на главную

Грузинская Церковь канонизировала схиигумению Фамарь

22 декабря 2016 года в Патриаршей резиденции г. Тбилиси под председательством Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II состоялось заседание Священного Синода Грузинской Православной Церкви, в ходе которого были канонизированы и причислены к лику святых пять подвижников благочестия: благоверные Цари Баграт III и Соломон I, Католикос-Патриарх всея Грузии Каллистрат (Цинцадзе), игумения Нина (Амилахвари) и схиигумения Фамарь (Марджанишвили), основательница и первая настоятельница Серафимо-Знаменского женского скита в подмосковном селе Битягово (Домодедовский р-н).

Преподобная Фамарь (в миру – грузинская княжна Тамара Александровна Марджанишвили) родилась 1 апреля 1869 года. Тамара рано лишилась отца, а потом – девятнадцати лет – и матери. Обладая прекрасным голосом и музыкальными способностями, готовилась поступать в Петербургскую консерваторию. Однако после посещения женской обители в Бодби, где была погребена святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии, Тамара твердо решила принять иноческий путь, хотя родные противились ее выбору.

Большое значение в жизни Тамары Александровны имела игумения Бодбийского монастыря Ювеналия, которая стала для нее не только духовной матерью, но заменила ей и родную. Двенадцать лет Тамара прожила под попечением старицы Ювеналии и за это время успела принять рясофор, а затем, в 1900 году, и мантию – с именем своей духовной наставницы.

Значительное влияние на матушку оказал и отец Иоанн Кронштадский – примером благодатного настроения, а главное – молитвенным общением и наставлениями, немало способствовавшими развитию в ней духа ревности по Бозе; с отцом Иоанном она встречалась несколько раз. Не только святой праведный Иоанн, но и другие высокие духовные лица ценили матушку Ювеналию за ее серьезность, деловитость, строго церковное православное направление и безукоризненную монашескую жизнь. Митрополиты Флавиан (Городецкий), Владимир (Богоявленский), Макарий (Невский), старцы схиигумен Герман, иеросхимонах Анатолий Оптинский (Потапов), Алексий Зосимовский и другие – знали ее и относились к ней с глубоким уважением.

Но главным ее покровителем и, так сказать, идеалом в жизни явился преподобный Серафим Саровский. Жизнеописание батюшки Серафима было первой книгой духовно-нравственного содержания, которую она прочитала в обители. Облик старца произвел на нее чарующее впечатление, и она возымела к нему необычайную любовь еще до его прославления. Преподобный Серафим неоднократно являл матушке и сестрам ее обители свою милость. Любовь к преподобному вызвала у подвижницы желание поселиться в Сарове, в Покровской общине Дивеевского монастыря, но старец отец Алексий Зосимовский ее не благословил, а посоветовал основать свой скит. В 1910 году матушка основала Серафимо-Знаменский скит, просуществовавший до1924 года.

Строительство скита завершилось в 1912 году. Насельницы жили по строгому уставу, главным их деланием была молитва. Матушка начала опекать и духовно поддерживать других монашествующих и священнослужителей. К ней в скит часто приезжали будущие епископы Арсений (Жадановский) и Серафим (Звездинский). Когда по обстоятельствам времени всякий носящий духовный сан стал нежелательным гостем, она безбоязненно принимала пастырей, предостерегая их от разного рода опасностей. 21 сентября 1916 года матушка была возведена епископом Арсением (Жадановским) в чин игумении.

После закрытия скита до ареста схиигумения Фамарь проживала в селе Перхушково Московской области. В 1931 году матушка была арестована. Ссылку она отбывала в деревне Усть-Удэ, Иркутской области в сопровождении послушницы Анны. Из Сибири старица вернулась с туберкулезом горла и поселилась недалеко от станции Пионерская Белорусской железной дороги. Почила 23 июня 1936 года, погребена в Москве на Введенском кладбище.

Елена Строгова




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |