на главную

ПРАЗДНИЧНОЕ НАСТАВЛЕНИЕ: «Во дни несчастья размышляй»

 




Наказания Господни, как ни тяжелы – все к нашему благу…

Скажешь, любезный читатель, мы в училищах благодушно об этом говорим, но иначе поступаем дома, сталкиваясь с неприятностями на деле. Голод, безчестье, потери имущества, жестокие мучения, причиняемые болезнью, никого не веселят, ибо все это тяжело поражает человека, который был бы крепче железа, если бы его не сокрушали упомянутые выше удары.

Но такой возражатель похож на друзей, утешавших праведного Иова, который сказал им в лицо: «„Слышал я много такого; жалкие утешители все вы! Многоречивые друзья мои! К Богу слезит око мое" (Иов. 16, 2, 20); оно слезит, не прекословлю, и это не есть утешение; но оно слезит пред Богом: в этом истинное, постоянное веселие. Господь не отвергнет беззлобного и, напротив, величайшего дара не примет от нечестивца (по другому переводу: не прострет руки готовому на всякое зло, а непритворные уста украсит улыбкой и язык подвигнет на славословие). Чего же вы желаете? Рука Господня коснулась меня; но лучше быть побитым этой рукой, чем принимать ласки от иной руки. Десница Господня одним прикосновением исцеляет, биением же дарит не болезнь, но здоровье, не смерть, но жизнь».

Так отвечал Иов своим друзьям. То же прилично ответить и тебе на сделанное тобой возражение, а вместе с тем предложить один вопрос: если кто-нибудь на фехтовании ударит тебя металлической перчаткой и причинит кровавую рану, то едва ли ты станешь обвинять в этом перчатку. Это – дело руки. Но едва ли ты подашь судье жалобу и на руку – удар тебе нанес человек.

Так и Бог руку, которой бьет, покрывает перчаткой – иногда кожаной, иногда деревянной, а иногда и железной. Сегодня наказывает голодом, в другой раз – безчестием. Теперь попустил Он оскорбить тебя этому человеку, в другое время – иному. А иногда наказывает Он тебя через твоих родных, через домашних или братьев. Чего же тебе хочется? Одна и та же рука Божественная бьет, но не одинаково, а различно, и через других лиц посещает и наказывает тебя. Зачем ты порицаешь других: «Этот хитрец из зависти нанес мне вред; тот вор и разбойник поверг меня в такую беду; а этот льстец отнял у меня мою честь, славу и мое имущество…»? Что ты рассказываешь, неразумный? Что затеваешь судебный процесс против перчатки? Обрати внимание на руку Бога, посылающего тебе как милости Свои, так и наказания! Все это посылается тебе от Бога!

Вспомни Царя Давида, который не жаловался на причиняемые ему бедствия и молчал, крепко содержа в памяти, что Бог попускает озлоблять его. Соломон, ведя разговор о днях благополучных и днях несчастья, сказал: Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй (т. е. подумай о своем прошедшем и настоящее тяжелое считай для себя за лучшее): то и другое сделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него(Еккл. 7, 14).

Почему мы даже не настолько благодарны Богу, сколь благодарны своему врачу, который сделал нам удачную операцию: «Отлично, – говорим мы ему, – любезный доктор! Хоть и больно было мне терпеть разрезы твои, но я весьма благодарен вам в надежде быть совершенно здоровым». Мы хвалим того врача, который, искусно извлекая яд ехидны из укуса, умеет воспользоваться им для излечения недугов, и удивляемся ему. Почему же мы не принимаем с радостью ниспосылаемые нам от Бога бедствия и человеческие обиды с целью вразумить нас и обратить на путь спасения?!

Да будет всем известно, что перед Богом открыты все наши дела и Он знает, ради чего Он посылает то или другое, хотя это и сокрыто для нас. Мы же тайно ропщем на Бога: «О, Господи! Как тяжко Ты наказал меня, невыносимо тяготеет на мне рука Твоя!..» Напротив, любезнейший христианин, произнося такие дерзновенные жалобы перед Богом, ты сам очень ошибаешься: не Он – жесток и не рука Его тяжела в наказании тебя. Он, обнимая одним взором твое прошедшее, настоящее и будущее, избирает, ниспосылает для тебя, по Своему милосердию, все то, что для тебя есть самое лучшее, хотя это была бы и самая смерть твоей земной жизни, но душа твоя – вечна, и тебе неизвестно, что постигнет тебя в будущем при твоем малодушии и нетерпеливости. Бог желает уврачевать тебя, сделать крепким по духу, а тебе кажется, что Он готовит тебе смертоносную отраву.

По слову мудрого, праведник во веки не поколеблется, нечестивые же не поживут на земле (Притч. 10, 30). Праведник крепок в самом себе (в сердце своем), где ничто не может ни поколебать его, ни устрашить: он пребывает спокоен духом во всяких бедствиях, постигающих его.


Святитель Иоанн Тобольский

Из книги «Илиотропион, или Сообразование воли человеческой с Божественной волей» (М., 2014)




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |