на главную

СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ: Семейная жизнь – корень жизни государственной


Семья рыбинского купца Л. Л. Попенова. Фото начала ХХ века


Предлагаемое вниманию читателей святоотеческое Слово тематически охватывает сразу три праздника: день памяти автора, святителя Филарета, памятную дату воцарения выдающегося Русского Государя Николая I Павловича и праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы – наиболее яркое свидетельство благочестия Ее праведных родителей.

 

И возращу тя зело зело, и положу тя в народы, и цapиe из тебе изыдут.

(Быт. 17, 6)

 

Если день природы неодушевленной может нечто говорить внимательному, как некто подслушал и свидетельствовал, что день дни отрыгает глагол (Пс. 18, 3), – то не больше ли внятно и обильно должен говорить день человеческий, ознаменованный особенными действиями Провидения Божия или воспоминаниями о них.

Какое слово может обнять все, что нынешний день говорит уму и сердцу Россиянина? Он говорит, во-первых, о том за 14 лет бывшем дне, в который Бог в сердце приснопамятного Александра (I, Императора, брата и предшественника на Престоле Николая I, – примеч. ред.) и в его заветную хартию положил мысль о царствовании Николая как преимущественно желанном и благонадежном для России; потом, о другом дне, от которого начинаются двенадцатилетние, до ныне, опыты, удостоверяющие, что в завете Александра заключалось предусмотрительное и благотворное для Poccии определение Божиих судеб. В царствовании, полном деятельности, день дни отрыгает глаголЦарских подвигов, подъемлемых и совершаемых в войне и мире, в законодательстве и правосудии, в усовершении устройства разных родов общественной службы, званий и состояний, в покровительствовании и распространении просвещения и благотворения, в превозможении трудностей, в отвращении опасностей, в умножении плодов народного благоденствия в настоящее время, в сеянии новых семян общественного блага на будущие времена, – и естественно, что нынешний Царственный день особенно полон отголосками столь многоразличных глаголов Царской славы.

Впрочем, когда вижу, что день сей собрал вас, верные и избранные чада России, привел во храм, поставил пред алтарем, – то с утешением о вас заключаю, что день уже изглаголал в сердца ваши свою проповедь и что вы уже приняли его поучение, которое в том наипаче и состоит, чтобы принести Богу славу, благодарение и молитву за Царя, Богом дарованного, царствующего под осенением Провидения Божия.

После сего не так уже трудно служителю слова договаривать нечто из глаголов Царского дня, в назидание сынов Царствия.

Зрелище Царского благословенного семейства, которым в сие время наслаждается сия столица, представляет нам, Россияне, среди высоких доблестей Царских, в столь же возвышенном свете доблести семейственные. Доблести Царские суть достояние собственно Царево, – доблести семейственные могут и должны быть общим достоянием Царя и народа. Провидение, являя семейственные доблести на высоте Престола, не говорит ли чрез сие народу, что и в них есть возвышенное достоинство, что и они нужны и важны, и столько же достойны поревнования, сколько доступны подвигу?

Семейство древнее Государства. Человек, супруг, супруга, отец, сын, матерь, дщерь, и свойственные сим наименованиям должности и добродетели существовали прежде, нежели семейство разрослось в народ и образовалось Государство. Посему жизнь семейственная в отношении к жизни государственной есть некоторым образом корень дерева. Чтобы дерево зеленело, цвело и приносило плод, надобно, чтобы корень был крепок и приносил дереву чистый сок. Так, чтобы жизнь государственная сильно и правильно развивалась, процветала образованностию, приносила плод общественного благоденствия, – для сего надобно, чтобы жизнь семейственная была крепка благословенною любовию супружескою, священною властию родительскою, детскою почтительностию и послушанием и чтобы, вследствие того, из чистых стихий жизни семейственной естественно возникали столь же чистые начала жизни государственной; чтобы с почтением к родителю родилось и росло благоговение к Государю, чтобы любовь детища к матери была предыгранием любви к Отечеству, чтобы простодушное послушание домашнее приготовляло и руководствовало к самоотвержению и самозабвению в повиновении законам и священной власти Самодержца, действующей непосредственно или чрез начальства, от него поставленные.

Из семейств составляется Государство, и члены семейств образуются в члены великого состава государственного. Хотя сила общей жизни тела может, больше или меньше, исправлять частные недостатки и повреждения в здравии членов, – но, без сомнения, полнее и совершеннее может она проявлять себя в движениях членов здравых и неповрежденных. Так, хотя власть государственная может исправлять частные недостатки и пороки жизни семейственной, – но тем еще лучше для Государства, чем менее нужны сии исправления, чем более здравых членов семейство представляет в распоряжение Государства, чем вернее приготовлена и сбережена домашняя честность и доброта к употреблению в подвиги и добродетели на поприще жизни общественной.

Итак, да помыслят отцы и начальники семейств, что если они, по выражению Апостольскому, дом свой добре правят (см.: 1 Тим. 3, 4); если в своем комнатном владычестве правильно и верно действуют рассудительно употребляемою властию, опытным словом, добрым примером; если содержат своих домашних в порядке и послушании, вселяют в них страх Божий, любовь к ближним, верность к Государю и Отечеству, бдительным смотрением охраняют их нравы, – то, кроме того, что исполняют чрез сие долг, возлагаемый природою, а следственно и ее Создателем, что готовят сами себе плоды семейных утешений, – кроме сего, таковым действованием они совершают и в пользу Государства служение, которого благие последствия могут простираться даже до потомства.

Я сказал, что последствия доблестей семейственных могут простираться даже до потомства, – и как не могу показать ceго в будущем потомстве, которого мы не видим; то, дабы оправдать сказанное, по необходимости должен обратиться к предкам и потомкам, бывшим прежде нас.

Авраам был благочестивый и добрый отец семейства, почти только начинающегося, когда Бог явился ему и дал следующее обещание: Возращу тя зело зело, и положу тя в народы, и царие из тебе изыдут (Быт. 17, 6). Провещание, много сказывающее в немногих словах!

Надобно вспомнить, что сие было за многие веки до того, как Бог в избранном народе Своем учредил Царское достоинство и освятил оное Собственным избранием и помазанием. Примечайте же, как рано Господь помышляет о Царях; как ясно дает разуметь, что учреждение Царя есть дело Его вечного предопределения; как высоко ценит достоинство Царя, когда преимущество быть родоначальником Царей предоставляет в награду столь избранной доблести, как Авраамова.

Но какая то была доблесть, которая приобрела Аврааму столь великое и обширное потомственное обетование: Возращу тя зело зело, и положу тя в народы? – Еще не та единственная доблесть самоотвержения, с каким он, по воле Божией, готов был единородного сына своего принести в жертву; ибо сие было уже после; но не столь безпримерная доблесть мужа непорочного, упражняющегося в домашнем благочестии, дом свой добре правящего, с пожертвованием собственных выгод охраняющего домашний мир и родственное согласие (см.: Там же, 13), с опасностию собственною готового на избавление присных от бедствия (см.: Там же, 14). Итак, Авраам в сем случае представляет образ доблести семейственной; а Божие к нему провещание – образ потомственно благих последствий такой доблести.

Чтобы показать важность семейственных должностей и добродетелей и для подчиненных членов семейства, довольно указать на один пример, сильнейший самого закона; потому что это пример Законодателя, покоряющегося закону. Когда юного Ииcyca преблагословенная Матерь Его и мнимый отец нашли во храме в собеседовании о предметах духовной мудрости и жаловались, что Он оставил их, – тогда Он дал было им на cиe такой ответ, которым, по-видимому, разрешал Себя от закона покорности земным родителям; потому что занимался делом Отца Своего Небесного. Что яко искаста Мене? Не веста ли, яко в тех, яже Отца Моего, достоит быти Ми? Но что же потом? Несмотря на столь высокое право, смиренно преклонил Он выю под иго заповеди, повелевающей чтить отца и матерь: И сниде с нима, и прииде в Haзарет: и бе повинуяся има (Лк. 2, 49, 51). Так важен долг повиновения семейственного, что единородный Сын Божий отсрочил Свое вступление в дело Божие, чтоб исполнить сей долг пред земною Материю и даже пред одним именем отца, которое носил Иосиф до благовременного открытия тайны не имеющего отца на земле, и чтобы Своим примером вновь освятить обязанности и возвысить добродетели жизни семейственной.

Если сии размышления и примеры слышавшими вспомнятся по возвращении в семейства; если некоторых предохранят от невнимания к обязанностям семейственным; если внимательных сделают ревностнее, ревностных утешат, – то малое слово сие награждено будет немалым плодом. Аминь.

 

Святитель Филарет Московский

Произнесено 20 ноября 1837 года

Филарет Московский, святитель. Меч духовный. М., 2017. С. 518–522.




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |