на главную

«ОТСТУПЛЕНИЕ ОТ МОНАРХИИ НАЧАЛОСЬ С ОТСТУПЛЕНИЯ ОТ БОГА»: Протоиерей Александр Захаров о своем познании святости Царя и пути к возрождению России


«Царский» батюшка отец Александр Захаров
перед храмом святых Царственных Мучеников в Сологубовке


Протоиерей Александр Захаров – настоятель храма Святых Царственных Страстотерпцев в поселке Сологубовка Ленинградской области. Известен православной патриотической общественности подвижнической деятельностью на ниве просвещения Русского народа, восстановления его исторической памяти; автор ряда душеспасительных книг и брошюр, не раз выступал в эфире радиостанций «Радонеж» и «Православное радио Санкт-Петербурга».

 

– Отец Александр, многие знают Вас как «Царского» батюшку. Давайте начнем с того, что сейчас у всех на слуху – с ситуации вокруг кощунственного фильма, провокации режиссера А. Учителя «Матильда». Что Вы об этом думаете?

 

– Когда я учился в семинарии, нам на уроке Катехизиса предлагали наизусть заучивать некоторые цитаты святителя митрополита Филарета (Дроздова). И вот одна из них мне так понравилась, что я ее до сих пор помню. Это цитата о Промысле Божием: «Промысел Божий <…> всякому добру вспомоществует, а возникающее чрез удаление от добра зло пресекает и обращает к добрым последствиям». Знаете же, есть и в народе такая поговорка: «Не было бы счастья, да несчастье помогло».

С одной стороны, фильм, конечно, не заслуживает того интереса, который вызвала возникшая по поводу него полемика. Но, с другой стороны, общаясь с людьми, я понял, что многих эти дебаты подтолкнули к изучению вопроса. В частности, моя дочь, может быть, никогда бы не обратилась к этой теме, но теперь, чтобы знать, о чем так спорят, решила ознакомиться с перепиской Царской Семьи, с историческими документами. Т. е. хорошо, что пробудился интерес. И теперь каждый человек, овладев информацией, может сам для себя решить, какого мнения держаться.

Здесь всякому нужно ориентироваться на свою совесть. Что касается меня, то чем дальше и глубже знакомлюсь с жизнью Царской Семьи – по воспоминаниям о них, по их дневникам – тем больше их люблю!

Кстати, сто тысяч подписей, собранных православными против «Матильды» – не такая уж малая цифра, как говорят некоторые сторонники А. Учителя, указывая на количество населения нашей страны. Ведь в общей массе есть и дети несмысленные, и люди, совершенно далекие от кинематографа. Поэтому сто тысяч активных православных граждан, высказывающих свою позицию, – это совсем немало!

 

– Батюшка, а сами Вы как стали почитателем святых Царственных Мучеников?

 

– Путь к почитанию Царской Семьи, а, точнее, путь именно к нашему Царю-Батюшке Николаю II Александровичу, у меня был очень непростой. Монархистом я стал раньше, чем пришло это чувство к Государю Николаю II, – стал во многом благодаря «Народной Монархии» Солоневича (Иван Лукьянович Солоневич (1891–1953) – Русский мыслитель, публицист, исторический писатель и общественный деятель. Пропагандировал идею самобытной Русской Самодержавной Монархии, критикуя не только социализм, но и вообще любые попытки устройства государственной жизни России путем внедрения заимствованных извне идеологий. – Примеч. ред.). Увидев в начале 90-х годов эту книгу на прилавке, я заинтересовался названием. В школе ведь учили, что Царь – главный эксплуататор, деспот, тиран и проч. А тут – «Народная Монархия». Это словосочетание мне показалось каким-то недоразумением, как «круглый квадрат» или «деревянное железо». Я задумался: интересно, что за человек написал книгу с таким названием? О чем здесь? И когда прочитал ее, она на 180 градусов развернула все мои представления о Монархии и сделала меня убежденнейшим монархистом, так что теперь могу твердо сказать: я монархист до мозга костей!

Но при этом путь к почитанию Государя был еще долгим. Потому что изначально я разделял мнение, что Царь отрекся от престола и этим совершил ошибку, что нельзя было так делать. Думалось: что ж, «кругом измена, трусость и обман», но ты же – Царь, прояви свою власть, прогони обманщиков, трусов и изменников… Имея такую точку зрения, я участвовал во многих дебатах на эту тему и порой даже ерничал над текстом «Отречения» – мол, что это такое, Царь пишет: «Я люблю Родину, желаю ей блага и… ухожу с престола, снимаю с себя верховную власть»?! Мне казалось, что это подобно тому, как если прийти к постели больного и сказать: «Я тебя люблю, желаю тебе здоровья, но голову с тебя снимаю». И Царь, мол, поступил так же: с ним Россия была больна, но хоть жива. А не стало головы – Царя – у России, – и непонятно что начало твориться – кровавое месиво, война и т. д. И никто ничего логически возразить, объяснить мне тогда не мог.

Но по мере знакомства с воспоминаниями людей, живших в то время, я постепенно приходил к следующему пониманию. Те, кто советовал Царю: «Две-три сотни виселиц, и Россия надолго забудет про революцию», – очень серьезно ошибались. Во-первых (не говоря вообще о таком подходе) – в цифрах. Революция 1905–1907 годов требовала не две-три сотни виселиц, а на порядок больше – три-пять тысяч, по разным данным. Прошло всего десять лет, и ситуация не улучшилась – виселиц нужно стало еще больше, а что самое грустное – на них следовало бы отправить многих своих генералов и даже родственников, которые в трудную минуту оказались предателями. Вот этого православный Царь сделать, конечно, не мог – тогда бы он точно святым не был. (Зато большевики пошли как раз таким путем – всех, кто с ними был не согласен, неугоден, миллионами уничтожали).

В общем, когда я это осознал, то стал дистанцироваться от дискуссий против Царя. Я просто отмалчивался, потому что трудно человеку, многих «на лопатки положившему» своими доводами, вдруг сказать: «Знаете, простите дурака, я был не прав!» И я бы, возможно, еще долго так отмалчивался, если бы не один случай.



Чудотворная мироточивая икона Царя Мученика Николая II


Это произошло в июне 1999 года. Лухский Свято-Николо-Тихонов монастырь в Ивановской епархии отмечал очередную годовщину своего основания. Я участвовал в празднике. Из Москвы привезли мироточивую икону Царя Мученика Николая II. На Всенощном бдении храм наполнялся волнами благоухания. Сначала я подумал, что это какой-то дивный ладан воскурили. Но потом мне объяснили, что аромат источает икона. Бывает, как мне тоже потом рассказали, такое специфичное мироточение, когда капельки очень маленькие, и они не успевают кристаллизоваться в заметную каплю, а испаряются сразу с поверхности и наполняют воздух необыкновенным запахом. Позже я не единожды становился свидетелем такого чуда, в том числе и когда привозили Царские вещи к нам в храм. Удивительное благоухание!

Так вот, тогда на Всенощной эта икона благоухала, а на следующий день после Литургии она замироточила. Мироточение было очень обильное, прямо струйки текли. Я заканчивал помазывать подошедших людей, а на иконе уже мало осталось мира, она вся матовая сделалась. Я ищу, ищу, где еще там остаточки какие-то блестят и вдруг слышу: «Батюшка, смотрите, по рамке течет!» И я гляжу – действительно, из верхнего угла киота, как родничок, пульсирует и стекает струйка… Кстати, потом, когда в Сологубовку этот образ привезли и я его держал, мироточило именно то же место. Просто чудо!

И вот когда это все на моих глазах произошло, моя прежняя логика рухнула. Я почувствовал глубокую вину перед Государем и теми людьми, с которыми спорил. Думаю: что мне голову ломать, свят он или нет, если Сам Бог показывает явно его святость через такие чудеса?! И тогда там, перед чудотворной иконой, я дал себе торжественное слово – что сделаю все от меня зависящее, чтобы то, что я сейчас испытал, смогли увидеть и испытать и мои соотечественники в городе трех революций.

И получилось организовать приезд иконы в Петербург! Народа много шло, и чудеса тоже были. Помню, привезли инвалида, который как овощ, лицо – будто маска, никаких эмоций. И впервые за всю его жизнь у него слеза покатилась по щеке – перед этой иконой! Еще во время Крестного хода раздавали маленькие иконочки Царские с молитвой на обратной стороне. И вот, на такой бумажной иконе тогда у одной женщины красное пятно проступило, причем там, где молитва, именно на слове «кровь»!

 

– Батюшка, а как Вы думаете, почему мы в начале ХХ века утратили Монархию? И каким Вы видите путь к возрождению России?

 

– Отступление от Монархии началось с отступления от Бога. Сначала многим Русским людям стал не нужен Царь Небесный, а потом – и Царь земной.

Но надо сказать, что Монархию никто не отменял, официальных документов с такими постановлениями нет, и до сих пор мы живем, не приняв никакого законного решения. Поэтому, конечно, я очень надеюсь, что Русские люди когда-нибудь переосмыслят все те события, сделают правильные выводы и созреют для того, чтобы вернуться к богоустановленной Монархии.

Мы должны осознать, что полную картину происходившего тогда знает только Бог, а мы судим каждый «со своей колокольни». Но спустя век нам важно понять, что все разногласия и проблемы надо улаживать в рамках спокойного и конструктивного диалога. Не нужно словесного лая, который ранее уже привел Учредительное собрание к лаю пулеметному.

Со своей «маленькой колокольни» я могу сказать о следующих путях-выходах из сложившейся ситуации. Чем дальше я живу, тем глубже проникаюсь словами преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Т. е. спасайся сам, и люди рядом с тобой преобразятся. Это означает, что на каком бы мы сейчас месте ни были поставлены, кем бы ни работали, где бы ни служили – в сане или нет, дворником или министром – необходимо не только кого-то звать к богоугодной и благочестивой жизни, но и самому так жить. Потому что словам люди уже мало доверяют, – их уже столько наслушались – и умных, и правильных, и красивых… Сегодня можно верить только образу жизни.

Ведь почему преподобного Серафима до сих пор так любят и почитают? Потому что он не только кого-то учил: «Стяжи дух мирен», но и сам его стяжал. И это чувствовалось – на каждого приходящего изливалась его любовь уже в приветствии «Радость моя!» Вот такому человеку я поверю. И за ним я пойду. Вообще самый востребованный в мировой истории человек – святой.

 

– И к Монархии можно прийти только так – устроением своей жизни по закону Божию?

 

– Конечно! Я сам по натуре человек очень свободолюбивый. И в моих глазах Монархия всегда была формой правления, которая ограничивает, держит в рамках, а демократия ассоциировалась со свободой. Но, наряду с книгой Солоневича, на меня повлияли именно наглядные примеры. Почему-то, общаясь со сторонниками демократических убеждений, я понимал, что с ними, пожалуй, в разведку бы не пошел. А когда познакомился с монархистами, то понял, что вот с такими людьми, наверное, нигде не пропадешь. И поначалу даже сам дивился: как так – по убеждениям я, вроде бы, демократ, а сердце мое тянется к «Царским» людям?!

Но как каждый отдельно взятый человек приходит к предпочтению Монархии? Два лица могут жить одинаково, учиться в одном месте, читать одни и те же книги, а в итоге один станет монархистом, другой – демократом; один – консерватором, другой – реформатором; один – атеистом, другой – верующим. Т. е. тут дело не в эрудиции, не в информации (хотя и это тоже важно), а – в сердце!

Если говорить о возрождении, о реставрации у нас Царской власти, то это станет возможным только тогда, когда Россия будет воцерковленной православной страной. Вот таким людям нужен Монарх. Потому что у них главное дело жизни – спасти душу. Им груз власти, ответственности хочется возложить на законного Божиего правителя: слава Тебе, Господи, что Царь-Батюшка взял этот крест на себя и несет. А нам – мирное и благоденственное житие, и рады мы безмерно. А если человек так не живет, если у него цель – не спасение души, а где-то что-то урвать, кого-то в чем-то превзойти, – то неинтересно такому человеку станет жить при Царе. У него смысл жизни – в этих партийных дебатах и склоках. А принуждать – толку мало, да и какой Царь с такими хулиганами, какие мы сейчас, захочет иметь дело?!

Т. е. надо нам, безусловно, возвращаться тем же путем, которым отошли – сначала утверждаться в Православии, а потом живущие по вере люди обязательно вспомнят и о Монархии. Очень верно сказал отец Роман (Матюшин):

 

Без Бога нация – толпа,

Объединенная пороком.

Или глуха, или слепа,

Иль, что еще страшней, – жестока.

И пусть на трон взойдет любой,

Глаголющий высоким слогом,

Толпа останется толпой,

Пока не обратится к Богу!

 

Беседовала Анастасия Державина

Источник: газета «Православный Крест», № 22 (190)




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |