на главную

СЕРГЕЙ БЕХТЕЕВ: Национальный поэт возрожденной России

В прошлом номере по случаю дня памяти святых Царственных Мучеников «ПК» опубликовал ряд стихотворений Сергея Бехтеева, чья поэзия, на наш взгляд, является одним из наиболее ярких и правдивых свидетельств о трагической истории России ХХ века. Сегодня предлагаем вниманию читателей интервью с исследователем биографии и творчества С.С. Бехтеева, врачом, поэтом, писателем и публицистом, членом Союза писателей России, автором и исполнителем православно-патриотических песен Владимиром Константиновичем Невяровичем.

 

– Владимир Константинович, расскажите, пожалуйста, о себе, о своем жизненном пути. Как Вы обрели Православную веру и дорогу в Божий храм? Как, благодаря кому и чему сформировались Ваши духовные, монархические и патриотические убеждения?

 

– Я родился в метель и лютый февральский мороз в небольшой деревеньке Верхнее Турово Воронежской области в семье учителей.

 

Я родился в метель,

В непогоду и стужу,

Оттого и теперь

Я так хладен снаружи.

 

Деревенька. Окно,

Покосилися ставни...

Это было давно,

Это было недавно…

(Из стихотворения «Деревенька», 1998 г.)

 

Когда мне исполнилось пять лет, семья переехала в небольшой городок Задонск Липецкой области, где прошли мои детские и юношеские годы.

 

Мой город маленький Задонск –

Почти что деревенька,

Но я душой к нему прирос,

Причем уже давненько.

 

Там вольный Дон меня растил,

Крепчали в ветрах крылья,

А лес дарил мне столько сил,

И небеса манили...

(24.08.2006)

 

Религиозностью мои дорогие и незабвенные родители не отличались, но никогда не были и воинствующими атеистами. Домашнее воспитание строилось на традиционном для России классическом светском образовании. В семье звучали Русские песни, романсы, отрывки из опер и оперетт в исполнении отца, который был одарен музыкально и обладал приятным певческим баритоном. Мама воплощала собой мягкость, нежность, женственность и была с нами, детьми, чрезвычайно ласкова, даря в избытке материнскую любовь и добро. Иногда, правда, в принципиальных вопросах она становилась весьма строгой и требовательной. Все мы очень любили природу, музыку и чтение. В нашей небольшой домашней библиотеке были книги со стихами Пушкина, Лермонтова, Жуковского, Тютчева, Баратынского, Некрасова; выделялась толстая книга Русских былин с красочными иллюстрациями; достойное место занимали романы Тургенева, повести и рассказы Чехова, произведения Льва Толстого, Достоевского, Куприна, Бунина, Горького; позже – сочинения Есенина, Ахматовой, Цветаевой, Блока, Грина, Леонида Андреева, Андрея Белого…

В детские и юношеские годы я был далек от Православной веры, но про себя еще ребенком очень часто молил Бога – например, чтобы не умерли внезапно родители, чтобы в семье не произошло несчастья и т. д. Молил, конечно же, своими детскими словами, а не текстами молитв, – никто меня этому не учил...

Школу окончил с одной четверкой по Русскому языку и поступил в Воронежский Государственный медицинский институт на лечебный факультет. После института работал терапевтом, кардиологом, несколько лет занимался административной работой (которую душа моя подспудно отвергала и никак не хотела принять – не мое это было поприще!). Наконец, примерно с 1985 года я перешел всецело на стезю психиатрии, отдав предпочтение так называемой «малой психиатрии». В должности врача-психотерапевта я проработал в Воронежской областной больнице № 2 почти 20 лет. С 2006 года и по настоящее время тружусь врачом-психиатром в Дорожной клинической больнице ЮВЖД, оставаясь параллельно и внештатным главным психиатром ДЗ ЮВЖД…

