Как часто следует причащаться? Как готовиться к причастию? Являются ли исповедь и пост обязательным условием для принятия Святых Даров? Эти вопросы можно было задать после открытой лекции митрополита Волоколамского Илариона "Евхаристия как сердцевина жизни христианина". Председатель ОВЦС МП общался с молодежью 4 октября в рамках общедоступного православного лектория, который ежегодно организует Патриарший центр духовного развития детей и молодежи (ЦДРМ) при Даниловом монастыре.
«В идеале причащаться нужно за каждой Литургией», - убежден митрополит Иларион. При этом на вопрос: Необходим ли трехдневный пост перед причастием, если человек причащается хотя бы еженедельно? митрополит Иларион ответил: "Правило трехдневного поста перед причастием ни в каких канонах и уставах Церкви просто не существует. Есть традиция, которая сложилась в Синодальную эпоху, когда люди причащались очень редко. Тогда бывали разные сроки поста: три дня, неделя, например. Сегодня для человека, который живет полноценной церковной жизнью, особенно если он исполняет установленные церковью посты (а их, вы знаете, в нашем календаре достаточно много), нет необходимости налагать на желающего часто причащаться еще какие-то дополнительные посты".
Обновленческий, а не святоотеческий взгляд имеет митрополит Иларион и на необходимость очистить душу христианина Таинством Исповеди перед принятием Св. Тайн. В частности, он полагает, что в современных условиях вопрос о соотношении исповеди и евхаристии – "не очень простой". Многие воспринимают исповедь как своего рода "билет на причастие" , вспомнил митрополит Иларион выражение модернистского священника Александра Шмемана. В результате утром в воскресенье можно увидеть в храме якобы не нормальную картину: "Те, кто не причащается, приходят и стоят за литургией в центральной части храма, а те, кто хочет причаститься, всю службу простаивают в боковом приделе, где происходит исповедь, и в лучшем случае только к моменту выноса чаши освобождаются от этого стояния в очереди". Лектор уверен, что эту "аномалию" необходимо устранять на каждом приходе "имеющимися в арсенале священника средствами". При этом он привел в качестве примера печальный, с православной точки зрения, опыт некоторых Поместных Церквей, многие священники в которых убеждены, что он негативно влияет на церковную жизнь и ведет к утрате благоговения и обмирщению. Митрополит Иларион же сказал (или посетовал?), что Причастие тесно связано с исповедью именно в Русской Православной Церкви, в других поместных Церквах такой традиции нет. "Например, в греческих церквях люди, как правило, причащаются без исповеди, а исповедь превратилась в довольно редкое явление".
По этому поводу редакция нашего издания выражает свое категоричное несогласие со взглядами митрополита Илариона на эти важнейшие моменты церковной жизни. Мы убеждены, опираясь на творения Святых Отцов, советы и опыт почивших и здравствующих авторитетных пастырей, что сверхчастое Причащение не является и не может являться общепринятой нормой. А также что принятие Св. Тайн без подготовки – исповеди и поста – недопустимо!
В связи с этим публикуем статью священника Сергия Правдолюбова.
Редакция «ДХ»