Начало ХХ века явило нам примеры не только неудачных и удачных революций, но успешного противостояния им, в том числе и со стороны православного духовенства. И, безусловно, ярчайшим образцом в этом отношении служит священномученик Гермоген (Долганев), на тот момент епископ Саратовский и Царицынский.
Но прежде чем говорить о борьбе святителя Гермогена с революцией или, как бы выразились в советское время, о его контрреволюционной деятельности, необходимо хотя бы кратко обрисовать, что представляла собой в то время Саратовская губерния.
«Саратовская губерния была одною из обширнейших губерний в Империи, – пишет в своих воспоминаниях бывший Саратовский губернатор сенатор П. П. Стремоухов. – С севера на юг она тянулась около 700 верст, a в ширину раскинулась на 400. Я полагаю, что площадью она была немногим меньше Бельгии и, во всяком случае, больше какого-нибудь Вюртенберга. Чтобы охарактеризовать размеры губернии, скажу, что на севере ее, в Кузнецком уезде, водились лоси и глухари и росла клюква, a на юге, в Царицынских степях, бродили сайги (род антилоп) и дрофы, вызревал чудесный виноград и пахали на верблюдах. Со своими изгибами Волга протекала по губернии около 800 верст. Население губернии достигало почти четырех миллионов; в губернском городе – 250000, a в Царицыне – 150000 человек. В преобладающей массе население было великорусское; в Хвалынском уезде проживали татары, кое-где была мордва, a в Камышинском уезде расположились обширные немецкие колонии; кое-где были вкраплены немногие станицы Астраханского казачьего войска. Промышленность в губернии была развита менее значительно, а подавляющая часть населения занималась земледелием» (Стремоухов П. П. Моя борьба с епископом Гермогеном и Илиодором. Берлин, 1925. С. 19).
В религиозном отношении губерния оказалась очень сложной. Наряду с Православием, здесь были представлены многие религиозные направления, течения и секты. Наиболее многочисленными из этих групп являлись раскольники-старообрядцы различных толков, молокане и штундисты. В Хвалынском уезде располагался неформальный религиозный центр мирового старообрядчества – Иргизские и Черемшанские монастыри и скиты. Штунда процветала в немецких колониях. Глубокие корни дало и молоканство, причем еще в начале XIX века. При этом все названные секты не ограничивались исполнением своих обрядов, но и вели активную прозелитическую деятельность по совращению православных русских людей, как-либо соприкасавшихся с ними.
Неудивительно, что революционная пропаганда нашла в Саратовской губернии для себя благоприятную почву. Она проникла не только в светские учебные заведения, но охватила и Саратовскую духовную семинарию, в которой периодически вспыхивали безпорядки и забастовки. Активное участие в революционной работе приняли старообрядцы, а также иудейская община города.
Таким образом, условия служения в Саратове и губернии были очень сложными, а в период революционных брожений – архисложными. Несмотря на это, преосвященный Гермоген не растерялся, а встретил начало безпорядков в духовном всеоружии.
В конце 1904 года он первый в России из епархиальных архиереев основал православно-патриотическую газету «Братский листок», которая к январским событиям 1905 года выходила уже регулярно. Им было реформировано и официальное епархиальное издание «Саратовские епархиальные ведомости». «Братский листок» представлял читателям статьи религиозно-нравственного и православно-монархического содержания. «Епархиальные ведомости», наряду с официальными отчетами, также стали помещать материалы, по содержанию близкие к тематике «Братского листка». Имея в своем распоряжении два печатных издания, преосвященный Гермоген сразу же вступил в информационное сражение с местными газетами левого, революционного направления. Причем, хотя последних было больше, однако не всегда они одерживали верх в этих информационных баталиях.
«Насколько ненавистен был этот орган врагам Церкви и государства в смутное, тяжелое для России, революционное время, – писал позже один из сотрудников архипастыря, – видно из того, что все типографии г. Саратова в те годы отказались печатать „Братский листок", будучи захвачены революционными силами и частью запуганы революционными бандами. Можно без всякого преувеличения сказать, что этот орган сослужил в Саратовской епархии огромную службу в деле борьбы с революционною бурею смутного времени, обличая отступников веры и предателей Отечества и утверждая в преданности вере Церкви, Царю и Отечеству людей благонамеренных» (Священник К[онстантин]. Леонидов. Десятилетие служения в святительском сане преосвященнейшего Гермогена, епископа Саратовского и Царицынского, в Саратовской епархии // Братский листок. 1911. № 10).
Однако информационной составляющей борьба преосвященного Гермогена с революцией не ограничилась. Во время смуты он предпринял подвиг сугубого служения и моления, а также усилил свою миссионерскую проповедническую деятельность. «Во время безпорядков в г. Саратове преосвященнейший Гермоген, епископ Саратовский и Царицынский, проявил необыкновенную энергию в деле отрезвления мятущегося духом народа, – писал в середине 1905 года один из авторов «Епархиальных ведомостей». – Не зная устали, пренебрегая своею болезнию и крайним переутомлением от напряженного труда, Владыка едва не каждый день совершал торжественные Богослужения и произносил речи, часто пламенные, вдохновенные, проникнутые любовью к Церкви, Царю и Оотечеству, сильно действующие на многочисленных слушателей, жаждущих выслушать слово своего архипастыря. В речах своих Владыка старался выяснить народу истинный смысл и значение происходящих событий и чрез то умиротворить волнующееся население г. Саратова. В своих речах Владыка горячо упрашивал и умолял народ действовать на подстрекателей к возмущению мерами увещания, вразумления; когда же эти меры не приносят пользы, то следует с печалию отходить от возмущателей общественного спокойствия, не слушать их злонамеренных речей и молить Господа о вразумлении этих врагов Церкви и Отечества. Мер же насилия, избиения, кровавой расправы и чего-либо подобного ни в каком случае не должно употреблять по отношению к подстрекателям» (Пр. Р. Деятельность преосвященнейшего Гермогена, епископа Саратовского и Царицынского, и градского Саратовского духовенства в тяжелое время народных волнений // Саратовские епархиальные ведомости. 1905. № 10. С. 534–535).
Действуя против революционных агитаторов тем же способом, что и они, Владыка благословил во время своих служений безплатно раздавать прихожанам листки и газеты православно-патриотического содержания. «За каждым Богослужением, по распоряжению Владыки, раздавались листки религиозно-нравственного содержания а также некоторые номера „Братского листка", направленные против волнений в Русской земле и проливающие истинный свет на текущие события современной жизни. За богослужениями вечерними, а иногда и Литургиею, было одушевленное стройное общее пение всех присутствующих, что весьма много содействовало поднятию религиозного духа (Там же. С. 535).
Демонстрациям революционных погромщиков архипастырь противопоставил Крестные ходы. «Особенно благотворное и неотразимое влияние производили на умиротворение неспокойной толпы Крестные ходы из одной церкви в другую, – продолжает тот же автор. – Православное население города Саратова словесно и письменно усердно просило Владыку совершать эти Крестные ходы. Во исполнение сердечного желания народа и для умиротворения мятущегося народного духа Крестные ходы совершены были пять раз и расположены были так, что постепенно охватили весь город как в центральной его части, так и по окраинам. Крестные ходы привлекали к себе громаднейшее стечение молящихся, раз от разу увеличивающееся. В преднесении чтимых всем Саратовом икон, а также хоругвей и других икон медленно двигалось по улицам, иногда главным в городе, духовенство в блестящих облачениях. Множество молящихся, одушевленно воспевающих священные песнопения, сопровождало Крестный ход. Это величественное шествие встречал сам архипастырь во главе с духовенством и в сопровождении множества народа, ремесленников и рабочих. День, обыкновенно, склонялся к вечеру; погода всегда стояла чудная, и это усугубляло впечатление от торжественного шествия, получалось неотразимое, неизгладимое и чарующее впечатление. Все, видевшие эти Крестные ходы и участвующие в них, не находят достаточно слов для выражения своего восторга а также благодарности преосвященнейшему Гермогену, доставившему возможность отрешиться от обыденной жизни и получить истинное духовное утешение и наслаждение» (Там же).
Большое внимание преосвященный Гермоген уделял и саратовским рабочим. «В видах умиротворения рабочего класса, по инициативе Владыки, неоднократно собирались рабочие для решения вопросов, относящихся к удовлетворению их религиозных и патриотических чувств и желаний. Собрания рабочих в присутствии Владыки были очень многочисленны. На этих собраниях, между прочим, решено выстроить особый храм, в котором рабочие могли бы удовлетворять свои религиозные потребности и который принадлежал бы рабочим. На одном из таких собраний был прочитан адрес на имя Государя Императора от разных сословий города Саратова, помещенный в 11 номере„Братскаго листка"» (Там же. С. 535–536).
Святителю подражало и подчиненное ему духовенство. «Саратовское городское духовенство, воодушевляясь примером архипастыря, также работало, сколько хватало сил и уменья, делу умиротворения волнующегося населения города Саратова. Во всех градских церквах ежедневно совершались вечерни с молебным пением, на которых возносились молитвы о прекращены крамолы. На этих вечерних богослужениях все молящиеся пели, произносились поучения с призывом к мирной деятельности и отвращению от смут, раздавались книжки и листки религиозно-нравственного содержания» (Там же, С. 536).
Под влиянием бесед и выступлений Владыки в городе возник отдел «Союза Русского Народа» – наиболее многочисленной православно-монархической организации дореволюционной России, стоявшей за Веру, Царя и Отечество. Однако в 1907 году, когда в Союз начали приниматься не только члены Православной Церкви, Владыка основал «Всероссийское братство Союза Русского Народа», чей устав полностью совпадал с уставом СРН, кроме одного пункта – в братстве могли состоять лишь православные верующие.
В заключение обзора православно-патриотической работы священномученика Гермогена Тобольского в годы первой антирусской революции автор статьи в «Саратовских епархиальных ведомостях» пишет: «Можно с уверенностию сказать, что не будь энергичной и плодотворной деятельности саратовского духовенства, во главе с досточтимым, неутомимым и самоотверженным архипастырем, так сравнительно быстро и легко не успокоилось бы молящееся разноплеменное население Саратова, столь впечатлительное ко всем волнениям и еще не вполне забывшее духа и традиций когда то свирепствовавшей в низовьях Волги вольницы, шаек Стеньки Разина и Пугачева. Предпринятые Владыкою совместно с духовенством меры нравственного воздействия на народную массу скоро дали самые благотворные результаты. Народ при самом начале волнений и забастовок без особого труда разобрался в окружающей действительности, уразумел, где находится истинное его счастье, скоро отрезвился и обратился к мирному труду. В Саратове, как в Баку и других городах, можно было ожидать самых плачевных результатов народных волнений, но все обошлось сравнительно мирно; острый характер волнений скоро уничтожился, и нормальная жизнь города скоро вошла в свои права. Всем этим население Саратова в весьма значительной степени обязано энергии, предприимчивости и усиленнейшим трудам Владыки Гермогена. Благословение Божие видимо почивало на всей неутомимой и безпримерной деятельности архипастыря в деле умиротворения народного духа и волнений народных» (Пр. Р. Деятельность преосвященнейшего Гермогена.... С. 536).
Мы же со своей стороны подытожим: в 1905–1907-х годах в Саратовской губернии священномученик Гермоген одержал победу в борьбе за умы и сердца рабочих и крестьян, сумев преодолеть смуту. Для Саратовской епархии он сделал то же, что тезоименитый ему Московский святитель Патриарх Ермоген для всей России и Русской Церкви в годы Смутного времени начала XVII века. А если бы преосвященный Гермоген занимал не Саратовскую, а Петербургскую кафедру, то, как знать, не пришлось ли бы революционерам еще несколько десятилетий выжидать удобного момента для государственного переворота?..
Александр Ефремов
Мученическая кончина Святителя Гермогена