на главную

«КАЖДЫЙ ОТВЕТ ПОРАЖАЛ ГЛУБИНОЙ ДУХОВНОЙ МУДРОСТИ»: Беседа со старцем Кириллом (Павловым)



…Никто не уходил, стоя слушали отца Кирилла, который говорил, вроде бы, совершенно просто, но каждый ответ поражал глубиной духовной мудрости. Правда, эта глубина, смиренномудрие старца постигаются не тотчас: приходится вдумываться в каждое его слово.

К сожалению, печатный текст не передает пауз, запинок, с которыми он говорит. Батюшка подбирает слова, что естественно для человека, осознающего их силу, помнящего о мере ответственности за каждое сказанное слово. Но, кроме того, и это главное – прежде чем дать ответ вопрошающему, старец молится…


– Чем я могу быть вам полезен? Если это касается знаний, то вы –люди образованные, академики. Мы, монастырские люди, по отношению к вам – невежды, – занимаемся только с людьми простыми, людьми простого сословия. Поскольку сейчас жизнь сложная, тяжелая, то люди испытывают большие переживания, неприятности – как в обычной, семейной, так и в духовной жизни. Поэтому приходится утешать людей, как-то их увещевать, чтобы они уповали на милость Божию в такой тяжелой ситуации. Вот, собственно, и все, чем мы занимаемся, в этом наш труд… А теперь: чем я могу быть вам полезен?..

 

Из апостола Павла: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которое не хочу, делаю» (Рим. 7, 19). Что же предпринять, чтобы исправиться?

 

– Этот вопрос очень глубокий, богословский. Тут, видимо, апостол Павел говорит о поврежденности нашей природы, то, что греховность настолько уже глубоко пустила свои корни, что подчас мы просто греху повинуемся, раболепствуем ему: не хотим делать, а, тем не менее, страсти, дурные наклонности, они уже сами по себе влекут на худое дело. Это объясняется уже растленностью нашей природы. Что делать? Работать над собой, только путем самоработы, борьбы со своими худыми наклонностями, пороками греховными, и стараться встать на путь добродетельной христианской жизни. Это борьба должна быть...

 

– Меня часто смущает помысел тщеславия и превозношения над другими, убеждение, что я чем-то лучше, достойнее ближних, особенно, когда вижу серьезные недостатки ближних и какие-либо добрые дела у себя. Объясните, как избавиться от подобной прелести? Как при усиленной работе по стяжанию добродетелей оставаться уверенным в своей греховности?

 

– Это присуще каждому из нас. Каждый, каждый, каждый из нас все-таки о себе думает так высоко, каждый хочет считать, что он не хуже другого, наоборот, что он лучше другого. Это, знаете, такое проявление своего рода фарисейского духа, что я лучше других. Этим все мы болеем, заражены этой страстью тщеславия и самовозношения, а, между прочим, конечно, этот недостаток очень опасный. По заповеди апостола Павла, каждый из нас должен иметь такие же чувствования, какие были во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2, 6–8). Т. е. каждый из нас должен в своем сердце ближнего считать лучше себя, а себя – худшим. Не превозноситься, но смиренно о себе помышлять. Вот христианские чувства, вот чувства христианина, такие, какие должны быть. Тогда уже не будет ни зависти, ни ревности, ни соперничества. Но эти чувства надо трудом стяжевать, стараться не превозноситься перед ближними.

 

– Очень желаю научиться настоящему покаянию. Пожалуйста, расскажите, как строить свою Исповедь? Как лучше делать: записывать, запоминать, обобщать потом грехи на Исповеди? Как исповедоваться?

 

– Понимаю, понимаю. Ведь вот раньше в обителях духовная жизнь была поставлена так высоко, там практиковалось открытие помыслов. Послушники имели обычай... Ежедневно, в конце дня приходили к старцу и свои помыслы открывали. Это, конечно, давало возможность следить, бодрствовать над своими помыслами и исправлять их. Старец так старался: если были какие-то отклонения, давал правильные наставления, и таким образом человек шел правильным путем в своей духовной жизни. В настоящее время у нас ввести такой обычай, наверное, возможности не представляется, ввиду того, что если взять монастыри, в особенности новоустрояющиеся обители, – там некому открывать помыслы: нет духовников. И сестры, почти что все, бывают очень заняты работой по восстановлению обителей. Не хватает времени, и, конечно, ни одна игуменья не даст благословение на введение такого обычая. Поэтому, если кто печется о спасении своей души –записывайте свои грехи на бумажке. Это дело похвальное, оно уже имеет примеры в древних монастырях, поэтому записывать грехи можно и нужно. И на Исповеди старайтесь как-то с духовником договориться, чтобы он выслушивал все, давал вам побольше времени, чтобы вы могли все эти свои грехи ему открыть и исповедать. Только вот таким путем можно. И, конечно, так бодрствовать и трезвиться над своими помыслами – это вменяется каждому, это Заповедано Святыми Отцами, что каждый из нас должен трезвиться постоянно и проверять свои помыслы. И наплыв греховных мыслей, какие страсти греховные борют иногда, – надо обязательно это на Исповеди открывать духовнику.

 

– Каковы признаки призванности к монашеству? Можно ли идти в монастырь и принимать монашество, когда родители желают только супружества своим детям?

 

– В монастырь надо идти по призванию. Так же, как и на пастырское служение, – должно быть обязательно признание Божие. Кто минует это, то обычно все оканчивается неудачей. Какие признаки? Если кто призывается к семейной жизни, то обычно человеку Господь дает такие помыслы – бывает только всецело расположен и думает о семье, о детях, о супруге, о будущей своей жизни. И вот это уже является признаком призвания Божия к семейной жизни. Если же, наоборот, человек в душе испытывает какую-то боязнь семейной жизни, боязнь иметь детей, какое-то отвращение к семейной жизни – это уже явный признак призвания Божия к безбрачной жизни. Это каждый должен испытывать. Родители, если вот так вмешиваются неразумно и нарушают указание Божие, – это тоже оканчивается трагедией. Надо испытывать призвание Божие: к какому пути Господь призывает тебя.

 

– В чем заключается истинное монашество?

 

– Это вы читайте Иоанна Лествичника. Там найдете полный ответ, что такое истинное монашество. Монашество... При постриге дают обеты, отрекаются от стяжания, дают обет девства, служения Богу в нищете, ну, и самое главное – через пост и молитву, через труды приобретается чистота сердца и служение, искреннее служение Богу…

 

– Батюшка, как бороться с печалью, которая постоянно безпокоит, возникает сильный ропот, безразличие?

 

– Печаль – это один из семи смертных грехов. Поэтому с печалью надо бороться. Это тоже по бесовскому наваждению бывает. И тот, кто подвергается этому наваждению, конечно, прежде всего, должен, как Святые Отцы советуют, терпением претерпеть. И в это время молитвою и чтением слова Божия укрепляться и освобождаться от этого духа уныния и печали.

 

– Когда будет кончина мира? И стоит ли устраивать личную жизнь, учиться в Академии, если после Пасхи этого года будет кончина мира?

 

– Никто не знает ни дня, ни часа, когда будет пришествие Христово. Трудиться надо, учиться надо, работать надо, совершенствоваться надо. Пока Господь дает нам время, надо над собой работать, надо бороться со своими греховными наклонностями, со своими пороками, искоренять из своей души все злое, худое, порочное – вот цель и смысл. Пока еще Господь двери покаяния не закрыл для нас, нужно стараться. Пользоваться Таинствами Исповеди, покаяния и себя приготовлять к вечности. Думать о том, что будет кончина века и опускать руки – нельзя. Никто не знает, когда Господь придет. Но мы должны быть готовы всегда к встрече с Господом, должны со страхом проводить время своего странствования на земле, не обольщаться ничем, никакими мирскими удовольствиями, страстями, похотями, а проводить жизнь трезвенную, целомудренную, в чистоте проводить свою жизнь и молиться всегда. Слово Божие, Евангелие... Надо всегда упражняться в чтении слова Божия, быть всегда в трезвении. А когда Господь придет? Мы знаем, что мир сей не прейдет, а все это совершится.

 

– Расскажите, пожалуйста, о посте. Как правильно в настоящих условиях поститься?

 

«Постимсяпостом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления» (стихира в конце вечерни в понедельник 1-й недели Великого Поста). Вот истинный и благоприятный пост Господу. К этому каждый должен стремиться, чтобы избавиться и исправиться от пребывающих в нашей душе страстей, зла. Внешнее воздержание от пищи и воздержание от сна – это такие внешние дела. Но самое главное – это надо очистить свое сердце от всего злого, от злых прихотей – вот цель поста. Ничем так много мы не грешим, как своим языком, невоздержанием языка. Во время поста и внимание обратите на это, будьте воздержанны, не злословьте, не осуждайте никого, ничего дурного не говорите о ближних, живите так тихо, мирно, миролюбиво, проводите в тишине время свое. Все это будет пост для вас спасительный и Богу угодный.

 

– Что делать, если нет страха Божия, душа очерствела, умом все понимаешь, а душа не откликается?

 

Все-таки, наверное, душу обуяла гордость, надо прибегать к смирению, самоукорению, самоосуждению.

 

– Как избавиться от лености и нерадения и стяжать истину духовную? Как возжечь в душе своей ревность к Богу и чувство сострадания к ближним в понимании их?

 

Всякий порок врачуется противоположными добродетелями. Надо себя нудить. Царствие Божие, – Спаситель говорит, – нудится, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11,12). В деле нашего спасения, нашего совершенствования, обязательно нужно употреблять усилие. Без употребления усилия приобрести добродетели мы не сможем. Надо обязательно себя нудить – заставлять. Если порок борет, значит надо удерживаться, надо употреблять какие-то тоже силы, заставлять себя делать противоположные порокам добрые дела. Вот таким путем будут врачеваться все наши немощи, страсти. А если все пустить на самотек и опустить руки, предаться лености, неге – конечно, страсти греховные будут укрепляться и можно низойти до такого разленения и ничего доброго для души не приобрести. Надо трудиться, понуждать себя. Мы все воины Христовы, а воин должен всегда бодрствовать, за собой следить и быть всегда готовым к борьбе с врагом, потому что невидимые враги, демоны, они же неусыпно бодрствуют. Мы же находимся в окружении невидимой силы духовной, которая незаметно для нас внушает нам всякие злые греховные пожелания и помыслы. И беда в том, что мы не подозреваем, что это не наши помыслы, что это враг слева нам эти помыслы предлагает, а мы считаем, что это свои помыслы, и вот таким образом враг вводит нас в обман, обманывает. Потому нужно всегда над своими помыслами, желаниями, бодрствовать, распознавать их, трезвиться. Апостол Петр говорит: «Враг, яко лев рыкая, ищет поглотить какую-либо душу» (см.: 1 Пет. 5, 8). Поэтому, трезвитесь и бодрствуйте на всякое время, – вот завет апостольский: трезвиться и бодрствовать.

 

– Очень много просьб, чтобы Вы рассказали о себе, о родителях, о том, как учились в семинарии, в Академии, как решили стать монахом, о Вашем участии в Сталинградской битве…

 

– Это же все лишнее, все это не относится к душевному спасению.

…Я прошу у вас прощения, потому что действительно застигли меня врасплох. Я особенно не подготовлен, и все прошло экспромтом… Поэтому прошу у вас прощения.

 

Встреча состоялась в актовом зале МДАиС 12 марта 1996 года

 

Источник: Академия у Троицы. Воспоминания о Московских духовных школах.
Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2005.




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |