на главную

ОВЦС – образ без лица

ОВЦС - образ без лицаОВЦС разными устами, но единым сердцем пытается «разъяснить» невежественным и доверчивым православным массам «истинный смысл» этих событий, параллельно ставя на любой альтернативно-критической точке зрения печать «фарисей», «оголтелый ревнитель», «провокатор и крикун»...

Та вереница «объяснений», которая вышла из ОВЦС в конце апреля и в начале мая этого года - «Разъяснения» митр. Илариона (Алфеева) в форме официальных документов ОВЦС и в виде лекции в МДА, обличительное «мнение» помощника председателя ОВЦС Л. Севастьянова на Credo.Ru, интервью секретаря ОВЦС иером. Стефана (Игумнова) «Русской планете» - все это является популяризацией церковно-политического проекта митр. Илариона и его экуменического ведомства.

Митр. Иларион хочет определять не только вектор внешней церковной политики, но и контролировать внутрицерковный климат многомиллионной паствы Патриарха Кирилла. Поэтому такая обезпокоенность, непродуманная поспешность и радикальность в высказываниях, как самого вл. Илариона, так и его помощников. Они защищают свой либерально-экуменический проект.

Слишком много уже вполне авторитетных, богословски компетентных и обоснованных голосов церковной общественности, клириков и даже архиереев иных Поместных Церквей не звучат в унисон митр. Илариону. Многократное повторение чиновниками ОВЦС плохо продуманных мифов про «защиту» сирийских христиан, «посрамление» униатов и «величие» гаванской дипломатии выводит из себя даже таких спокойных и вдумчивых авторов, как о. Георгий Максимов и Киприан Шахбазян.

Последний оставил интересное впечатление о поведении вл. Илариона на конференции, посвященной Всеправославному Собору: «…Он - человек, озабоченный прежде всего карьерой, а не своим делом; точнее, карьеру-то как раз своим главным делом и считающий. И вот еще что мне показалось: он - глубоко светский человек, совершенно не "поп", даже выражением глаз...».

Действительно, митр. Илариону стоит опасаться, как бы не сорвался его проект... Ведь уже не только грузинские, греческие, болгарские и русские зарубежные архиереи резко критикуют экуменизм, но и у нас самих стало ясно, что русский епископат не представляет собой однородного желе…

На защиту корпоративного единства встают помощники вл. Илариона, но делают это крайне неубедительно, грубо и непрофессионально. Г-н Севастьянов, например, на антицерковном портале цинично сравнивает всех несогласных с Иудой и называет «внутренними сектантами» , при этом торжественно заявляет, что «мандат богослова» в нашей Церкви имеет исключительно председатель ОВЦС…

Так же провокационно звучат заезженные обвинения иером. Стефана (Игумнова) в адрес «ревнителей» в раздувании раскола и про письма «под копирку». Священнослужителю, нарушившему 45 апостольское правило и участвовавшему 21.01.16. в экуменическом богослужении с католиками и протестантами в костеле Непорочного Зачатия, странно обличать кого-то в нарушении мира и единства церковного.

У о. Стефана оригинальный взгляд на экуменизм…: «В те времена, когда церковное учение только отливалось в незыблемые формулировки и действительно существовала опасность "смешения вер", святые отцы категорически предостерегали от всякого общения с еретиками и раскольниками. Сегодня же не составляет никакого труда уяснить, где православное учение, а где какое-либо иное». А чтобы совсем понять, как верить, читай двухтомник «Православие» за авторством единственного «официального» богослова РПЦ – митр. Илариона.

Интервью о. Стефана крайне интересно тем, что в нем наглядно проступает тот дискурс, в котором разворачивается упомянутый выше проект митр. Илариона. Проект этот - постмодернистский. Речь уже идет не о «смешении вер», а о смешении всего…Папа Римский и «права человека» - привет нам от модерна; наконец, Билли Грэм и американские евангелисты - это подмигнул нам постмодерн. Мы поняли отдельные мысли, чем-то возмутились, с чем-то согласились, а в целом - пустота.

В «Разъяснениях» ОВЦС в целом, не нужно искать каких-то отступлений догматического характера, канонических нарушений, апостасии и пр. - все это там И есть, И нет. Главное там - это постмодернистский новояз, экуменическая ризома, «новое религиозное сознание», в котором традиционные ценности так же легко и игриво компонуются с ценностями либеральными, как и в самом образе вл. Илариона безсвязно перемежаются черты архиерея, композитора, телеведущего, политика, богослова. Не стоит наивно полагать, что все - лишь функции одного и того же должностного лица. Это образ без лица. Весь ОВЦС как проект не имеет религиозной …

Кем ощущал себя иером. Стефан (Игумнов) на экуменическом богослужении в соборе Непорочного Зачатия - православным, католиком, баптистом? - Скорее всего, просто сотрудником ОВЦС. Традиционный православный священник вряд ли бы посмел публично попирать апостольские правила, являющиеся неотъемлемой частью Священного Предания Православной Церкви!

Не стоит ждать прямого ответа на прямой вопрос: «Кто Вы, владыка Иларион?» Нам не схватить смысл там, где его нет. ОВЦС - это один большой симулякр «православного свидетельства», «православной политики», «православной миссии». Понять из «Разъяснений» ОВЦС, православен ли будет Всеправославный Собор или зачем на самом деле встречался Патриарх с Папой так же трудно, как понять из трудов вл. Илариона, например, является ли апокатастасис ересью или теологуменом; несторианин ли преп. Исаак Сирин или нет; существует Церковь или церкви и т.п.

В духе либеральной идеологии, а никак не церковной Традиции на все эти вопросы есть только индивидуальные ответы. А поскольку в качестве сильного и информационно раскрученного индивида выступает председатель ОВЦС, то мы и слышим только один «главный голос».

Постмодерн приходит через информационные сети. Кто контролирует большинство церковных СМИ, включая Издательский Совет и Информационный синодальный отдел? Не возглавляет, а контролирует. Вопрос такой риторический, как если бы мы серьезно удивлялись, почему реальных дискуссий по обсуждению гаванской встречи, Всеправославного Собора, нового катехизиса так и не произошло. Симулякры копируют только симулякры.

Хочу предупредить тех, кто, естественно, обличит меня в осуждении архиерея и влиятельного синодального ведомства. Митр. Иларион - носитель определенных либерально-экуменических идей и тенденций. Кому они близки - поет песнь хвалебную, как о. Стефан или г-н Севастьянов; кому нет - начинает их анализировать и делать выводы.

И расколом здесь даже не пахнет и никто к нему не призывает. Ведь сам ОВЦС заявляет о том, что богословской нагрузки «встреча тысячелетия» не несла, и догматических вердиктов проекты документов Всеправославного Собора не выносят, а значит мы имеем полную возможность посмотреть на эти события и их «разъяснения» здоровым критическим взглядом.

ОВЦС - звучит гордо, но это еще не Церковь.

Диакон Илья Маслов

Без сокращений здесь: http://www.blagogon.ru/digest/704/

Источник: информационный православный вестник «Русь-Фронт»




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |