на главную

ЗЛО «ДУРНОГО ПРЕДАНИЯ»: Окончание статьи о модернизме в Сербской Церкви



Окончание. Начало см. здесь.

 

Несколько лет назад (в №№ 6 (78) и 7 (79)) мы публиковали интервью с редакцией сербского православного сайта «Борьба за веру». Тогда братья-славяне рассказали о бедственном состоянии их Поместной Церкви, фактическая власть в которой находится в руках модернистов.

В частности, они говорили о том, что «богослужебные реформы в Сербской Церкви инициировали <…> иеромонахи Амфилохий (Радович), Афанасий (Евтич) и Ириней (Булович). Свою духовную жизнь и работу они начинали под благословенным руководством преподобного Иустина Челийского и, пока он был жив, писали в святоотеческом духе своего наставника. <…> Иеромонах Афанасий, когда еще не отступил от заветов отца Иустина, говорил, что Православная Церковь должна избегать всякого литургического реформаторства, чтобы с ней не случилось то же, что произошло с папистами после Второго ватиканского собора. Отец Амфилохий в своей статье о колливадах (движение в среде афонских монахов в XVIII в. – примеч. пер.) также явно противостоял литургическим реформам... Но, как сказано в Священном Писании, „тлят обычаи благи беседы злы" (1 Кор. 15, 33) – влияние модернистов вроде протоиерея Александра Шмемана и митрополита Иоанна (Зизиуласа) соделало их чуждыми духа Священного Предания и его поборника, Святого Отца Церкви наших дней преподобного Иустина Нового Челийского, и упомянутые епископы ныне стали активными сторонниками и главными проводниками реформ».

К сожалению, за минувшее время положение дел в Сербии не улучшилось – радеющие о сохранении Священного Предания епископы, священнослужители, монашествующие и миряне отчаянно пытаются противостоять захлестывающей их волне обновленчества. Чтобы поддержать друзей, мы подготовили перевод комментария редакции сайта «Борьба за веру» к недавнему выступлению одного из приверженцев богослужебных новшеств в СПЦ иеромонаха Рафаила (Болевича), игумена черногорского монастыря Подмаине. Дерзкий тон и превозношение молодого «знатока» над простым верующим народом, защищающим свои вековые традиции, весьма показательны и, увы, думается, будут знакомы и многим православным в России, имеющим опыт общения с современными «богословами».

 

Отец Рафаил (Болевич): Это вопрос обычая, традиции, стиля, мистического опыта и потребности в символизме. Затворение царских врат – действие символическое; оно вовсе не обязательно. Некоторым священникам больше нравится закрывать врата для создания мистической обстановки домостроительства нашего спасения. А другие служат с отверстыми – для простоты. Но ни то, ни другое никак не влияет на Литургию, не отражается на действии Святаго Духа. Дары освящаются всегда, и вы можете причащаться на любой службе. Смертельно согрешают люди, которые ходят только в те храмы, где служат неким определенным образом. Это страшный грех, потому что тем самым они оскорбляют Бога: поворачиваются спиной и выходят из церкви, где священник читает молитвы вслух или, наоборот, беззвучно… Это недопустимо! Это очень, очень опасно, братья и сестры! На таких «ревнителей» надо накладывать епитимию – здесь нельзя шутить. К сожалению, эта болезнь широко распространена именно у нас, в Сербии. Так что будьте осторожны! Это одно из величайших демонских искушений в нашей Церкви!

 

Комментарий «Борьбы за веру»: Мнение о том, что практика служения Божественной Литургии – это «вопрос стиля», глубоко ошибочно. По такому пути ранее уже пошли паписты и протестанты, допустившие произвол и теперь совершающие мессы для клоунов и животных. Да, модернисты стараются показать себя защитниками церковного единства и мира. Но на деле они – разрушители порядка. Их усилия направлены на то, чтобы убедить народ причащаться без необходимого серьезного приготовления и в конце концов просто уничтожить православную Литургию. А это и есть апостасия, открывающая дорогу рвущемуся к власти над миром антихристу.