К поиску истинной веры я обратился в начале 80-х годов ХХ века. Будучи с детства книжником, «перелопатил» все доступные мне философские системы, включая толстовство, конфуцианство, дзен-буддизм, древнегреческую античную философию Платона и Аристотеля, учение Альберта Швейцера, книги Вивекананды, Рамакришны, Шопенгауера, Рерихов, Блаватской и многие-многие другие. Несколько лет я даже практиковал йогу, поддавшись модному в то время увлечению восточным мистицизмом... Но вот, в 1990 году в Воронеже открылись православные просветительские курсы, на которые меня привела однажды одна из моих пациенток. А вскоре в городе появилось православное братство во имя святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. И так начался мой путь в Православии, по которому следую уже около 27 лет… Что же касается монархических взглядов, то, по моему глубокому убеждению, они – суть плоть и кровь от самой веры Православной и входят в число вопросов вероучительных.

 

– Сегодняшнюю беседу хочется посвятить преимущественно Сергею Сергеевичу Бехтееву. Вы, пожалуй, самый серьезный и компетентный исследователь его биографии и творчества. Расскажите, пожалуйста, с чего все началось? Чем поэзия «царского гусляра» Вас особенно привлекла? Почему возникло желание собирать информацию об этом «несвоевременном и неудобном», как Вы выразились в одной публикации, авторе, посвящать ему книги, статьи, стихотворения?

 

– Сергей Сергеевич Бехтеев! Если бы Вы знали, как дорого для меня это имя и какую большую роль сыграл в моей жизни этот пока не очень известный широкой публике Русский поэт-патриот! Сергей Бехтеев – национальный поэт будущей возрожденной России, прозревшей от красных бельм и сбросившей нелепые желтые, с чужого плеча, одеяния.

Жизнью и творчеством Сергея Бехтеева я занимаюсь уже на протяжении 20-ти лет. А начало моего увлечения этим, а также некоторыми другими малоизвестными Русскими поэтами (Владимиром Петрушевским, Марианной Колосовой, Владимиром Диксоном, Николаем Туроверовым, Александром Солодовниковым, Марией Волковой, Александром Котомкиным, Владимиром Палеем) пришлось на период открытия «железного занавеса» в постсоветской России и появления в периодике первых публикаций, включавших в себя произведения этих авторов. Первую тоненькую книжечку со стихами Сергея Бехтеева под редакцией протоиерея Александра Шаргунова я приобрел в Москве на Рождественских общеобразовательных чтениях в 1997 году. Стихи поразили меня яркостью и силой идейного пафоса, правдивостью и искренностью. Меня очень удивило, что я ничего не знаю об этом «елецком поэте» (так скупо обозначили в той книжечке), хотя Елец отстоит от Задонска всего на 40 километров, и я нередко бывал в этом старинном купеческом городе.

По возвращении в Воронеж я связался с елецкими краеведами В.П. Горловым и В.А. Заусайловым, от которых получил некоторую информацию, правда, не очень обширную. Более обстоятельную справку о роде Бехтеевых в историческом ракурсе предоставил мне елецкий историк Денис Ляпин. Существенную помощь оказала в поисках контактов с родственниками Бехтеева и в архивных изысканиях московская писательница Алла Васильевна Дьякова, проводившая параллельно моим исследованиям собственную работу в московских архивах. Достаточно много полезного и важного смогла отыскать по Бехтеевым и серьезно содействовала мне в течение нескольких лет москвичка Ирина Германовна Лильп…

Я стал просматривать все доступные публикации о Бехтееве в периодической печати и вскоре пришел к выводу, что в подавляющем большинстве авторы изначально пользовались одной известной схемой событий, а остальное содержание «дорисовывали» при помощи своего воображения и лирических отступлений. Подлинных же, действительно достоверных сведений было весьма и весьма мало. Требовалось отыскать новые настоящие факты и свидетельства, которые открыли бы нам истинный облик поэта и более объемно осветили его жизненный путь. К поискам правды о Бехтееве постепенно подключилось достаточно много лиц. Это и липчанин Андрей Найденов, и орловчанин Константин Грамматчиков, и москвич Григорий Кремнев, и петербуржец профессор-филолог Сергей Азбелев, и одессит Сергей Решетов, и исследователь из Сербии Алексей Арсеньев, а также некоторые другие. Но самая полная информация о роде Бехтеевых все же хранилась в Воронежском, Орловском и Липецком областных архивах, в которые мне пришлось непосредственно самому «погрузиться», несмотря на страшный дефицит времени, связанный с медицинской деятельностью. Именно в Воронежском архиве была найдена первая значительная по объему, чудом уцелевшая папка о представителях рода Бехтеевых, что стало, несомненно, настоящей исследовательской удачей. Вскоре мне посчастиливилось связаться с родственниками поэта: его племянником Алексеем Алексеевичем Бехтеевым, проживавшим в Бразилии. Через него произошло знакомство с внучатыми племянниками Сергея Сергеевича: Николаем Георгиевичем и Натальей Георгиевной Семеновыми (Бельгия и Франция), Мариной Робеску (Румыния) и Еленой Штайн (Германия), Николаем и Ольгой Саковыми (Италия и Германия) и, наконец, племянницей поэта Нелли Король (Польша). Так общими усилиями удалось собрать достаточное количество документов, сведений, свидетельств, что позволило составить и издать в 2007 году объемную книгу «Певец Святой Руси», удостоенную в 2008 году Союзом писателей РФ Большой литературной премии России. В том же году в Воронеже был организован и юридически оформлен «Благотворительный Бехтеевский фонд любителей Русской старины», который на сегодняшний день аккумулирует наиболее полную и достоверную информацию, касающуюся поэта Сергея Бехтеева и его древнего дворянского рода.

 

– Расскажите, пожалуйста, о Сергее Сергеевиче. Думаю, далеко не все наши читатели знают даже это имя, не говоря уже о его жизненном пути и литературном наследии…

 

– Сергей Сергеевич Бехтеев родился 7 апреля 1879 года в родовом имении в селе Липовка Елецкого уезда Орловской губернии (ныне Задонского района Липецкой области). Род Бехтеевых татарского происхождения. Родоначальник этой ветви некий Ворон (татарский князек) в XIV веке поступил на службу к Великому князю Московскому Василию III. Один из потомков Ворона, Ахмет, служил опричником у Ивана Грозного и был им однажды награжден (как гласит семейное предание), при этом Ахмет отказался от княжеского титула в пользу шубы с царского плеча. Несколько представителей рода Бехтеевых трудились на дипломатическом поприще, а Федор Дмитриевич Бехтеев (1716–1761) известен как первый учитель Цесаревича Павла (будущего Императора Павла I). По женской линии Бехтеевы дали России А.С. Грибоедова, поэта М.В. Милонова, знаменитого путешественника П.П. Семенова-Тян-Шанского, исследователей семьи Грот. Пращуры поэта – Алексей Иванович и его сын Сергей Алексеевич Бехтеевы – находились в дружеских отношениях со святителем Тихоном Задонским. Сын А.И. Бехтеева Никандр, благодаря вниманию и попечительству святителя Тихона, принял монашеский постриг и стал учеником и сотаинником святого. Племянница Ф.Д. Бехтеева Екатерина (в иночестве Елена) тоже предпочла монастырь жизни в миру. В июле 2009 года Священным Синодом Украинской Православной Церкви она была прославлена в лике местночтимых святых. Ее почитают как молитвенницу, хранительницу Киева. Так в роду Бехтеевых появилась первая святая. Интересен также эпизод с погребением святой Елены во гробе самого святителя Тихона Задонского. Этот гроб, который некогда своими руками сделал для себя святой и завещал в нем себя похоронить, достался после его кончины Екатерине Бехтеевой (из-за новых присланных из Воронежа архиерейских одеяний, в которые облачили свт. Тихона, гроб стал слишком тесным, что не позволило исполнить волю усопшего). Гроб Тихона Задонского инокиня Елена возила за собой и так сохраняла в течение целых 50-ти лет. 23 марта 1834 года она была похоронена в этом гробу в Свято-Флоровском монастыре города Киева.

Но вернемся непосредственно к поэту Сергею Бехтееву. Детство и юность он провел в любимой Липовке, где написал немало стихов, воспевая чудесную природу Задонщины. Родители дали ему блестящее образование. Сергей Бехтеев учился и окончил престижный Императорский лицей, после чего служил в Кавалергардском полку. Выйдя в запас после травмы ноги, полученной в результате падения с лошади во время военных учений, он вернулся в свое имение в Липовку и пошел по стопам отца – занялся земством, служа в должности земского начальника, а в дальнейшем стал членом по земским и городским делам присутствия Орловской губернии.

2–3 марта 1917 года как гром среди ясного неба пронеслось по всему миру известие об отречении Царя Николая II от престола. Россия стояла в то время на пороге великой победы, и в отречении Царя не было никакой необходимости. Это было выгодно лишь внешним и внутренним нашим врагам*.

Сергей Бехтеев откликнулся на это трагическое для России событие пронзительным стихотворением «Николай II», которое написал уже на третий день «безкровной русской революции». По понятным причинам, легально напечатать его в России он уже не мог. Известно, что стихотворение переписывалось и распространялось в Ельце, Москве и Петрограде. Поразительны последние двенадцать пророческих строк этого поэтического шедевра:

 

Предатели, рожденные рабами!

Свобода лживая не даст покоя вам.

Зальете вы страну кровавыми ручьями,

И пламя побежит по вашим городам.

 

Не будет мира вам в блудилище разврата,

Не будет клеветам и зависти конца;

Восстанет буйный брат на страждущего брата,

И меч поднимет сын на старого отца…

 

Пройдут века, но подлости потомков

С страниц истории не вычеркнут года:

Отказ Царя, прямой и благородный,

Пощечиной вам будет навсегда!

 

С великой болью воспринял поэт арест и пленение Царской Семьи. Осенью и зимой 1917 года ему удается через фрейлину Императрицы Александры Феодоровны графиню Анастасию Гендрикову переправить в Тобольск Царственным узникам несколько своих стихотворений: «Россия», «Боже, Царя сохрани», «Молитва», «Святая ночь», «Верноподданным». Сегодня наиболее известно из этого цикла стихотворение «Молитва», посвященное Великим Княжнам Ольге и Татьяне, написанное поэтом в Ельце в октябре 1917 года. Это произведение, переписанное рукой Великой Княжны Ольги, было найдено среди бумаг расстрелянной Царской Семьи в Екатеринбурге. Известно также, что его переписывала и рассылала своим друзьям и сама Государыня Александра Феодоровна. И еще один интересный факт: при чтении стихов Бехтеева в Тобольске Государь Николай II невольно прослезился и просил передать поэту благодарность за проявление верноподданнических чувств…

В начале 1918 года Сергей Бехтеев вступил в Добровольческую Армию. Непосредственно участия в братоубийственной гражданской войне он, вероятнее всего, не принимал, т. к. числился военным юристом. Известно, что вместе с частями Белой Армии он с Кавказа через Тамань переправился в Крым, где продолжил писать и публиковать патриотические стихи, а позже участвовал в десанте генерала С.Г. Улагая в августе 1920 года из Крыма на Кубань в попытке поднять на борьбу с большевиками казаков.

В ноябре 1920 года Бехтеев на пароходе «Самара» навсегда покидает Россию. Он эмигрирует из Крыма (через Турцию) в Сербию, где ведет активную политическую деятельность, редактирует вместе с братом Алексеем православно-патриотические газеты «Вера и Верность» и «Русский Стяг». С 1920-го по 1929-й годы ему удается издать несколько сборников своих стихотворений: «Песни Русской скорби и слез» (два самостоятельных выпуска: первый и второй, Мюнхен, 1923), «Два Письма» (роман в стихах, Ницца, 1925), «Песни сердца» (Белград, 1927).

В 1929 году поэт перебирается в Ниццу, где проведет еще 25 лет. Во Франции Бехтеев входит в состав инициативной группы Русских изгнанников, которые образуют православную общину и строят домовую церковь во имя Державной иконы Божьей Матери, где Сергей Сергеевич избирается ктитором (старостой); свои скудные средства он жертвует на обустройство этого и некоторых других православных храмов.
Бехтеев активно занимается поэтическим творчеством. В 1934 году издает православно-патриотический сборник стихов под названием «Царский гусляр». Итоговыми сборниками Бехтеева стали выпуски стихов под единым названием «Святая Русь» (выпуски 1–4), издававшиеся с 1949-го по 1952-й годы. Планировавшийся пятый выпуск поэт завершить не успел. Он умер 4 мая 1954 года в Ницце и был похоронен на Русском кладбище Кокад. Я бывал на его могиле:

 

На кладбище Кокад цветут деревья.

На кладбище Кокад несут цветы.

На кладбище Кокад застыло время.

На кладбище Кокад схоронен ты.

 

Стоял я долго над могилою твоею,

Шептали что-то важное уста.

Терялись мысли, словно цепенея,

Цепляясь за надгробие креста.

 

Кресты, кресты… Могилы, барельефы…

Скульптуры, камни… Даты, имена…

Фамильные причудливые склепы…

Истертые годами письмена…

 

Князья, бароны, фрейлины и графы,

И ратников российский пантеон…

Теперь все вместе – только тлен и прах вы,

Но в душу мне глядят со всех сторон

 

Какие-то встревоженные лица,

И грезится старинный светлый дом,

И белая невиданная птица

Все машет окровавленным крылом.

 

Безмолвные могильные аллеи,

Желтеют мандарины средь листвы.

Все кладбище – как древняя картина,

Как отраженье странной красоты...

 

На кладбище Кокад цветут деревья,

И колосится скудная трава.

На кладбище Кокад застыло время

И не нужны напрасные слова.

(2013 г.)


В. К. Невярович у могилы поэта на кладбище Кокад в Ницце

 

– В интервью нашему изданию Ирина Болдышева, православный композитор, руководитель детско-юношеского хора во имя преподобного Иоанна Дамаскина при Санкт-Петербургском соборе Владимирской иконы Божией Матери, высказала убеждение, что поэзия Сергея Сергеевича обязательно должна изучаться в школах России. Что Вы думаете о месте его произведений в классической Русской литературе, их значении для современного человека, сегодняшней духовной, культурной и общественно-политической жизни нашей страны?

 

– Я солидарен с мнением уважаемой Ирины Болдышевой и убежден, что рано или поздно лучшие стихотворения Сергея Бехтеева войдут в антологию Русской поэзии, ее золотой фонд. На сегодняшний день существует колоссальный разрыв между исторической памятью наших соотечественников, искаженной, поврежденной ложными убеждениями и зомбированием, которые формируют средства массовой информации, и реальными событиями 1917-го – 1920-х годов. Сергей Бехтеев – один из самых правдивых поэтических летописцев трагедии России в ХХ веке. Достаточно прочесть один выпуск его «Песен Русской скорби и слез», чтобы многое понять и переосмыслить. А роман в стихах «Два письма», безусловно, только украсил бы собой программу по литературе в старших классах общеобразовательных школ и гимназий. Бехтеев – в числе последних Русских поэтов классического пушкинско-лермонтовского направления. Недаром его еще в Училище Правоведения называли «правоведским Пушкиным». Очень важна его поэзия, посвященная Русским благоверным Царям и Царицам – еще при жизни поэт удостоился имени «царского гусляра» (по названию своего поэтического сборника)…

 

– Готовясь к интервью, я читала С.С. Бехтеева. Стихи его, конечно, изумительные – своей правдивостью, глубиной и остротой содержания, красотой и богатством языка и в то же время ясностью, легкостью, живостью слога… Но особенно меня поразил его провидческий дар – многие произведения оказались пророческими. В частности, в разгар гонений на веру в России Сергей Сергеевич писал о грядущем возвращении нашего народа к Православию, открытии храмов, прославлении Новомучеников и святой Царской Семьи, о том, что на месте сожжения царских тел будет воздвигнут храм… Иным пророчествам, думается, еще предстоит сбыться… Как Вы считаете, благодаря чему появлялись такие прозрения? В чем сущность этого особого служения лучших Русских поэтов и какое значение оно имеет для нас сегодня?

 

– Сергей Бехтеев, безусловно, был наделен неким даром поэтического провидения. Если внимательно читать Русских поэтов-классиков, то мы неизменно будем обнаруживать подобные почти мистические откровения. Вспомните лермонтовское: «Настанет год, России черный год, когда Царей корона упадет…», или пушкинские стихотворения «Памятник» и «Клеветникам России». Классик сказал, что поэт в России больше чем поэт. Истинному Русскому поэту Господь нередко приоткрывает духовные очи и дает возможность прозревать будущее.

 

– В одном из стихотворений Сергея Сергеевича – «Тоска по Родине» – есть такие строки: «Когда ж пройдет порыв народной злости / И кончит пир прожорливая тля, / Прими тогда мои немые кости / Под свой покров, родимая земля. / Пусть надо мной могучей, юной силой / Забьется жизнь и ярче, и полней, / И будет петь весною над могилой / Родную песнь родимый соловей!» Есть ли планы перевезти останки «царского поэта» из Франции в Россию?

 

– Этот вопрос больше не ко мне, а к автору и исполнителю православных песен-притч Светлане Копыловой, которая многое сделала для восстановления храма во имя преподобного Сергия Радонежского в Липовке. Пока имеются сложности со стороны французских властей, в частности, мэра города Ниццы. Кроме того, судя по надгробным табличкам, в могиле Сергея Бехтеева сделаны подхоронения иных лиц (кроме его родной сестры Натальи), так что потребуется генетическая экспертиза. Видимо, пока воли Божией на перезахоронение останков поэта из Ниццы в Липовку нет.

 

– Расскажите еще, пожалуйста, о Вашем благотворительном «Бехтеевском фонде любителей Русской старины» и о «Бехтеевских чтениях». Чем занимается фонд, какие результаты его работы Вы уже можете отметить? С какой целью проводятся Чтения, как проходят, какие плоды приносят? И как еще, на Ваш взгляд, желающие могут потрудиться для популяризации наследия Сергея Сергеевича, чем могут Вам помочь?

 

– Бехтеевский фонд на сегодняшний день в огромной степени выполнил свою задачу – издал ряд книг, посвященных С.С. Бехтееву, осуществил множество публикаций, инициировал и содействовал восстановлению фамильного храма Бехтеевых в Липовке. Конечно, сил и средств у фонда очень и очень мало. Вся деятельность осуществлялась и осуществляется исключительно за счет энтузиазма отдельных людей и их личных вложений. Нам удалось провести несколько «Бехтеевских чтений» (в Воронеже, Орле и Липовке), поучаствовать в создании документальных фильмов о «царском гусляре» и провести довольно много встреч и бесед с разными аудиториями, включая столичные. Очень хотелось бы переиздать книгу «Певец Святой Руси», но на это нужны немалые средства. Также надеемся получить доступ к посмертным архивам поэта, которые хранятся в Риме у одного из его дальних родственников.

 

– Ваше пожелание сотрудникам и читателям нашей газеты и всем ищущим правду?


– Изучать историю Великой России, хранить заветы предков, отстраняться от грязи и лжи. Свято верить в возрождение России в Царственном Одеянии!

 

Беседовала Анна Самсонова

 

Примечание:

* Вопрос о т. н. «отречении» Царя-Мученика от престола является в монархической среде дискуссионным. Наше издание выступает за честный и осмысленный поиск исторической правды и регулярно размещает материалы на эту тему (последняя публикация – работа прот. Георгия Вахромеева; см. с. 14–15). Данный абзац отражает авторскую позицию В.К. Невяровича. В одной из своих статей Владимир Константинович пишет: «Можно согласиться, что отречение от престола последнего Русского Царя (как, впрочем, и его брата) происходило под жесточайшим нравственным давлением темных сил, в период великого отступления всего Русского народа от тысячелетнего православно-монархического государственного образа правления. Что само отречение не соответствовало Законам Российской Империи и духовным церковным каноническим регламентам, но, тем не менее, все же, оно реально произошло…»

 

Источник: газета «Православный Крест»




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |