания
в отношении нас или угрозы, пусть будет явленным на основании наших добрых дел
и соблюдении Божиих заповедей. А то, что мы православно веруем в Бога, т.е. прекрасно, утвержденно и благочестиво мыслим относительно Него,
каким образом это явит нам? – Тем, что мы единодушны, единомысленны и
единоисповедны с богоносными Отцами нашими. Как неложно веровать Богу
проявляется не только в противлении плотским страстям и лукавым тенетам, но и –
в противлении одержимым страстями людям, обольщающим и соувлекающим в неблагородные
услаждения; так и православно веровать в единого истинного Бога проявляется не
только в противлении невежеству и внушениям супостата, но и – в противлении
нечестивым людям, тайком похищающим и соувлекающим в свою погибель. Величайшая
же помощь имеется в наличии по отношению и к той и к другой вере; не только от
Бога и от данной нам от Него силы разума, но и – от добрых Ангелов и от
богочестивых и живущих но Богу людей.
Посему духовная и общая Мать и Кормилица
наша – Христова Церковь –
днесь еще явнее, еще более всемирно возвещает о просиявших в благочестии и в
добродетели. Возвещая же о их Всесвященных Соборах и вынесенных на них
божественных догматах, Она вместе с этим отвергает в основных чертах
приверженцев нечестия (ересей) и их злостные построения и мнения, дабы мы
истинно отвращались их. Последуя же божественно мыслящим, веровали во единого
Бога Отца, Сына и Духа Святого, от Которого и Которым и в Котором вся быша;
Который есть прежде всего и над всем и во всем и превыше всего; Единица в
Троице и Троица во Единице, несмешенно соединенная и нераздельно различаемая;
Единица, Она же и Троица всемогущая. Отец безвременный, и безначальный, и
вечный Единый – Вина и Корень созерцаемого Божества в Сыне и в Святом Духе: не
единый Творец, но только единый Отец Сына и Духа Святого Изводитель: присно
сущий и всегда сущий Отец и вместе Изводитель, Которого Сын Единый совечен Ему
и в отношении времени со-временен, но не безначален (т.е. имеет Вину Своего
бытия), как имеющий Отца Своим Родителем и Корнем и Источником и Началом, от
Которого Единого прежде всех веков произошел, но не отделился: Бог от Бога; не
инаковый – как Бог, но иной – как Сын; присно сущий и всегда сущий Сын и всегда
у Бога несмешенно сущий; Слово Живое, Свет Истинный, Воипостасная Премудрость,
Вина и Начало всего сущего, так как Им вся быша (сотворено); Который при
завершении веков, как предрекли Пророки, Сам Себя истощил, восприяв ради нас
свойственный нам облик. Благоволением Отца и содействием Святого Духа, был
зачат и родился от Приснодевы и, как истинно воплотившийся, стал подобен нам во
всем, за исключением греха; пребывая, как был, Богом истинным во единой
Ипостаси и после воплощения; действуя все божественное, как – Бог; и все
человеческое, как – Человек, и подвергаясь непорочным человеческим страданиям,
будучи бесстрастным, и бессмертным, и вечным, как Бог; и был распят, и умер, и
был погребен, и в третий день воскрес; и смертью и
воскресением Своим упразднил имущего державу смерти; и по воскресении являлся и
вознесся на небеса и воссел одесную Отца, сделав наше естество единочестным и
сопрестольным, как участника Божества, и с этим естеством (т.е. в человеческой
природе, воспринятой Им в воплощении) снова со славою приидет судить живых и
мертвых, призванных вновь в жизнь силою Его Пришествия, и воздать каждому по
делам его.
Ведуще, что это принятое Им от нас
привнесение и естество подлежат восприятию чувств и описуемы, мы изображаем
Его на иконах и православно покланяемся, также как и изображаем на иконах
Родившую Его в девстве, а также и совершенным образом угодивших Ему. Символы
Его Страстей, и особенно – Крест, мы почитаем и покланяемся им, как божественным
знамениям победы над общим врагом. Ежедневно творяще воспоминание о Нем, по Его
заповеди, мы и священствуем Божественная (т.е. Божественную Евхаристию) и
бываем причастниками их. Согласно заповеди Его, мы прежде всего бываем крещены
и крестим во имя святое и покланяемое Отца и Сына и Святого Духа. От
предвечного и безначального Отца и Дух Святый исходит, сущий собезначальный
Отцу и Сыну, как безвременный, но не безвиновный: ибо и Он имеет Корнем и
Началом и Виною – Отца, от Которого прежде всех веков постоянно, бесстрастно,
изводительным образом произошел, как от Отца исходящий и в Сыне почивающий,
имеющий несмешенное (с Ним) единение и нераздельное (от Них) различие. Бог
сущий и Сам от Бога; не Инаковый, как – Бог, но Иной, как – Утешитель, как Дух
Святый самоипостасный, от Отца имущий бытие и чрез Сына посылаемый в начаток
жизни вечной и в залог будущих и приснопребывающих благ; и Сам – Виновник всего
пришедшего в жизнь, ибо в Нем – вся быша. Он – То же, что и Отец и Сын, за
исключением нерожденности и рождения. Послан же Он Сыном на Его Учеников, т.е.
явлен был; ибо в этом смысле надлежит понимать «послание» Духа Святого; потому
что как иначе был бы послан вездесущий и от Посылающего неотделимый? Посему Дух
Святый не только от Сына, но и от Отца посылается и Сам по Своей воле исходит:
ибо послание или явление Духа Святого есть общее дело Отца и Сына и Духа;
бывает же Он явлен не по Своему естеству, ибо никто никогда и не видел и не
возвестил Божественное естество, – но согласно благодати и силы и действу,
которая обща – Отцу, Сыну и Духу. Личным же свойством Каждого из Них есть
Ипостась Каждого и то, что наблюдается относительно Нее, как ипостасное
свойство. Общим же для них является не только недоступное зрению и
превосходящее всякое наименование и свойственное только Богу (αμεθεκτος) Естество Божества, но и – благодать и сила,
и действие, и сияние, и нетление, и царство и все то, согласно чему общается и
по благодати соединяется Бог со святыми Ангелами, а также и людьми; ни
разделением и различием Ипостасей, ни разделением и разнообразием божественных
сил и действий, не отступающий единства и полноты. Таким образом мы веруем во
Единого Бога, во едином триипостасном и всемогущем Божестве, и торжественно
возвещаем о тех, которые угодили Богу в таковой вере. Не верующих же согласно сему образу, но
возглавивших свои собственные ереси, или до конца последовавших
ересеначальникам, мы отвергаем. Да будет вам известно, братие, что дурные
страсти и нечестивые учения взаимнотесно связаны, являясь источником друг другу
и бывают причиной того, что Бог справедливо оставляет такого рода людей.
Тот факт, что многочисленный рой грехов
происходит от нечестия, явил нам великий Павел, писав о эллинах: «Якоже не искусиша имети Бога в разуме» (Рим.1:28), но «разумевше Бога, не яко Бога прославиша или благодариша»(Рим.1:21), «предаде их Бог в неискусен ум, творити неподобная;
исполненных всякия неправды, блужения, лихоимства и прочему» (Рим.1:28). А тот
факт, что греховностью, в свою очередь, вводится нечестие, возможно представить
на основании многих несчастным образом потерпевших это. Так, Соломон оный,
отдавшись плотским услаждениям, поскользнулся в идолопоклонничество. Так,
Иеровоам, побежденный крайним любоначалием, принес жертвы золотым тельцам. Так,
Иуда предатель, болезновав сребролюбием, впал в богоубийство.
Итак, и вера без дел мертва и призрачна, и
дела без веры – напрасны и бесполезны. Поэтому благодать Духа соединила
днесь, в это святое время Поста и упражнения в добродетели, как – восхваление
правоучащих Слово Благочестия (т.е. Православное Вероисповедание), так и –
публичное отвержение тех, которые учили неправославно, – дабы мы и в вере и в
делах проявили тщательность: и веру чрез дела явили, и чрез веру приобрели
пользу от трудов.
Дурные страсти же и нечестие не только
вводятся друг другом, но они и подобны друг другу, что вкратце я и поясню
вашей любви, говоря о тех, которые находясь в нашей среде, уклонились от
Православия. Как Адам, получив от Бога власть вкушать от всякого дерева,
находящегося в раю, однако не удовольствовался всеми сими, но убежденный
советом началозлобного змия, ел и от дерева, единственно которого получил
заповедь не касаться, так можно сказать и относительно оных дарований Божиих,
благих и воистину соответствующих Его любви, которые Он предоставил для
желающих. Эти дарования, как некто сказал, такого суть характера: «Всемтем, что есть Бог, будет по благодати и удостоенный человек, за исключениемлишь тождественности с Богом в отношении естества». Однако, есть такие люди,
которые учат, что мы должны будем участвовать и в самом сверхсущественном
естестве Божием, и при этом заявляют, что возможно – соответствующим образом и
наименовать оное; и подражая началозлобному змию, – как тот слова Божии, – так
они слова Святых злостно истолковывают и извращают. Но мы, прияв от Господа
силу наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию, легко разрушим всякое
его ухищрение и в данном случае, направленное против благочестия и образа
жизни, отвечающего благочестию, и явившись победителями во всем, улучим
небесные и чистые венцы праведности, в Самом Христе, неподкупном Судье и Даятеле
воздаяний, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным
Его Отцом и Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки
веков. Аминь.
Святитель Григорий Палама
Омилия (беседа) VIII. О вере. В ней же и изложение Православного Исповедания
PG.151:93–104. Homilia VIII. De fide piaque fudei confessione.