Проповедники ересей и модернизма в СПЦ, в частности, владыки Мидич и Дурич (епископы Пожаревацко-Браничевский Игнатий (Мидич) и Захумско-Герцеговинский Григорий (Дурич), –  примеч. пер.), вкупе с прочими последователями митрополита Иоанна (Зизиуласа) вводят народ в заблуждение. Поэтому мы, миряне, должны изучать православное богослужение и иметь четкие представления о чинопоследованиях Божественной Литургии и иных служб. (Например, о том, что во время Литургии, совершаемой священником, царские врата отворяются и затворяются в строго определенные моменты, что символизирует различные аспекты домостроительства спасения. А при литургисании архиерея они постоянно отверсты, ибо архиерейское служение прообразует полноту присутствия Христова, которым нам отворен вход в Царствие Небесное. Однако и в этом случае священнические молитвы положено читать тайно, а не гласно, в микрофон). Безусловно, все это необходимо знать, дабы подходить к литургическим вопросам серьезно и осмысленно. Но некомпетентность мирян не оправдывает модернистов, которые под предлогом более активного участия верующих в богослужении стараются истребить в народе благоговение к традициям и святыням.

 

Отец Рафаил (Болевич): Без послушания Церкви нет спасения. Все нужно делать по благословению своего епархиального архиерея. Если сомневаетесь – спросите епископа и поступайте, как он скажет. Это важный вопрос, который не решается самостоятельно или на каких-то собраниях в клубах по интересам.

 

Комментарий «Борьбы за веру»: А как быть, если архиерей учит, что человеческая душа смертна (Игнатий (Мидич)) или читает филиокве вместе с католическим бискупом (Григорий (Дурич))?! Можно ли доверять таковым и сохранять мир в душе, без рассуждения следуя всем их благословениям? Кто мы – овцы стада Христова или овцы по уму?!

 

Отец Рафаил (Болевич): Эти разногласия, братия и сестры, со временем утихнут. Бог попустил их, чтобы мы помолились поусерднее и утвердились в основах веры. Ведь мы – люди поверхностные, очень поверхностные, и отсюда все наши беды. Святитель Николай (Велимирович) никогда не рассуждал на такие темы, не занимался подобными вопросами. Он был глубокомыслящим человеком, его ум проникал в духовное пространство и прозревал то, чего мы сегодня не разумеем по своей близорукости. Да и другие Святые Отцы не спорили об этих мелочах…

 

Комментарий «Борьбы за веру»: Причина настоящей смуты не только в непросвещенности многих верующих, что в Церкви бывало во все времена (наряду со святостью). Да, народ, конечно, знает Православие намного хуже наших святых предков – иначе никакие новшества в СПЦ бы не утвердились. Но все же главный источник бед – самочиние епископов и клириков-модернистов, профессоров Богословского факультета и их последователей, которые смущают паству и провоцируют невиданные у нас прежде безпорядки.

А что касается святителя Николая – он не затрагивал проблемы богослужения просто потому, что в его время не было такой необходимости: Литургия совершалась в соответствии с вековым Преданием и Уставом Церкви Божией. Это подтверждает и изданная святым «Литургия для певчих», и сохранившиеся свидетельства о том, как он сам священнодействовал. Святитель Николай не выкрикивал тайные молитвы в микрофон и не позволял никому причащаться без предварительной подготовки постом, молитвой и Исповедью.

Также и древние Отцы подробно не рассматривали данные вопросы по той причине, что обновленческое движение возникло лишь в ХХ веке. Но святые новейшего времени, например, святитель Тихон Исповедник, Патриарх Московский, и священномученик митрополит Петр (Полянский), его наследник на престоле Русской Церкви, сталкиваясь с проявлениями модернизма, обличали и анафематствовали богослужебные нарушения.

 

Отец Рафаил (Болевич): Дай Бог, чтобы эти неурядицы прекратились – соборной молитвой и соборным покаянием, в котором все мы так нуждаемся! Господь попустил смуту из-за нашей всеобщей гордыни, а диавол воспользовался Его попущением по своему злому умыслу…

 

Комментарий «Борьбы за веру»: А вот с этим мы полностью согласны, но молитву желательно дополнить еще таким прошением: предстательством святого Саввы и Небесной Сербии, дай, Боже, чтобы наше православное богослужение сохранялось неприкосновенным, а все модернисты покаялись, вразумились и возвратились к Священному Преданию и спасительной Истине!

 

Перевод с сербского языка Марии Деркачевой

Источник: http://borbazaveru.info

Источник: Газета «Православный Крест»




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |