на главную

НЕ ВСЯКОЕ СОБРАНИЕ ЕПИСКОПОВ ЕСТЬ СОБОР: О Первом, Втором и «восьмом» Вселенских соборах

НЕ ВСЯКОЕ СОБРАНИЕ ЕПИСКОПОВ ЕСТЬ СОБОР: О Первом, Втором и «восьмом» Вселенских соборах

 

В июне Церковь Христова вспоминает два выдающихся события в ее жизни – Первый (29 мая/11 июня, 30 мая/12 июня) и Второй Вселенские Соборы (22 мая/4 июня). На этих Соборах был утвержден Никео-Цареградский Символ веры. Он является эталоном Православия, содержащим в себе все его догматы, ключевые истины Православия. Священные догматы каждый православный христианин обязан принять на веру без исследований. Не сделав этого, человек не может быть православным. Рассмотрим подробнее историю обоих Соборов и те утверждения, которые были приняты на них.

 

Первый Вселенский Собор состоялся в 325 году. Он был созван Императором Константином Великим в византийском городе Никее. Причиной к его созыву послужили вероучительные споры, вызванные лжеучением Александрийского священника Ария. Суть ереси заключалась в том, что Арий отвергал Божество Господа Иисуса Христа, а считал Его только самым великим из творений Божиих. Арианство сильно повредило церковное сознание и нашло сторонников даже среди епископата. Чтобы дать ему православную оценку и восстановить нарушенный церковный мир, Царь пригласил на Собор всех православных епископов не только со своей Империи, но и из других стран. Среди 318 участников Собора были святители Николай Чудотворец, Спиридон Тримифунтский, Осия Крдубский, Александр Александрийский, Афанасий Великий (в сане диакона) и некоторые другие. Рассмотрев арианское учение, Святые Отцы признали его ложным, а положения Православной веры утвердили, составив несколько членов Символа веры, в которых говорится о Боге Отце. Особое внимание Святые Отцы уделили раскрытию учения о Божестве второй ипостаси Святой Троицы – Господа нашего Иисуса Христа. Причем еретик Арий получил пощечину от свт. Николая Чудотворца, когда начал богохульствовать. На этом же соборе были установлены правила для единовременного празднования Пасхи всеми православными христианами.

Второй Вселенский Собор состоялся в 381 году в Константинополе. Он был созван Императором Феодосием Великим и разбирал лжеучение Македония, епископа Константинопольского, который отрицал Божество третьей ипостаси Святой Троицы – Господа Святого Духа. В этом Соборе принимало участие 150 православных епископов, среди которых были святые Кирилл Иерусалимский, Амфилохий Иконийский, Григорий Нисский, Мелетий Антиохийский, Григорий Богослов и многие другие. Никейский Символ веры был утвержден, а ересь осуждена. Отцы дополнили Символ веры членом о Божестве Святого Духа, о святости и единственности Православной Церкви, о единокрещении, воскресении и жизни будущего века.

А на июнь нынешнего года намечено проведение Восьмого Вселенского собора. По официальным данным он состоится в День Святой Троицы – 19 июня. По неофициальным же его проведение намечено на 12–16 июня.

Сравнивая готовящийся собор с Первым и Вторым Вселенскими соборами, проведем краткий анализ прошедших Соборов и предстоящего мероприятия.

1. Первый и Второй Вселенские Соборы были созваны по указу православных Царей. Восьмой собор созывается по указу, исходящему из неустановленного центра мирового политического влияния, при постоянной поддержке со стороны Патриарха-масона Варфоломея и экуменистов из других Поместных Церквей. Все же они вкупе послушны указаниям Ватикана.

2. Председателями на первых двух Вселенских соборах были мужи святые. В частности, на Никейском Соборе председательствовал свт. Осия Кордубский, пользовавшийся за свою благочестивую жизнь уважением Царя, епископата и народа. Председателем Восьмого собора будет запятнавший себя учебой у иезуитов и масонов, активный участник Всемирного совета церквей, сослужащий с еретиками Патриарх Варфоломей.

3. Первый и Второй Вселенский Соборы созывались для утверждения Православной Веры, ее догматов. Восьмой собор явно направлен на ниспровержение Православной веры, в частности, 9 члена Никео-Цареградского Символа Веры.

Церковь Христова словами Символа говорит: «Верую… во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь». А в проекте документа Всеправославного собора «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» говорится многих церквах, что уже идет вразрез со святоотеческим соборным учением. В пункте 6-м проекта вообще высказывается явно еретическое утверждение: «Православная Церковь констатирует существование в истории других не находящихся в общении с ней христианских церквей и конфессий», что констатирует наличие многих христианских церквей, а значит, отрицает единственность Православной Церкви как ведущей ко спасению.

4. Второй Вселенский Собор разработал методологию присоединения еретиков к Православной Церкви. Его 7-е правило гласит: «Присоединяющихся к Православию, и к части спасаемых из еретиков приемлем, по следующему чиноположению и обычаю. Ариан, македониан, савватиан, и наватиан, именующих себя чистыми и лучшими, четыренадесятидневников, или тетрадитов, и аполинаристов, когда они дают рукописания и проклинают всякую ересь, не мудрствующую, как мудрствует святая Божия кафолическая и апостольская церковь, приемлем, запечатлевая, то есть, помазуя святым миром во первых чело, потом очи, и ноздри, и уста, и уши, и запечатлевая их глаголом: печать дара Духа Святаго. Евномиан же, единократным погружением крещающихся и монтанистов, именуемых здесь фригами, и савеллиан, держащихся мнения о сыноотчестве, и иное нетерпимое творящих, и всех прочих еретиков (ибо много здесь таковых, наипаче выходящих из галатския страны), всех, которые из них желают присоединены быти к православию, приемлем, якоже язычников. В первый день делаем их христианами, во вторый оглашенными, потом в третий заклинаем их, с троекратным дуновением в лице, и во уши: и тако оглашаем их, и заставляем пребывати в церкви, и слушати писания, и тогда уже крещаем их».

А пункты с 11 по 14 указанного проекта документа Восьмого собора содержат совсем иную методологию, предусматривающую ведение безконечных и безполезных «диалогов» с еретиками, которые не желают каяться в своих заблуждениях, и стремятся достичь единства богопротивного, основанного на компромиссах, а не на единой истине Православия.

5. На Никейском Соборе было 318 Святых Отцов, на Константинопольском – 150. Все они имели право голоса. На Первом Соборе было предоставлено право голоса даже еретикам-арианам. Они могли свободно защищать свое лжеучение, и были преданы анафеме лишь после того, как претерпели поражение в прениях со свт. Афанасием.

Но если на Вселенских Соборах православные епископы были в большинстве, а сторонники новых учений находились в меньшинстве, то на Восьмом соборе все иначе. На нем фактически полноправных участников будет всего 14. Это предстоятели Поместных Православных Церквей. Каждого из них сопровождает 20 человек, которые будут лишь статистами и никак не смогут повлиять на ход собора.

К сожалению, процесс апостасии в автокефальных Церквах зашел настолько далеко, что почти все они возглавляются иерархами с модернистскими взглядами. Лишь Святейший Католикос Грузинской Церкви Илия отличается мировоззрением, близким к святоотеческому, и Болгарский Патриарх Неофит также прислушивается к гласу истины. Грузинская Церковь в лице своего Синода и Архиерейского Собора выступила с осуждением упомянутого выше еретического проекта, однако Фанар не собирается его корректировать, а лишь оправдывается статьями различных «великих» протопресвитеров.

Таким образом у православных нет даже обозначенного в регламенте права голоса, что есть верх узурпации и насилия – прямая противоположность святоотеческой соборности Вселенских Соборов.

Сравнения можно продолжать и дальше, однако и уже проанализированных аспектов достаточно, чтобы уяснить сомнительный, несвятоотеческий, антиканонический, антиапостольской и антихристианский характер данного собрания.

В заключение лишь можно привести мудрые слова великого русского богослова и молитвенника архиепископа Феофана Полтавского о предстоящем соборе: «Не всякое собрание епископов есть собор, а только собрание епископов, стоящих в Истине. Истинно вселенский собор зависит не от количества собравшихся на него епископов, а от того, будет ли он мудрствовать или учить православно. Если же отступит от истины, он не будет вселенским, хотя бы и назвал себя именем вселенского. – Знаменитый «разбойничий собор» был в свое время многочисленнее многих вселенских соборов, и тем не менее не был признан вселенским, а получил название «разбойничьего собора».

Александр Павлов

Источник: информационный православный вестник «Русь-Фронт»




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |