на главную

Наш ум – страж Божественных учреждений или богоборец?



Празднуем день Архистратига Михаила и прочих Безплотных Сил. Вы теперь, верно, все на Небе, – в хоре Ангелов, умно предстоите Богу и вместе с ними воздаете честь и славу Сидящему на престоле высоце и превознесенне(Ис. 6, 1)... Не возмущу словом моим высокого покоища вашего и не стану низводить вас долу. Пребудьте там. По силе моей и я вознесусь к вам, и займемся вместе размышлением о Небожителях.

Там начало настоящей истории человеческого рода, – знаете ли вы это? – Но хоть и знаете, припомним о том вместе. Невидимый мир лучше видимого, и Ангелы совершеннее человека. Но, как тварям, и им нужно было дать заповедь, чтобы испытать склонение их произволения и утвердить их свободу в добре. Заповедь, как полагать должно, дана им тотчас по сотворении их. Мы не можем определить, в чем она состояла, но была такого свойства, что послужила одним на падение, другим на возвышение... Первый из безплотных не покорился сему распоряжению Царя всяческих. Не видел ли он достаточных оснований к тому, чтоб покориться Богоучрежденному порядку, или ему казалось, что можно учредить иной порядок небожительства, по тому или другому, только он возмутился против Бога и Его воли и увлек за собою третью часть низших Ангелов. Напротив того, Михаил Архангел остался верным, а по его примеру всем существом предались Божественным распоряжениям и прочие Ангелы, за исключением падших. Правосудный Бог низверг сатану с Неба со всеми его приверженцами, употребив орудием к тому Михаила Архангела с другими Ангелами, последовавшими его примеру. Михаил Архангел так и изображается – поражающим сатану, попираемого ногами. С тех пор Михаил Архангел есть страж славы Божией и Божественных учреждений, а сатана – богоборец и досадитель Божий.

Я не буду вам изображать, как отверженный и низверженный сатана увлек к преступлению заповеди Божией первозданных человеков и как чрез них влил яд зла во весь род человеческий и во весь видимый созданный для нас мир. Это все вы знаете. Хочу только из сказанного сделать одно самое простое применение к нам самим, не безполезное для нас при настоящем, начинающем преобладать вокруг нас духе.

Сойдите теперь с Неба и войдите внутрь себя. И у нас есть равноангельская сила – ум, царь в голове, как говорят... И сей царь бывает в нас и для нас или Михаил Архангел – страж славы Божией и Божественных учреждений, или сатана – богоборец и возмутитель. Поясню вам коротко, как это и когда.

Ум наш законно называется – царь в голове, только он есть царь не независимый. Ради него мы и разумною тварью именуемся; но не он – источник нашей действительной разумности. Бог создал его способным узнавать истину, но не дал ему силы самому открывать и уразумевать всякую истину. Полнота всякой истины и всякого ведения – в Боге. Наш разум должен учиться уже у Него... Так Бог его создал, так и действовал в отношении к нему... Прямо по создании является ему, беседует с ним, жилище ему учреждает, заповедь дает и прочее. Итак, назначение нашего разума, или воля Божия, на естество его наложенная, есть, чтоб он учился истине у Бога; принимал смиренно истины, свыше сообщаемые, или вседушно покорялся Богооткровенному учению и всей открытой нам воле Божией. Разум, покоряющийся сей напечатленной в существе его заповеди Божией, хранящий ее и защищающий, – есть Михаил Архангел; а разум кичливый и в кичении своем отвергающий откровение Божие и проповедующий: не нужно мне откровение Божие, сам все хочу знать и сам все узнаю, такой разум – есть сатана-богоборец.

Бог действительно открыл нам волю Свою и даровал нам спасительные учреждения в Церкви в пособие и руководство нам, падшим, на пути в Царствие Небесное. Коротко все это можно изобразить так: Бог, в Троице поклоняемый, – Отец, Сын и Святый Дух, – все сотворивший словом и о всем по частям промышляющий, спасает нас, падших и погибающих, в Господе Иисусе Христе благодатию Святаго Духа, подаваемою чрез Таинства, под руководством и охранением Святой Церкви, обещая нескончаемо-блаженную жизнь по смерти всем покоряющимся Его воле и грозя вечными муками непокоривым. Тут все Богооткровенное учение, или вся воля Божия о нас! Разум должен покориться всему сему учению, смиренно принять его все и напечатлеть в себе, чтоб оно составляло, так сказать, его самого, стало в ряд его внутренних неизменных начал, – и это не только в такой общности, как здесь представлено, но и во всех подробностях, или во всех частностях. Разум, действительно так поступающий, напитавший себя сими истинами, ими проникнутый, дорожащий ими и за них ратующий, не щадя сил, – есть Михаил Архангел – страж славы Божией и блюститель Божественных учреждений. Напротив, разум, восстающий против сего Богоучрежденного порядка ведения и жизни, хранимого в Церкви Божией, и не только не покоряющийся ему, но и стремящийся совсем уничтожить его, – есть сатана-богоборец и возмутитель. Предложу вам несколько образчиков сатанинства в уме.

Бог говорит о Себе, что Он троичен в лицах – Отец, Сын и Святый Дух; так исповедует и разум богопокорный и защищает сию истину. Разум-богоборец поперечит сему и, напротив, учит, что или нет Бога, или, если есть, то Он единичен, а не троичен, и живет Сам в Себе, не занимаясь миром. Так проповедует иной разум, – и хочет поставить на своем, – и за это он есть сатана.

Бог говорит, что мир сотворен словом Его из ничего в шесть дней. Так исповедует и разум богопокорный и защищает сию истину. А разум-богоборец противится сему: мир, говорит, сам собою сотворился и устроился, и хочет поставить на своем, – такой есть сатана.

Бог говорит, что Он о всем до малости промышляет и творит в мире, что хочет. Так исповедует и богопокорный разум и защищает сию истину. А разум богоборный говорит, что нет промышления Божия и что все строится само собою по законам, положенным в естестве вещей, которых и Сам Бог преодолеть не может. Так говорит и хочет поставить на своем, – и за это он есть сатана.

Бог говорит, что человек пал и по падении спасается Господом Иисусом Христом во Святой Церкви и прочее. Так исповедует и разум богопокорный и защищает сию истину. А разум богоборный ничего такого признавать не хочет, не верит ни падению, ни воплощению, ни Богочеловечеству, ни Искуплению, ни Святой Церкви, ни Святым Таинствам, ничему святому, ни даже будущей жизни и воздаянию; не верит и других хочет увлечь в неверие и богопротивление, – и за это он есть сатана.

Не продолжаю более... Довольно и этих примеров, чтоб мы могли различить сатану от Ангела светла.

И простите, что я в нынешний светлый Ангельский день омрачил и озловонил души ваши напоминанием о таких смрадных внушениях сатанинских. Сделал сие для того, чтоб вас не сбил кто с пути, прикрываясь светлым титлом разумности и вооружаясь мнимыми правами разума. Твердо уверьтесь, что разум всегда есть ученик: или ученик Божий, – и тогда приемлет искренно все Богооткровенное учение, содержимое Церковью, или ученик сатанин, – и тогда он с яростью восстает против всего устроения нашего спасения. Напрасно разум кичит и кричит: я сам все знаю, я знаю иначе, по моим понятиям не так выходит и прочее. Это сатана учит его так напыщаться и под сим напыщением прикрывает свою отвратительную личность. А разум и в самом деле думает, что он что-нибудь значит, и начинает шириться, против всего восставать и все разрушать, и не подозревая, что служит орудием сатаны. Ибо только и есть – Божий порядок и сатанин безпорядок... Где нет Божия, там сатанинское. Так вот по этим признакам различайте духи – кто они, и всякого называйте своим именем, не боясь ошибки или преувеличения.

Не подумайте, что я кого-нибудь из вас подозреваю в таком худом настроении ума. Нет. Питаю в себе уверенность, что все нынешний день светло празднующие в честь Михаила Архангела и прочих Безплотных Сил имеют и ум Архангельский, т. е. совершенно преданный Богооткровенной истине и Богоучрежденному порядку спасения. Но осмотритесь! Вы живете в обществе, многое видите, многое слышите. Нередко, может быть, видимое и слышимое прямо носит печать богоборства. Не смущайтесь тем и не колеблитесь в истине. Из того, что ложь и богохульство явно стали возвышать голос свой, не следует, что истина перестала быть истиною, и верность Богу потеряла свою цену. Нет. Это Бог дает вам случай показать свою Ему верность и засвидетельствовать твердость убеждения вашего в истине. Стойте и вслед за Михаилом Архангелом боритесь за порядок Божий и в себе, и в других. Не смущайтесь успехом зла, тем, что растет богоборство и расширяет свою область. Скорбите о погибели увлекшихся и увлекающихся, но не бойтесь за истину и целительность Божиих учреждений. Пусть мы сотнями будем считать верных Богу, а богоборцы своих – миллионами. И тогда Богоспасительное нисколько не умалится в силе, верности и непреложности, как богоборное – в пагубности. Мы и при этом так же верно спасемся, как те верно погибнут. Помните Лота, не погибшего в Содоме и Гоморре. Не говорите с огорчением: зачем так, зачем истина покрывается безславием и подвергается нападению гласному? Господь крепче нашего любит Свое добро, видит успех злобы, – и, однако ж, молчит. Покоримся Его изволению. А другое дело – одно мановение Его, – и все тучи рассеиваются, и воссияет во всем величии свет Солнца Правды. Будет ли так? Единому Богу ведомо!.. Не наше дело указывать лучшее всеведущему Промыслителю. Что могло бы быть – мы еще можем гадать; но что лучше из могущего быть – куда нам-то уразуметь?! Воинства Небесные все наготове стать за Бога и Его порядки. Но если Бог не повелит им действовать, – пред их глазами свяжут самую истину, предадут суду и осудят, когда так нужно. Не скорбеть, конечно, нельзя; но омрачаться скорбью до колебания в истине – преступно. Помните мучеников. Их не одним голым словом хотели поколебать – и, однако ж, не успели. Мужайтесь же и запасайтесь мужеством на будущее, испрашивая у Архистратига Небесных Воинств и сил, и умения стоять вседушно за Богоучрежденный порядок нашего спасения, хотя бы ради того надлежало потерять нам все. Аминь.

 

Святитель Феофан Затворник

Произнесено 8 ноября 1860 года

Небесный покров над нами. М., 1996.




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |