на главную

«ОТ СЛОВЕС СВОИХ ОСУДИШЬСЯ»: Цитаты Писания в документе «восьмого собора»

В соответствии с решением Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези 21–28 января с. г., на официальном сайте Московского Патриархата был опубликован проект документа «Всеправославного собора» «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», принятый V Всеправославным предсоборным совещанием в Шамбези 10–17 октября 2015 года.

Ранее мы рассмотрели его положения, касающиеся методов экуменического диалога (пункты 11–15). Сегодняшняя публикация посвящена сравнению употребления цитат Священного Писания в контексте идей авторов документа со святоотеческими толкованиями.


 

Каждое церковное соборное деяние должно быть основано на Священном Писании и верном его понимании. 19-е правило Пято-Шестого Вселенского Собора, называемого также Трулльским, гласит: «Аще будет исследуемо слово Писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях, и сими более да удовлетворяются, нежели составлением собственных слов».

Иной подход у авторов проекта «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», где имеет место случайный характер цитирования Священного Писания, неуместное употребление его учения, ошибочное разумение.

Например, пункт 4-й гласит: «Православная Церковь, которой присущ дух вселенскости и человеколюбия, в согласии с божественным произволением „чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1 Тим. 2, 4), всегда трудилась ради восстановления единства христиан».

Посмотрим, как толкуют приведенные слова из 2-й главы Послания к Тимофею Святые Отцы. Блаженный Феофилакт Болгарский пишет: «Если Он хочет, чтобы все люди спаслись, желай и ты, и подражай Богу; и если желаешь этого, то молись. Но если Он Сам хочет, то какая, спросишь, нужда в молитве с моей стороны? Это приносит им (заблудшим) много пользы, ибо располагает их к любви, тебя не допускает до ожесточения, и их, очень вероятно, снова привлечет к вере. Знай, что спасение от веры. „И достигли познания истины" – т. е. веры в Него, ибо это – единственная истина».

Святитель Феофан Затворник следующим образом изъясняет эти слова: «Вот, говорит, что хорошо и угодно Спасителю нашему, чтобы все люди спаслись и познали истину. Следовательно, христиане и должны молиться Ему о том, чтобы Он вразумил Царей и правителей и привел их к познанию истины – веры в Него, – веры в то, что нет иного спасения, как в Господе Иисусе Христе, и, таким образом, спас их. Ибо это есть единственный путь спасения».

Здесь толкование как будто не противоречит мысли авторов проекта о том, что Господь якобы хочет объединения православных с еретиками. Однако так может показаться лишь при поверхностном взгляде. В другом месте святитель учит: «Самостоятельность – хорошее дело. Но надо найти верную точку для стояния. Христианство основано на истине Божией. Где найти лучшее основание? Бог учит разумных тварей. Долг разумных тварей внимать этому учению, и всякий внимающий несомненно будет знать истину; ибо Бог есть Сам Истина. Бог издревле говорил в пророцех своих, в последок дней говорил нам в Сыне Своем, Сын Божий и Господь передал истину Святым Апостолам, Апостолы – Церкви. В Церкви же что признается истинным несомненно? – То, что всеми всегда и всюду было исповедуемо. Стань на сию точку сам – и будешь самостоятелен самостоятельностью самою верною и незаблудною, хотя она будет отрицанием самостоятельности, как ее обычно понимают».

А, как известно, Церковь Православная неизменно свидетельствует, что спастись можно лишь в ее ограде. «Вселенская Церковь, – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), – всегда признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек, зараженный страшным недугом ереси, мертв душею, чужд благодати и спасения, в общении с диаволом и его погибелью».

Священномученик Петр Дамаскин говорит: «Все упомянутое нами с начала слова (подвиги и добродетели) без правой веры не приносит пользы, да и не бывает, как и вера без дел. И о вере, и делах написали многие из Святых Отцов, я же для напоминания скажу вкратце, что дела мы должны иметь написанными, каждый в своем порядке, веру же Православную, такую, какую мы приняли от прежде упомянутых Святых, чтобы с ними и нам получить вечные блага».

Таким образом, мы видим, что святой апостол Павел вел речь не о беззаконных экуменических контактах, а о миссионерстве, которое фактически воспрещается исследуемым проектом и иными документами модернистской направленности. Вот почему участие «православных» экуменистов в движении за т. н. «восстановление единства христиан» абсолютно чуждо учению нашей Святой Матери-Церкви.

В пункте 7-м авторы проекта пишут: «В свете вышеизложенного понимания все Поместные Святейшие Православные Церкви активно участвуют сегодня в официальных богословских диалогах, и большинство также в работе различных национальных, региональных и международных межхристианских организаций, несмотря на возникший глубокий кризис в экуменическом движении. Такая многогранная деятельность Православной Церкви проистекает из чувства ответственности и убеждения, что основополагающее значение имеют взаимопонимание, сотрудничество и общие усилия по достижению христианского единства, „дабы не поставить [нам] какой преграды благовествованию Христову" (1 Кор. 9, 12)».

И опять, если вдуматься в смысл апостольского изречения (в его святоотеческом понимании), то увидим, что оно не подтверждает, а, скорее, опровергает ложные положения проекта. Блаженный Феофилакт поясняет: «Дабы кто не сказал: „Ты не имел нужды, потому и не брал", говорит: „Хотя мы находимся в большом стеснении, однако все переносим – и голод, и жажду, и наготу, дабы не произошло какой-либо преграды, т. е. какого-либо замедления для Евангелия и проповеди"».

Причем текст проекта выглядит кощунственной насмешкой над словами Апостола. Святой Павел терпел наготу, голод, жажду ради распространения благовестия. А сытые, располневшие на международных фуршетах, пребывающие в тепле, неге и уюте экуменисты, ни в чем себе не отказывающие, слившиеся в богопротивном единстве с теми, кого Апостол заповедал отвращаться, отнесли к себе эту высокоаскетичную речь.

Но посмотрим еще, как объясняет это место святитель Феофан, ссылаясь на толкование святого Иоанна Златоуста: «Если вы, как бы так говорит святой Павел, содержите таких, приходящих к вам в качестве учителей, которые управляют вами, показывают власть над вами, поступают с вами, как с рабами, и не только берут с вас добровольное, но даже с вымогательством и дерзостью (ср.: 2 Кор. 11, 20), то мы тем большее имеем право<…> на ваше содержание. И что же? Мы по своей воле не пользовались у вас своим правом, и не потому, чтобы не нуждались в вашем содержании, нет, были в нужде и алкали, и жаждали, и наготу терпели, и страдали (см.: 1 Кор. 4, 11). Но все это не принудило нас нарушить закон, который мы сами для себя установили. Почему? Да потому, чтобы не соблазнить вас, принимая плату за свое учение, и тем не причинить ни малейшего замедления и остановки в распространении учения Христова».

А в другом месте тот же Апостол говорит: Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего (1 Кор. 8, 13).

Т. е. текст Послания отражает жертвенную любовь Апостолов к духовным чадам, ради которых они были готовы на все, лишь бы не воспрепятствовать, вольно или невольно, распространению веры Христовой. Но разве таково настроение «православных» экуменистов, авторов рассматриваемого проекта? Не походят ли они более на упомянутых Апостолом самозваных учителей, которые порабощали коринфян, вымогали с них плату и творили другие безчинства? Если бы сторонники экуменизма имели в себе дух апостольский, то уже давно прервали бы всякое общение с еретиками на соблазн православного духовенства, монашества и мирян. Тем более что церковные чада их об этом неоднократно просили, выставляя на вид возникающие от этого смущения, разногласия и расколы. Однако экуменисты трепетно и нежно любят еретиков и со злобою поносят православных ревнителей благочестия. Так, например, Константинопольский Патриарх Варфоломей на последнем Синаксисе в Шамбези отметил, что «Всеправославный собор» еще прежде созыва был «заклеймен» некоторыми«защитниками Православия» «разбойничьим», и указал на необходимость канонических мер в отношении тех, кто не подчинится его решениям.

Но вернемся к проекту. Следующий сакральный текст в документе взят из первосвященнической молитвы Господа нашего Иисуса Христа. Пункт 8-й гласит: «Конечно, ведя диалог с прочими христианами, Православная Церковь не недооценивает трудностей, связанных с этим делом, но и понимает, какие препятствия лежат на пути к общему пониманию предания древней Церкви. Она надеется, что Святой Дух, Который „весь собирает собор церковный" (стихира на вечерне Пятидесятницы), „восполнит оскудевающая" (молитва на хиротонии). В этом смысле в своих отношениях с остальным христианским миром Православная Церковь опирается не только на человеческие силы их участников, но, по благодати Господа, молившегося: „Да будут все едино" (Ин. 17, 21), уповает прежде всего на помощь Святого Духа».

Из текста следует, что якобы Сам Господь молился об объединении православных христиан с еретиками. Но невозможно допустить такое кощунство, ибо известно, что Спаситель, напротив, завещал беречься лжепророков (см.: Мф. 7, 15).

Блаженный Феофилакт пишет: «Обычно еретики бывают хитры и лукавы; поэтому говорит: „Берегитесь". Они говорят приятные речи и показывают вид как будто честной жизни, но внутри их – уда. Овечья одежда – это кротость, которой пользуются иные лицемеры с тою целью, чтобы льстить и обманывать. От своего плода они узнаются, т. е. по делам и жизни. Хотя бы они на время и скрывались, но внимательными изобличаются».

Конечно, приведенные слова Господа вовсе не подразумевают объединения с еретиками-лжепророками. «А как Он достаточно предал их Отцу, – объясняет блаженный Феофилакт, – чтобы Он освятил их верою, и совершил за них святую жертву для истины, говорит, наконец, опять о единомыслии, и с чего начал, т. е. с любви, тем и заканчивает речь, и говорит: „Да будут все едино", т. е. да имеют мир и единомыслие, и в Нас, т. е. по вере в Нас».

Как видим, Спаситель вознес молитву о единстве Своих учеников в Православной вере во Святую Троицу.

Подобным образом рассуждает и святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Кто бы ни желал соединиться из православных с католиками или лютеранами и быть с ними одно – во Христе, одною Церковию, одним обществом верующих?! Но кто из членов этих глаголемых церквей, особенно предстоятелей, именуемых папами, патриархами, митрополитами, архиепископами и епископами или же ксендзами, патерами, – согласится отречься от своих заблуждений? Никто. А мы согласиться с их еретическим учением не можем без вреда своему душевному спасению <...>. Разве можно соединить несоединимое – ложь с истиной?»

Значит, суетно упование авторов проекта на помощь Святаго Духа в деле экуменического объединения православных с еретиками.

Последний пункт, в котором не к месту вставлен евангельский текст, – 24-й: «Православная Церковь сознает тот факт, что в ответ на новые условия и новые вызовы современного мира движение за восстановление единства христиан принимает новые формы. Необходимо, чтобы Православная Церковь продолжала нести свое свидетельство разделенному христианскому миру на основании апостольского Предания и своей веры. Мы молимся, чтобы христиане совместно трудились, дабы приблизить день, в который Господь исполнит надежду Православных Церквей, и будет „одно стадо и Один Пастырь" (Ин. 10, 16)».

Из контекста следует, что Восточная Православная Церковь якобы ждет не дождется, когда же Господь объединит ее с нераскаянными еретиками. Но на самом деле здесь идет речь совсем о другом. Святитель Иоанн Златоуст толкует этот фрагмент следующим образом: «Потому благовременно вводит слово и об язычниках. „Есть у Меня и другие овцы, – говорит, – которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести" (Ин. 10, 16)». Т. е. под овцами из другого двора Спаситель разумел язычников, которых необходимо обратить к истинной вере, а не еретиков, именуемых в Священном Писании хищными волками (см.: Деян. 20, 29).

 

Итак, мы рассмотрели евангельские и апостольские слова, на которые ссылаются авторы проекта «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», пытаясь обосновать свои неправославные измышления. Все эти цитаты использованы ими неудачно и при верном их понимании ясно обличают заблуждения экуменистов.

 

Библиографический список:

1. Беседы на Евангелие святого апостола Иоанна Богослова // Творения Святого Отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. СПб.: Санкт-Петербургская Духовная академиия, 1902. Т. 8. Кн. 1–2. Ч. 1. Беседа 60-я.

2. Преп. Петр Дамаскин. Творения. Кн. 1. М.: Скит, 1993 (репринт. переизд.: Киев, 1905).

3. Рудинский, Н., священник. Толкование Посланий святого апостола Павла по трудам святителя Феофана Затворника. СПб., 2001.

4. Святитель Игнатий (Брянчанинов). О невозможности спасения иноверцев и еретиков // Сочинения. М.: Правило веры, 1993. Т. 4. Аскетическая проповедь и письма к мирянам. Письмо 28.

5. Святитель Феофан Затворник. Слово в Неделю Православия // О Православии с предостережениями от погрешений против него. Минск, 2003.

6. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Живой колос с духовной нивы. Белорусская Православная Церковь, 2014.

7. Толкование на Святое Евангелие блаженного Феофилакта Болгарского: В 2-х кн. М.: Сибирская благозвонница, 2015.

 

Иеромонах Петр (Семенов)

Источник: газета «Православный Крест», № 8 (152) (от 15 апреля с. г.)




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |