на главную

Каноническое учение Православной Церкви о Таинстве Брака

Святая, Соборная и Апостольская Церковь с первых веков осуждала браки православных христиан с еретиками, иноверцами и язычниками и считала их незаконными, если случайно они были заключаемы. Церковное законодательство, начиная с IV века, строго запрещало православным вступать в смешанные браки. Первое каноническое предписание о воспрещении брака с еретиками принято на Лаодикийском Поместном Соборе 343 года (31 пр.).

Святым Отцам Шестого Вселенского Собора было угодно подтвердить прежнюю церковную практику по этому вопросу. Правило 72-е, принятое ими, гласит: «Недостойно мужу православному с женою еретическою браком совокупляться, ни православной жене с мужем еретиком сочетаваться. Если же усмотрено будет нечто таковое, соделанное кем-либо: брак почитать не твердым, и незаконное сожитие расторгать. Ибо не подабает смешивать несмешаемое, ни совокуплять с овцою волка, и с частью Христовою жребий грешников. Если же кто постановленное нами преступит: да будет отлучен. Но если некоторые, будучи еще в неверии, и не быв причтены к стаду православных, сочеталися между собою законным браком: потом один из них избрав благое, прибегнул ко свету истины, а другой остался во узах заблуждения, не желая воззреть на Божественные лучи, и если при том неверной жене угодно сожительствовать с мужем верным, или напротив мужу неверному с женою верною: то да не разлучаются, по Божественному Апостолу: святится муж неверен от жены, и святится жена неверная от мужа».

Авторитетный толкователь канонов епископ Никодим (Милош), разъясняя данное правило пишет: «На основании этого (72) трулльского и др. параллельных правил, каноническое учение православной церкви о смешанных браках заключается в следующем: 1) смешанные браки православных христиан с иноверными особами, в частности же с язычниками, иудеями и еретиками, строго воспрещены церковью; 2) смешанный брак допускается лишь в такой форме, когда в браке, заключенном вне Православной Церкви, т.е. в нехристианской или еретической религиозной общине, один из супругов примет православную веру, притом, когда иноверный супруг выразит желание остаться в браке с супругом, принявшим православие; 3) дети, родившиеся от такого смешанного брака, должны быть во всяком случае крещены и воспитаны в Христианской, Православной вере; 4) если же иноверный супруг не пожелает остаться в браке с обращенною в христианство особою, тогда брак разводится и православному супругу дозволяется вступить в новый брак с православной особой; и 5) допускается православной особе вступить в брак с неправославной особой, если эта неправославная особа обещает принять Православную веру и тотчас это обещание и исполнит. Это — строго каноническое учение Православной Церкви по этому предмету; и как это учение имело силу в течение всех веков Православной Церкви, так оно и должно оставаться в силе и ныне и всегда».

Между тем, в наше апостасийное время некоторые пастыри и архипастыри пытаются пересмотреть вековые установления Церкви. Так, по информации СМИ, 3-4 октября 2011 года в Берлине состоялось совместное пастырское совещание двух епархий Русской Церкви в Германии. В совещании приняли участие три иерарха ― правящий архиерей Германской епархии Русской Зарубежной Церкви архиепископ Марк, правящий архиерей Берлинской епархии Московского Патриархата архиепископ Феофан и викарий Германской епархии Русской Зарубежной Церкви епископ Штутгартский Агапит. На совещании присутствовали 80 священнослужителей.

Профессор Московской духовной академии протоиерей Владислав Цыпин прочел доклад о нормах церковного права «Каноны и их роль в жизни Церкви». Во второй день совещания, после Божественной литургии в Покровском храме, протоиерей Владислав Цыпин продолжил тему предыдущего дня, выступив с докладом «Канонические вопросы, связанные с таинством брака и семейной жизнью». Последовала оживленная дискуссия. В соответствии с практикой обеих епархий была оговорена возможность совершения венчаний с инославными.

«При обсуждении вопросов, связанных с таинством брака и инославных или гражданских форм узаконения супружеской жизни, - говорится в резолюции пастырского совещания Русской Православной Церкви в Германии ― Берлинской епархии Московского Патриархата и Германской епархии Русской Зарубежной Церкви, - выявилось неоднозначное восприятие этих форм. Это вызвало озабоченность части присутствующих на собрании, пожелавших внести большую ясность в теорию и практику подхода к вопросу не только брака, а и признания таинств, совершаемых и признаваемых как действительных, но вне Православной Церкви».

 

Редакция «ДХ»




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


<
anatoly

1 ноября 2011 18:38

Информация
Очень туманные формулировки в документе, хотелось бы поподробнее...
<
feodor

1 ноября 2011 18:38

Информация
"
Признания таинств, совершаемых и признаваемых как действительных, но вне Православной Церкви"
Что такое? Разве вне Православной Церкви могут быть какие-то ТАИНСТВА
???
<
alexandr

1 ноября 2011 18:41

Информация
У иноверцев и еретиков нет таинств
<
Stalker

1 ноября 2011 18:42

Информация
Это, возможно, от митрополита Илариона. Он же ратует за то, что мы принимаем католиков в сущем сане, откуда делает вывод, что у них таинства действительны
<
alexandr

1 ноября 2011 18:57

Информация
Католиков надо перекрещивать. Ведь у них же нет благодати, о каких таинствах может быть речь? Об этом Киприан Карфагенский пишет и др. Св. Отцы.
<
irisha

1 ноября 2011 18:57

Информация
Венчаться с иноверцем можно только в том случае, если он принимает Православие

 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |