на главную

АКТУАЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ: О совершенной любви и пасхальной радости


Преподобный и богоносный отец наш Серафим Саровский чудотворец, в знак постоянной духовной радости о Воскресшем Господе, во всякое время года приветствовал своих посетителей словами: «Христос Воскресе, радость моя!»

Ни с чем земным несравнимая, светлая Пасхальная радость побеждает все земные скорби, дает возможность радоваться и среди величайших страданий... Это ли не чудо любви Божией к Своему созданию... Для верных Христу нет смерти! «Воскресе Христос и жизнь жительствует! Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало», – поет Святая Церковь в светлые Пасхальные дни... Земная жизнь в сравнении с вечной – ничего незначащее мгновение!

Посему-то отцы святые говорят, что для христианина она должна быть школой подготовки к блаженной Вечности, ко встрече лицом к лицу со Христом, когда все земные скорби и соблазны останутся за гранью видимого и невидимого.

Господь наш Иисус Христос – Сын Бога Живаго даровал высший смысл земному человеческому бытию. Земля – это место изгнания человека, временное пристанище, где дана ему возможность приуготовить себя к жизни вечной. Движимый Духом Святым благословенный угодник Божий святитель Игнатий Брянчанинов возглашает: «Род человеческий – разряд существ падших. Земля – преддверие ада... Спаситель соделал ее преддверием Рая».

Жизнь христианина должна быть подобием жизни Христа в этом мире, лежащем во зле... «В мире скорбни будете рече Господь» – поется в Акафисте Святому Духу. Но: иное дело страдать, не зная во имя чего, иное дело страдать во Имя Христово... В этих страданиях – надежда на вечную радость в Небесных обителях... Земное временно, а Небесное – вечно... Слово Божие не обещает нам каких-либо благ в земной жизни: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18, 36).

Все мы стоим пред вратами Вечности, все до единого. Что за этими вратами? Вечное блаженство или вечные муки? Евангелие совершенно ясно говорит об этих двух возможных состояниях души человеческой после видимой земной смерти. Причем залог вечного блаженства – в исполнении заповедей Божиих во временной земной жизни, первейшая из которых – заповедь о любви к Богу и ближним. Об этом говорит Сам Спаситель: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих... Сие заповедую вам, да любите друг друга» (Ин. 15, 10-13,17).

Как же стяжать эту евангельскую любовь, которая, по слову апостола Павла, «долготерпит, милосердствует... не мыслит зла... не завидует... не гордится... все покрывает» (1Кор. 13, 4,5,7)? Только сердечной молитвой, ибо все, что имеем хорошего – это не наше, а дар милости Божией. Вспомним, как преподобный Варнава Гефсиманский говорит: «Самое первое, о чем мы должны молиться, это – "Господи! научи ны молитися” (Лк. 11, 2)». Покаяние, молитва, любовь – это свойства души, которые без помощи Божией стяжать невозможно. Мы должны слезно просить Господа о даровании необходимых для нашего спасения духовных качеств – к этому призывают нас отцы святые, которые вошли в единение с Небом уже на земле. Вот и мы должны стараться приобрести свойства граждан горнего мира уже на земле!

Любовь соединяет земное с Небесным. «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор. 13, 8). Вошедший в любовь, имеет жизнь вечную. В Акафисте Святому Духу есть еще одни удивительные строки: «О, глубино богатства премудрости Божия! Даруй нам венец Твоих даров – всепрощающую вечную любовь, скорбящую за врагов, хотящую всем спастися...»

Вот, кажется, для нас непостижимое свойство души. Как можно скорбеть за врагов и желать всем спасения? Но всеблагий Бог именно так и поступает. И нас учит ненавидеть грех, а грешника жалеть и любить. Здесь, кажется, уже не человеческое, а Божественное. Но читаем: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного... Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 44-45,48) – так учит нас Слово Божие.

Смотрите: преподобный Силуан Афонский, преподобный Серафим Вырицкий, преподобный Паисий Святогорец и другие великие подвижники последних времен молились о спасении всего мира.

Вспоминаются здесь слова современного нам богомудрого афонского пустынника, достигшего высот духовного совершенства: «О несчастный мир! Тобою правит сатана. Ежедневно он приносит случаи и события, крадущие интерес и внимание ко Христу, препятствующие увидеть себя и свои внутренние язвы. Объектом интереса становятся другие, а не ты сам... Адам согрешил, скрылся, бежал от Бога, и пришли беды. То же делают и люди. Я много молюсь о спасении всего мира. "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя и мир Твой”. Ночь напролет молюсь о том, чтобы пощадил его Бог. В этом состоит наша миссия в эту бурную эпоху. Нам выпал жребий быть мучениками...»

Любить грешных людей, но по любви к истине обличать грех, лжеучения, греховные страсти и привязанность к тленным и скоропреходящим благам мира сего – именно так с древнейших времен поступали святые. Они враждовали против лжи и зла, но не против людей, даже если те являлись носителями зла. Брань с миром они вели по жалости к нему, ради просвещения и преобразования его, но не допуская малейшего с ним компромисса.

Вот что говорит Дух Божий через святого Иоанна Златоуста: «Как скажешь, неужели не должно ненавидеть даже врагов и язычников? Должно ненавидеть, но не их, а их учение, не человека, а порочную жизнь и развращенную волю. Человек есть дело Божие, а заблуждение – дело диавола».

Душа, вкусившая любви Божией, жаждет всех напоить этой любовью, всех до единого человека. Она не испытывает к людям неприязни, а искренне жалеет их, как глупых детей... Миру это непонятно. К сожалению, это непонятно даже многим, именующим себя православными. Но почему мы должны просить Господа о даровании этой возвышенной любви? Это вновь открывается в словах Святого Евангелия: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершенен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1 Ин. 4, 16-19).

Именно любовь открывает праведникам врата Царствия Небесного. Любовью соединены они с Господом, Которого прославляли на земле своими богоугодными делами и проповедью истины. Учитель любви – Дух Святый, ибо это Дух истины и любви. И в Царствии Небесном все сочетаются в Духе Святом. Там, в обителях света, непрестанно радуются сонмы Ангелов и святых, там – вечный Праздник, там сладчайший Господь наш Иисус Христос – Сама Любовь и Сама Истина, там Царица Небесная – Пресвятая Богородица и Матерь Света, которая любовью своею усыновила все человечество; там апостолы, которые любовью обнимали весь мир, умирая за проповедь Евангелия; там все исповедники и мученики, которые за любовь Христову с радостью расставались со своей земной жизнью. Там – истинные пастыри, которые с любовью носили тяготы своих словесных овец; там преподобные и блаженные Христа ради, которые любовью победили мир; там – все святые Божии человеки, «которых весь мир не был достоин» (Евр. 11, 38), которых мир всегда гнал в своей ненависти, не хотел и не мог понять. Ради любви Христовой терпели они все земные скорби и лютые гонения, посему и вошли в истинное Отечество наше – Град Небесный, горний Иерусалим. Там будут и все, «победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его» (Откр. 15, 2).

Там – вечное царство Любви, Правды и Добра! Не зря же восклицает святой апостол Павел: «...нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим. 8, 18) и «...не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9).

Ради святой любви ко Христу, ради радости о Воскресшем Господе, в течение многих столетий ищущие спасения отрекались от всех земных благ, от почестей и богатства, претерпевали все напасти и гонения от врага спасения и его подручных, все земные скорби и тяготы, а если было надо, шли с ликованием на лютые мучения за Имя Христово. Иного пути в Небесное наше Отечество нет и не будет! Путь страданий на земле предсказан нам Словом Божиим. «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14, 22), – поучали святые апостолы своих учеников, помня наставления Самого Спасителя: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33). Путь к вечной радости лежит только через Крест, о чем говорят многие святые отцы: «Нет Воскресения без Голгофы, нет истинной Пасхальной радости без Креста».

«Крест Господень есть иго благое и бремя легкое, а со Иисусом и на Голгофе – рай!» – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). Итак, не может быть истинного Православия без Креста, без стояния в истине даже до смерти. Принявшему Крест и не щадящему души своей ради спасения ближних Господь всегда подаст Свою благодатную помощь во всех скорбях, искушениях, гонениях и даже в мучениях!

«Крест – знак избрания Божия. Все святые признавали за непреложную истину, что тот, кто проводит жизнь безскорбную, – забыт Богом. Не ищи совершенства христианского в добродетелях человеческих: тут нет его – оно таинственно хранится в Кресте Христовом!» – возглашает святитель Игнатий.

В ночь перед расстрелом священномученик Вениамин, митрополит Петроградский, написал удивительное письмо: «В детстве и отрочестве я зачитывался житиями святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением, жалел всей душой, что времена не те и не придется переживать, что они переживали. Времена переменились, открываются возможности терпеть ради Христа от своих и от чужих. Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий избыточествует и утешение от Бога.

Трудно переступать этот рубикон, границу и всецело предаваться воле Божией. Когда это совершится, тогда человек избыточествует утешением, не чувствует самых тяжких страданий, полный и среди страданий внутреннего покоя. Он других влечет на страдания, чтобы и они переняли то состояние, в котором находится счастливый страдалец. Об этом я ранее говорил другим, но мои страдания не достигли тогда полной меры. Теперь, кажется, пришлось пережить почти все: тюрьму, суд, общественное заплевание, обречение, и требование этой смерти, якобы народные аплодисменты; людскую неблагодарность, продажность, непостоянство и тому подобное, беспокойство и ответственность за судьбу других людей и даже самую Церковь. Страдания достигли своего апогея, но увеличилось и утешение. Я радостен и покоен, как всегда. Христос – наша жизнь, свет и покой, с Ним всегда и везде хорошо...»

Сомолитвенник владыки Вениамина, священномученик епископ Амвросий (Гудко), настоятель Свияжского Успенского монастыря, перед мученической кончиной говорил братии: «Мы должны радоваться, что Господь привел нас жить в такое время, когда можем за Него пострадать. Каждый из нас грешит всю жизнь, а краткое страдание и венец мученичества искупают всякие грехи и дадут вечное блаженство, которое никакие чекисты не смогут отнять».

А вот как пишет наш современник преподобный Паисий Святогорец: «Если люди не помнят о смерти, то они живут вне реальности. Те, кто боятся смерти и любят суетную жизнь, страшатся даже микробов, они постоянно побеждаемы страхом, который держит их в духовном застое. Люди же дерзновенные никогда не боятся смерти и поэтому подвизаются с любочестием и самоотверженностью. Полагая пред собой смерть и ежедневно думая о ней, они и готовятся к ней более духовно, и подвизаются с большим дерзновением. Так они побеждают суету и уже здесь начинают жить в вечности и райской радости. И пусть тот, кто сражается на войне за свои идеалы, за Веру и Отечество, осенит себя крестом и не боится, ведь он имеет помощником Бога! Если человек осенит себя крестом и вверит свою жизнь в руки Божии, то Бог и будет потом судить, жить или умереть надо было этому человеку…

Некоторые говорят: "Я христианин и поэтому должен быть радостным и спокойным”. Но это не христиане. Вам понятно? Это равнодушие, это радость мирская. Тот, в ком присутствуют эти мирские начала, – не духовный человек. Духовный человек – весь сплошная боль, то есть, ему больно за то, что сейчас происходит, ему больно за людей! Но за эту боль ему воздается Божественным утешением. Он чувствует боль, но чувствует в себе и Божественное утешение, потому что Бог из Рая бросает в его душу благословения, и человек радуется от Божественной любви. Вот что такое радость, духовная радость – невыразимая и заливающая сердце…

Сейчас Бог терпит то, что происходит. Терпит для того, чтобы злой человек не мог оправдаться. В некоторых случаях Бог вмешивается Сам и немедленно, в других же случаях Он ждет и не указывает выхода сразу. Он ждет от людей терпения, молитвы и борьбы!

Тяжелые годы!.. Нас ждет встряска. Знаете, что такое встряска? Если вы не находитесь хоть немножко в духовном состоянии, то вам не устоять. Сохрани нас, Господи, но мы дойдем еще и до того, что станут отрекаться от Веры. Постарайтесь братски сплотиться, начать жить духовно, соединиться со Христом. Если вы соединитесь со Христом, то не будете бояться ни бесов, ни мучений. В миру люди отовсюду стеснены и запуганы. Но чего бояться, когда находишься близ Христа? Помните святого Кирика? Он был трех лет от роду, а тирану, который хотел его "просветить”, дал пинка.

Читайте жития святых, они очень помогают душе, потому что, читая их, человек связывается со святыми, в нем разгорается благоговение и расположенность к жертвенности. Эта жизнь не для того, чтобы устроиться потеплее. Умирать так умирать – давайте же, по крайней мере, умрем как должно! Раз мы все равно ничего другого не делаем, то, если Бог удостоит нас мученичества, разве это будет плохо?..»

Земная смерть для верных Богу христиан есть только переход от смерти к жизни. Слово Божие дарит нам несомненную надежду: «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 20-22). Для верных Спасителю христиан смерти больше нет, а то, что кажется нам смертью, есть не более, как «успение», то есть, временный сон, от которого возстанем мы, по повелению Божию, к новой блаженной и уже нетленной жизни.


Мы прекрасно знаем и веруем, что, несмотря на временное торжество сатанинского зла в мире, окончательная победа принадлежит нашему Господу и Спасителю – победителю ада и смерти. «Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть» (1 Кор. 15, 25-26), – учит нас Слово Божие.

Светлое Воскресение Христово еще раз напоминает нам об этом, радует и утешает, дарует силы и мужество к перенесению всех постигающих нас в этой земной жизни искушений и страданий. А тем, кто до конца сохранит верность Спасителю, дано величайшее обетование: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его»(Откр. 3, 21).

«Нет нам причины унывать, – ибо Христос Воскрес и Он все победил», – так любил говорить батюшка Серафим Саровский всем, приходившим к нему с печалью.

А блаженной памяти старец протоиерей Николай Гурьянов завещал: «Никогда не теряйте Пасхальной радости!»

В.П. Филимонов, русский писатель-агиограф

Пасха Христова 2016 года




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |