на главную

БЕСЕДА О ВОСПИТАНИИ: «Наказуй сына твоего, и упокоит тя…»

Наказуй сына твоего, и упокоит тя,

и даст лепоту души твоей.

Притч. 29, 17

Отец Неофит уже знаком читателям «Православного Креста» – в № 14 (158) мы беседовали с ним об особенностях служения сельского пастыря, судьбах русской деревни и России, о том, как современным христианам не сбиться с узкого пути спасения на пространные стези комфорта и компромиссов со злом. Отчасти была затронута и проблема воспитания детей. Сегодня, после недавнего принятия в нашей стране ювенального закона № 323-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации...», именуемого в народе законом «о шлепках», мы вновь обратились к батюшке с просьбой ответить на важные вопросы, вставшие перед всеми православными родителями.

 

– Батюшка, расскажите, пожалуйста, о воспитании детей с православной точки зрения.

– День добрый! Сразу оговорюсь, что я, конечно, никакой не профессионал в этом деле, у самого детки еще маленькие и судить о том, насколько верно я их воспитываю, пока что сложно. Мы с супругой, можно сказать, учимся этому в процессе становления нашей семьи и стараемся ориентироваться на драгоценнейший опыт тех людей в нашей Церкви, которые уже преуспели на сем поприще.

Разумеется, к воспитанию нужно подходить осознанно и продуманно, но, на мой взгляд, лучший вклад в воспитание детей есть самовоспитание их родителей.

Когда появляются дети, ответственность перед Богом значительно возрастает – теперь ты отвечаешь не только за себя и жену, но и за чад. Как тут не призадуматься? Как-то один знакомый батюшка, у которого было двое своих и трое приемных детей, мне сказал: «Отче, я вижу в своих детях, причем и в приемных, все свои неизжитые страсти». Т. е. чтобы воспитать достойных христиан, нужно и себя сделать таковыми.

Может быть, особых планов строить и не следует, но ориентиры надо видеть ясно, методы тщательно продумывать и воплощать в жизнь. Ориентиры тут, конечно, должны быть евангельскими, а методы – христианскими.

 

– Какую роль в процессе воспитания играет наказание? В каких формах и пределах оно допустимо? Сейчас широко распространено мнение, что наказывать детей физически нельзя, поскольку так можно повредить их психику, и они вырастут замкнутыми, недоверчивыми, агрессивными, мстительными… А что говорит по этому поводу Церковь?

– Наказание и поощрение являются основными способами воспитательного процесса. Наказание может принимать различные формы, но без него, как учит Писание, дети становятся незаконными (см.: Евр. 12, 7, 8), т. е. не Божиими – и не только незаконными, но и беззаконными, воспитанными и возрастающими вне Божиего закона.

Достоевский считал, что физические наказания неприемлемы, но я не могу согласиться в этом вопросе с моим любимым писателем, да и Священное Писание во многих местах говорит нам обратное (см.: Притч. 13, 25; 19, 18; 22, 15; 23, 13–14; 29, 15 и мн. др.).

В моем понимании физическое наказание есть крайняя мера, но совершенно необходимая, особенно в воспитании мужчины. Да к тому же к каким-то сложным моментам можно и нужно подходить творчески – например, в некоторых случаях заменять ремень отжиманиями или приседаниями, что будет иметь и воспитательный момент, и послужит физической нагрузкой, хорошей тренировкой. Помимо этого всегда следует помнить, что наказание не есть месть родителей ребенку за проступок, но это – обучение его, указание на его ошибки; собственно, само слово «наказание» – от «наказ».

А с тем мнением, что дети в результате него вырастут замкнутыми, никак согласиться не могу. Замкнутыми они могут стать лишь в тех случаях, когда наказание несправедливо, либо если мера воздействия неадекватна проступку. Ну, и еще раз повторю: воспитание – процесс творческий, и всегда нужно исходить из индивидуальных особенностей психики ребенка, его пола и возраста.

 

– А как правильно употреблять принцип «пряника», т. е. поощрение?

– Как ни странно, но с «пряником» следует быть гораздо более аккуратными. Обязательно надо поощрять все добрые начинания и движения ребенка, но тут также важно сохранять адекватность одобрения, ведь задача – развить в маленьком человеке добрый навык, а не тщеславие и гордыню.

 

– В прошлой беседе Вы справедливо заметили, что сейчас, к сожалению, общество ориентировано не на труд и служение, а на потребление. Как в таких условиях привить чадам серьезное отношение к труду? Также хочется услышать совет по поводу формирования правильной шкалы ценностей – с приоритетом духовности. Когда росли мы, по понятным причинам, были немыслимы комплексы из-за устаревшей модели мобильного телефона или отсутствия личных автомобилей у родителей. А нынешним детям мир диктует свои стандарты…

– Да, сегодня общество ориентировано совсем не на христианские ценности, но Господь призывает нас быть не от мира сего. Христиане должны, на мой взгляд, отделять себя, насколько это возможно, от общества греха (см.: Пс. 1, 1), тем более что почти у каждой семьи есть фора в семь лет – до того момента, как ребенок поступит в школу. Нужно их потратить на создание особой семейной атмосферы, родной дом должен стать главным убежищем маленького человека, а родители – его первыми друзьями и авторитетами.

Авторитет же родительский необходимо поддерживать и не ронять. Поддерживать можно разными способами, например, за общим столом раскладывать еду по старшинству, начиная со старших, а не так что – быстрее-быстрее детям. Обязательно совершать молитву перед и после трапезы с привлечением деток… Разрушается же авторитет главным образом от несогласованности родителей между собой и когда они выясняют отношения при чадах.

К труду приучать нужно с самого раннего возраста, поручая детям посильные задания, причем далеко не всегда их выполнение необходимо поощрять – чтобы ребенок привыкал, что труд есть одна из главных составляющих жизни и за него не надо ждать вознаграждения.

Что же касается внешних атрибутов успеха, тут, на мой взгляд, самим родителям надо меньше на них зацикливаться, тогда и дети не будут на это особо обращать внимание.

 

– Актуальнейшая проблема – влияние информационных технологий. Что Вы об этом думаете? Должны ли дети в православной семье смотреть телевизор, работать с компьютером? Если это позволительно, то с какими целями, насколько часто и много? С какого возраста и при каких условиях, на Ваш взгляд, ребенок может пользоваться мобильным телефоном?

– Действительно, злободневная тема. Мое глубокое убеждение, что ТВ является главным врагом не только детей, но и всего русского народа. Думаю, телевизор и маленькие христиане – совершенно не совместимы. Воспитывать ребенка и позволять ему смотреть телевизор – это «мартышкин труд»: ничего не выйдет, ТВ его сформирует под себя. Так что в первую очередь, если, конечно, семья этого еще не сделала, ей нужно расстаться с телевизором, крайний срок – начало беременности будущей мамы.

С компьютером все не так однозначно – думаю, при разумном подходе, с установленными «фильтрами», им пользоваться можно, но – взрослым. Детям же лучше ограничивать общение с любой визуализированной информацией, памятуя о том, что Господь в первую очередь заповедовал хранить зрение. Пусть лучше читают или слушают в аудиозаписи книги – от этого их сознание будет развиваться, а не деградировать.

Мобильным телефоном, полагаю, ребенок может начать пользоваться – если, конечно, в этом есть необходимость – лет с семи, но это должен быть именно телефон, а не игровая приставка или карманный интернет.

 

– Наверное, все православные родители стремятся привить своим чадам главные христианские добродетели – любовь и смирение. Имеет ли, по-Вашему, при этом какое-то значение количество детей в семье?

– Да, чем больше детей в семье, тем проще отцу и матери воспитать в них смирение и любовь, ибо один ребенок – это почти всегда эгоист. А когда ему постоянно приходится чем-то делиться с братьями и сестрами, когда зачастую возникает необходимость за ними следить и за них отвечать или, наоборот, подчиняться старшему – тогда эгоизм, да и многие другие греховные наклонности, тают сами собой.

Вообще, дети есть благословение Божие, и чем больше их у тебя – тем ты богаче. Мне как священнику часто приходится слышать от пожилых прихожанок жалобы, что детям – которых обычно у них не более двух – они не нужны. И, как правило, эти несчастные женщин совершали по несколько абортов, а у кого-то цифра детоубийств и вовсе жуткая – приближается к десяти! Понятно, что если бы они рожали всех младенцев, дарованных им Богом, то, наверное, среди них нашлись бы такие, кто, повзрослев, позаботился бы о своей престарелой матери. Да и ныне здравствующие, не ставшие жертвами абортивной бойни, возможно, были бы сейчас более достойными людьми.

 

– Ваше мнение о современной общеобразовательной школе? Посещают ли ее (или будут ли посещать) Ваши чада? Что Вы думаете о домашнем обучении? Нужно ли православным родителям создавать какие-то свои образовательные центры, разрабатывать соответствующие программы, методики?..

– Мое мнение о современной школе – это просто ад! Причем еще лет 20 назад, когда я ее оканчивал, уже это было так, и с тех пор, увы, стало только хуже – в разы. При одном приближении к школе в нашем поселке мне уже становится плохо от того, что вижу, – полагаю, в других местах картина похожая. Православным родителям, на мой взгляд, стоит задуматься: что будет значить сумма приобретенных знаний в жизни ребенка, если в процессе их получения его душа отравится надмением, цинизмом, матом, блудом, а может даже наркоманией и другими грехами и пороками, имже несть числа?!

Мои чада еще малы и не достигли школьного возраста. Но со своей стороны, если Бог даст и живы будем, я приложу все усилия, чтобы они учились дома.

Считаю, православным вообще надо потрудиться над тем, как бы, условно говоря, создать государство в государстве. Чтобы у нас были свои учителя, свои врачи, которым можно доверять, свои юристы и экономисты – словом, люди всех специальностей; дабы профессиональные отношения строились в первую очередь на вере и христианском братстве, а не на деньгах.

 

– Как известно, 3 июля в России был принят закон № 323-ФЗ, фактически легализовавший т. н. ювенальную юстицию и установивший запрет на воспитание детей. Согласно этому новшеству, за причинение физической боли без последствий, в том числе за шлепок или наказание ребенка ремнем, родителя могут ожидать «обязательные работы на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительные работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до двух лет, либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет». Что Вы об этом думаете, батюшка? Как и почему такое безумие сделалось возможным в нашей стране? Какой сценарий развития событий с внедрением ювенальной системы Вам видится?

– Что тут скажешь? Наше государственное устройство, доселе имевшее сатанинский дух, теперь и формы принимает звериные и диавольские. Печально, что Церковь в лице Предстоятеля опять не возвысила свой голос в защиту русской семьи. За такое навязываемое народу богоборчество представителей власти надо отлучать от Церкви до покаяния, ибо есть заповедь: «Чти отца и матерь», а этот закон – антизаповедь: «Посади отца и мать». Получается, что депутаты «Единой России», партия в полном составе, все вообще члены Совета Федерации (кроме тех конгрессменов, которые возражали) – противники Православия…

Почему же так произошло? Да по нашей греховности, потому что мы не по-христиански воспитываем своих детей. Большинство нашего народа – нехристи, хоть и крещены; у нас совершается четыре миллиона абортов в год – да только за это Господь мог бы стереть Россию с лица земли!

Насчет сценариев – не знаю, мое субъективное ощущение, что наша страна в том виде, в котором она пребывает сейчас, не просуществует и двух лет – что-то должно произойти, возможно, какой-то катаклизм, который изменит ход истории. Очень надеюсь, что в России вновь появится Помазанник Божий – Царь Православный. Если же этого не произойдет – прогноз самый печальный, и, очень вероятно, ювенальные процессы у нас пойдут гораздо быстрее, чем на Западе.

 

– Батюшка, Ваше пожелание верующим родителям, читающим нашу газету?

– Ничего не бойтесь, доверяйте Богу и просите Его помощи, а также учитесь у семьи Царственных Мучеников и молитесь им, ибо они имеют большую благодать предстательствовать пред Богом за русских православных.

 

Беседовала Анна Самсонова

Источник: газета «Православный Крест», № 17 (161) (от 1 сентября с. г.)




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |