на главную

Феномен чудес доктора Филиппа в свете святоотеческого учения

Нам выпало жить в непростое время, когда очень часто приходится сталкиваться с различного рода подделками. Их много и в повседневной жизни, но гораздо больше - в жизни духовной, т.к. для погибели православного христианина дьяволу требуется значительно больше усилий, чем для погубления людей неверующих, которые и без того находятся в его власти.

Одна из уловок лукавого - представление людей грешных или неправославных великими праведниками и святыми, через что диавол - отец лжи – стремится обольстить христианина и внушить ему те или иные ложные убеждения. Именно так происходит, на наш взгляд, с культом французского «чудотворца» доктора Низье Антельма Филиппа. Один из почитателей этого доктора является историк Сергей Фомин. Едва ли не четверть своей книги «А кругом широкая Россия…» он посвятил рассмотрению биографии католического «подвижника благочестия», пытаясь отделить истину от лжи, связанной с его именем. Этим же автором составлена «Подлинная биография», которой мы и воспользуемся, чтобы разобраться в том, кем же был на самом деле доктор Низье Антельм Филипп.

Низье Антельм Филипп родился 25 апреля 1849 г. на хуторе Рюбатье в кантоне Йенн. Родители его - Жозеф Филипп и Мари были набожными католическими крестьянами. За несколько дней до родов Мари побывала у кюре из Арса, «почитавшегося добрыми католиками праведником» (С. Фомин. Подлинная биография. С. 617).

Здесь сразу необходимо оговориться, что Православная Церковь не признает католических «праведников». Истинная праведность непременно зиждется на истинной вере. «Большая часть подвижников Западной Церкви, провозглашаемых ею за величайших святых — по отпадении ее от Восточной Церкви и по отступлении Святаго Духа от нее — молились и достигали видений, разумеется, ложных, упомянутым мною способом, - пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). - Эти мнимые святые были в ужаснейшей бесовской прелести. Прелесть уже естественно воздвигается на основании богохульства, которым у еретиков извращена догматическая вера».

Этот католический «старец», причисленный в 1925 г. к лику католических святых, предсказал Мари Филипп, что у нее родится «праведник». С. Фомин не жалеет красок расписывая их встречу. «Мари Филипп, когда она, неся под сердцем будущего своего сына Низье, добралась наконец до Арса, встретил старец с длинными седыми волосами. Тело его иссохло и стало как бы прозрачным, глаза стали еще глубже и лучезарней. Будущей матери он объявил, что она родит высокодуховного человека. Потом рассказывали, что во время родов Мари, преисполненная веселья и радости, нежно пела, не испытывая при этом никаких болей».

Для сравнения заметим, что матери всех избранников Божиих при родах мучились, и ни одной из них в голову не приходило петь песни – ни преподобной Марии, матери преподобного Сергия Радонежского, ни Агафье, матери преподобного Серафима Саровского, ни матерям других святых. Лишь Пресвятая Богородица родила Пречистого Сына Своего не испытывая никаких мук.

Но продолжим дальше наше знакомство с биографией католического доктора. Первоначально Низье учился грамоте у местного ксендза, которого тревожили некоторые его «дарования». Секретарь Лионской префектуры г. М. Шевобель привел в газете следующие слова г. Филиппа: «Мне было от силы 6 лет, когда наш деревенский кюре уже проявлял безпокойство по поводу некоторых моих способностей, в которых я сам тогда даже не отдавал себе отчета. В тринадцать лет я получил способность исцелять, и тем не менее я все еще не был способен оценить странные вещи, происходившие во мне».  

В 14 лет Низье ушел из дома в Лион к своему дяде мяснику. Там он учился в католической школе Сент-Барб, где к нему глубоко привязался аббат Шевалье. Затем Филипп поступил на медицинский факультет Лионского университета, где проучился меньше года. Из университета его исключили из-за его целительских способностей. Однако он продолжал самостоятельно посещать практические курсы и начал ходить по больницам, занимаясь целительством.

6 октября 1877 г. он женился на Жанне Жюли Ландар. «Таинство венчания» состоялось в костеле местечка Арбель. Здесь на минуту остановимся и напомним себе и читателю, что вне Православной Церкви нет и не может быть никаких истинных благодатных Таинств. Святитель Василий Великий в 1-м правиле пишет: «Ибо, хотя начало отступления произошло чрез раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святаго Духа. Ибо оскудело преподание благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо первые отступившие получили посвящение от отцев, и, чрез возложение рук их, имели дарование духовное. Но отторженные, соделавшись мирянами, не имели власти ни крестити, ни рукополагати, и не могли преподать другим благодать Святаго Духа, от которой сами отпали. Почему приходящих от них к Церкви, яко крещенных мирянами, древние повелевали вновь очищати истинным церковным крещением».

Жена Филиппа происходила из семьи известных лионских промышленников. Супруги зажили в ее родительском замке. Низье начал принимать больных безплатно. Лечил он их психотерапией и молитвами. П.А. Бурышкин со слов людей, знавших лионского доктора, пишет: «Филипп лечил по преимуществу внушением, беседами с больными и своего рода молитвой». Доктор Аксель Мунте так же свидетельствует о гипнотических способностях доктора Филиппа: «Он не считал себя гипнотизером в обычном смысле этого слова, но ему была присуща сила убеждения, по результатам граничащая с гипнозом». Далее Фомин пускается в рассуждения на тему гипноза, пытаясь отделить сатанинский гипноз от гипноза допустимого и полезного. Святые же Отцы ясно учили, что нет гипноза злого или доброго. Преподобный Оптинский старец Варсонофий в беседе со своим учеником сказал: «Гипноз – злая, не христианская сила…».

Латинскйи ксендз Анри Меро в своем биографическом очерке о Филиппе пишет: «Единственная его доктрина: Евангелие. Любовь и братская помощь в Красоте, в Правде, в Добре – вот и все его учение. […] Это верующий человек […] Это молитвенник…». «Чистота сердца и чистота молитвы, - раскрывал он секреты своих успехов коллеге Жеррару Анкоссу (известному впоследствии каббалисту, взявшему имя Папюс. – Примеч. ред.). – Больше ничего не надо. Никаких пассов и заклинаний. […] Разве не сказано в Евангелии – заботься о других? Люби ближних… Разве ты… ничего не знаешь о жертве? […] Хочешь ли ты исцелять?.. Тогда забудь о себе. Не бери вознаграждения. И будь готов к жертве. Это главное». Еще Филипп добавил, что приближаясь к больному, он чувствует себя ничтожеством, мошкой и умоляет о высшем заступничестве.

Если же верить Ю. Террапино, то Низье вообще классический православный старец: «До сих пор во Франции живы еще многие свидетели его чудесных исцелений. Но Филипп не был обыкновенным целителем, которые встречаются повсюду. Он обладал даром прозрения, удивительной силой молитвы и постоянно ощущал присутствие Божие». Остается лишь написать его икону и причислить к лику святых. Все признаки экуменического старца налицо: экзальтированная экуменическая любовь, прорицания, исцеления. Для православного же святого здесь не хватает главного – Православной Веры. Без нее невозможно стяжание ни одной подлинной добродетели, а тем более духовного совершенства. Священномученик Петр Дамаскин пишет: «Все упомянутое нами с начала слова без правой веры не приносит пользы, да и не бывает, как и вера без дел. И о вере и делах написали многие из Святых Отцев, я же для напоминания скажу вкратце, что дела мы должны иметь написанными, каждый в своем порядке, веру же Православную, такую, какую мы приняли от прежде упомянутых Святых, чтобы с ними и нам получить вечные блага благодатию и человеколюбием Господа».

Но продолжим рассмотрение «Подлинной биографии». Осенью 1901 года доктор Филипп прибыл в Россию, где гостил у великих княгинь сестер Милицы и Станы Николаевен. По свидетельству очевидца встречи «во время обеда Филипп впадал в религиозный экстаз, повторяя: О, как Бог добр, как Бог добр!». Этот религиозный экстаз является яркой иллюстрацией слов святителя Игнатия (Брянчанинова) о католических лжесвятых: «Поведение подвижников латинства, объятых прелестью, было всегда исступленное, по причине необыкновенного вещественного, страстного разгорячения».

Святые же Отцы всегда скрывали свои добродетели и вели себя спокойно, а иногда даже юродствовали, чтобы мнимым безумием прикрыть свою святость и избежать поклонения сильных мира сего. Так святой блаженный Василий Московский во время трапезы несколько раз выливал вино из чаши, преподносимой ему благоверным Царем Иоанном Васильевичем, чем вызвал его гнев. Так же и преподобные старцы Феодор Свирский и Лев Оптинский при встрече с Императором Александром I «прималчивали», отвечая односложно на все его вопросы. А доктор Филипп не может сдержать своего религиозного экстаза…

В следующий раз доктор Филипп побывал в России в августе 1902 года и прожил несколько месяцев, вращаясь в высших сферах общества. В ноябре он уехал и больше здесь не появлялся. Он скончался в Арбеле, «приобщившись Святых Христовых Таин, в день пророка Илии 2 августа (н.ст.) 1905 г. в 11.30, как полагали медики, от сердечного приступа», - пишет С. Фомин.

Завершим рассмотрение «Подлинной биографии» двумя цитатами доктора Филиппа о себе. Секретарь Лионской префектуры г. М. Шевобель привел следующие слова г. Филиппа: «Я ничего не знаю о самом себе; я никогда не понимал и не пытался понять свою тайну». А в другом месте он заявил: «Моя роль ограничивалась тем, - говорил о себе впоследствии г. Филипп, - что я был бессознательным передатчиком между людьми и Высшей силой, которая была во мне и которую если хотите, назовите Богом».

Эти высказывания доктора Филиппа ярко характеризуют его духовный облик. То, что он обладал определенной силой, в этом нет никаких сомнений. Но он не пытался понять ее происхождение, от Бога ли она или от дьявола. Он, похоже, и мысли не допускает, что его дар ясновиденья и целительские способности могут быть от лукавого, не видит других вариантов. В житиях святых он, возможно, читал, что Господь сообщал им Свои дары. Потому он решил, что и его дары от Бога. А Священное Писание приводит множество примеров таких ясновидящих и целителей, способности которых были от сатаны. Например, египетские волхвы, которые бросили свои жезлы и они превратились в змея. В житиях святых также приводятся примеры ясновиденья бесовского происхождения. В житии преподобного Льва, старца Оптинского, повествуется об одном схимнике, который, будучи одержим бесовской прелестью, предсказал нашествие французов 1812 г., а затем, когда старец Лев его обличил, он повесился. И из современной нам жизни известны подобные случаи. Достаточно вспомнить сеансы Кашпировского и Джуны, после которых некоторые люди действительно исцелялись от своих болезней. Но бесовское происхождение силы этих целителей ни у кого не вызывает сомнения.

Но, может быть, кто-то возразит: они не молятся Богу, Пресвятой Богородице, а доктор Филипп молился и исцелял молитвой. Как согласовать эти исцеления с тем, что он всю жизнь был членом еретической католической конфессии, в которой нет благодати Святого Духа? Ответ на этот вопрос находим в писаниях преподобного Викентия Леринского.

«Блаженный Моисей пишет во Второзаконии: Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец,- то есть поставленный в Церкви учитель, которого ученики или слушатели его считают учащим как бы по откровению свыше,- что потом? И представит тебе,- говорит,- знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе,- указывается в некотором роде действительно великий и столько многосведущий учитель, что последователи его считают его не только познавшим человеческое, но могущим предузнавать и то, что выше человека, каковы были, как хвастают их ученики: Валентин, Донат, Фотин, Аполлинарий и другие им подобные,- что далее? И скажет притом,- говорит,- пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им,- кто эти боги иные, если не заблуждения чуждые, тебе прежде неведомые, то есть, новые и неслыханные? И будем служить им,- то есть, поверим им, последуем им,- что наконец? То не слушай,- говорит,- слов пророка сего, или сновидца сего. Почему же, скажи, не воспрещается Богом учить тому, что Богом же воспрещается слушать? Ибо,- говорит,- чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего,- или нет,- от всего сердца вашего и от всей души вашей (Втор. 13:1-3). Вот яснее дня стало, почему Промысл Божий попускает иногда некоторым учителям церковным проповедовать разного рода новые догматы: искушает вас,- говорит,- Господь, Бог ваш!.. Итак, все истинно православные должны знать, что их долг вслед за Церковью принимать ее учителей, а не вслед за учителями покидать веру Церкви...».

Вот святоотеческое решение вопроса о докторе Филиппе. Сила, которой он творил чудеса отличается от той силы, которой чудотворили Святые Отцы Православной Церкви. Эта сила, эти исцеления и ясновидение не привели его ко спасению. Почитание его, как истинного пророка и чудотворца – заблуждение историка Сергея Фомина, от которого да сохранят себя благочестивые православные христиане.

 

Послушник Михаил

 

Фото: доктор Филипп




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


<
sergy

3 октября 2011 02:39

Информация
А я читал про этого Филиппа, что он вообще был не католиком, а магом-оккультистом.
<
Mihail

3 октября 2011 02:39

Информация
Тут ничего удивительного нет, одно другому не мешало.

 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |