на главную

СВЯТОЙ ЧЕРНОСОТЕНЕЦ: Православно-патриотическая деятельность сщмч. Гермогена Тобольского в годы первой антирусской революции

Начало ХХ века явило нам примеры не только неудачных и удачных революций, но успешного противостояния им, в том числе и со стороны православного духовенства. И, безусловно, ярчайшим образцом в этом отношении служит священномученик Гермоген (Долганев), на тот момент епископ Саратовский и Царицынский.

Но прежде чем говорить о борьбе святителя Гермогена с революцией или, как бы выразились в советское время, о его контрреволюционной деятельности, необходимо хотя бы кратко обрисовать, что представляла собой в то время Саратовская губерния.

«Саратовская губерния была одною из обширнейших губерний в Империи, – пишет в своих воспоминаниях бывший Саратовский губернатор сенатор П. П. Стремоухов. – С севера на юг она тянулась около 700 верст, a в ширину раскинулась на 400. Я полагаю, что площадью она была немногим меньше Бельгии и, во всяком случае, больше какого-нибудь Вюртенберга. Чтобы охарактеризовать размеры губернии, скажу, что на севере ее, в Кузнецком уезде, водились лоси и глухари и росла клюква, a на юге, в Царицынских степях, бродили сайги (род антилоп) и дрофы, вызревал чудесный виноград и пахали на верблюдах. Со своими изгибами Волга протекала по губернии около 800 верст. Население губернии достигало почти четырех миллионов; в губернском городе 250000, a в Царицыне 150000 человек. В преобладающей массе население было великорусское; в Хвалынском уезде проживали татары, кое-где была мордва, a в Камышинском уезде расположились обширные немецкие колонии; кое-где были вкраплены немногие станицы Астраханского казачьего войска. Промышленность в губернии была развита менее значительно, а подавляющая часть населения занималась земледелием» (Стремоухов П. П. Моя борьба с епископом Гермогеном и Илиодором. Берлин, 1925. С. 19).

В религиозном отношении губерния оказалась очень сложной. Наряду с Православием, здесь были представлены многие религиозные направления, течения и секты. Наиболее многочисленными из этих групп являлись раскольники-старообрядцы различных толков, молокане и штундисты. В Хвалынском уезде располагался неформальный религиозный центр мирового старообрядчества – Иргизские и Черемшанские монастыри и скиты. Штунда процветала в немецких колониях. Глубокие корни дало и молоканство, причем еще в начале XIX века. При этом все названные секты не ограничивались исполнением своих обрядов, но и вели активную прозелитическую деятельность по совращению православных русских людей, как-либо соприкасавшихся с ними.

Неудивительно, что революционная пропаганда нашла в Саратовской губернии для себя благоприятную почву. Она проникла не только в светские учебные заведения, но охватила и Саратовскую духовную семинарию, в которой периодически вспыхивали безпорядки и забастовки. Активное участие в революционной работе приняли старообрядцы, а также иудейская община города.

Таким образом, условия служения в Саратове и губернии были очень сложными, а в период революционных брожений – архисложными. Несмотря на это, преосвященный Гермоген не растерялся, а встретил начало безпорядков в духовном всеоружии.

В конце 1904 года он первый в России из епархиальных архиереев основал православно-патриотическую газету «Братский листок», которая к январским событиям 1905 года выходила уже регулярно. Им было реформировано и официальное епархиальное издание «Саратовские епархиальные ведомости». «Братский листок» представлял читателям статьи религиозно-нравственного и православно-монархического содержания. «Епархиальные ведомости», наряду с официальными отчетами, также стали помещать материалы, по содержанию близкие к тематике «Братского листка». Имея в своем распоряжении два печатных издания, преосвященный Гермоген сразу же вступил в информационное сражение с местными газетами левого, революционного направления. Причем, хотя последних было больше, однако не всегда они одерживали верх в этих информационных баталиях.

«Насколько ненавистен был этот орган врагам Церкви и государства в смутное, тяжелое для России, революционное время, – писал позже один из сотрудников архипастыря, – видно из того, что все типографии г. Саратова в те годы отказались печатать „Братский листок", будучи захвачены революционными силами и частью запуганы революционными бандами. Можно без всякого преувеличения сказать, что этот орган сослужил в Саратовской епархии огромную службу в деле борьбы с революционною бурею смутного времени, обличая отступников веры и предателей Отечества и утверждая в преданности вере Церкви, Царю и Отечеству людей благонамеренных» (Священник К[онстантин]. Леонидов. Десятилетие служения в святительском сане преосвященнейшего Гермогена, епископа Саратовского и Царицынского, в Саратовской епархии // Братский листок. 1911. № 10).

Однако информационной составляющей борьба преосвященного Гермогена с революцией не ограничилась. Во время смуты он предпринял подвиг сугубого служения и моления, а также усилил свою миссионерскую проповедническую деятельность. «Во время безпорядков в г. Саратове преосвященнейший Гермоген, епископ Саратовский и Царицынский, проявил необыкновенную энергию в деле отрезвления мятущегося духом народа, – писал в середине 1905 года один из авторов «Епархиальных ведомостей». – Не зная устали, пренебрегая своею болезнию и крайним переутомлением от напряженного труда, Владыка едва не каждый день совершал торжественные Богослужения и произносил речи, часто пламенные, вдохновенные, проникнутые любовью к Церкви, Царю и Оотечеству, сильно действующие на многочисленных слушателей, жаждущих выслушать слово своего архипастыря. В речах своих Владыка старался выяснить народу истинный смысл и значение происходящих событий и чрез то умиротворить волнующееся население г. Саратова. В своих речах Владыка горячо упрашивал и умолял народ действовать на подстрекателей к возмущению мерами увещания, вразумления; когда же эти меры не приносят пользы, то следует с печалию отходить от возмущателей общественного спокойствия, не слушать их злонамеренных речей и молить Господа о вразумлении этих врагов Церкви и Отечества. Мер же насилия, избиения, кровавой расправы и чего-либо подобного ни в каком случае не должно употреблять по отношению к подстрекателям» (Пр. Р. Деятельность преосвященнейшего Гермогена, епископа Саратовского и Царицынского, и градского Саратовского духовенства в тяжелое время народных волнений // Саратовские епархиальные ведомости. 1905. № 10. С. 534–535).

Действуя против революционных агитаторов тем же способом, что и они, Владыка благословил во время своих служений безплатно раздавать прихожанам листки и газеты православно-патриотического содержания. «За каждым Богослужением, по распоряжению Владыки, раздавались листки религиозно-нравственного содержания а также некоторые номера „Братского листка", направленные против волнений в Русской земле и проливающие истинный свет на текущие события современной жизни. За богослужениями вечерними, а иногда и Литургиею, было одушевленное стройное общее пение всех присутствующих, что весьма много содействовало поднятию религиозного духа (Там же. С. 535).

Демонстрациям революционных погромщиков архипастырь противопоставил Крестные ходы. «Особенно благотворное и неотразимое влияние производили на умиротворение неспокойной толпы Крестные ходы из одной церкви в другую, – продолжает тот же автор. – Православное население города Саратова словесно и письменно усердно просило Владыку совершать эти Крестные ходы. Во исполнение сердечного желания народа и для умиротворения мятущегося народного духа Крестные ходы совершены были пять раз и расположены были так, что постепенно охватили весь город как в центральной его части, так и по окраинам. Крестные ходы привлекали к себе громаднейшее стечение молящихся, раз от разу увеличивающееся. В преднесении чтимых всем Саратовом икон, а также хоругвей и других икон медленно двигалось по улицам, иногда главным в городе, духовенство в блестящих облачениях. Множество молящихся, одушевленно воспевающих священные песнопения, сопровождало Крестный ход. Это величественное шествие встречал сам архипастырь во главе с духовенством и в сопровождении множества народа, ремесленников и рабочих. День, обыкновенно, склонялся к вечеру; погода всегда стояла чудная, и это усугубляло впечатление от торжественного шествия, получалось неотразимое, неизгладимое и чарующее впечатление. Все, видевшие эти Крестные ходы и участвующие в них, не находят достаточно слов для выражения своего восторга а также благодарности преосвященнейшему Гермогену, доставившему возможность отрешиться от обыденной жизни и получить истинное духовное утешение и наслаждение» (Там же).

Большое внимание преосвященный Гермоген уделял и саратовским рабочим. «В видах умиротворения рабочего класса, по инициативе Владыки, неоднократно собирались рабочие для решения вопросов, относящихся к удовлетворению их религиозных и патриотических чувств и желаний. Собрания рабочих в присутствии Владыки были очень многочисленны. На этих собраниях, между прочим, решено выстроить особый храм, в котором рабочие могли бы удовлетворять свои религиозные потребности и который принадлежал бы рабочим. На одном из таких собраний был прочитан адрес на имя Государя Императора от разных сословий города Саратова, помещенный в 11 номере„Братскаго листка"» (Там же. С. 535–536).

Святителю подражало и подчиненное ему духовенство. «Саратовское городское духовенство, воодушевляясь примером архипастыря, также работало, сколько хватало сил и уменья, делу умиротворения волнующегося населения города Саратова. Во всех градских церквах ежедневно совершались вечерни с молебным пением, на которых возносились молитвы о прекращены крамолы. На этих вечерних богослужениях все молящиеся пели, произносились поучения с призывом к мирной деятельности и отвращению от смут, раздавались книжки и листки религиозно-нравственного содержания» (Там же, С. 536).

Под влиянием бесед и выступлений Владыки в городе возник отдел «Союза Русского Народа» – наиболее многочисленной православно-монархической организации дореволюционной России, стоявшей за Веру, Царя и Отечество. Однако в 1907 году, когда в Союз начали приниматься не только члены Православной Церкви, Владыка основал «Всероссийское братство Союза Русского Народа», чей устав полностью совпадал с уставом СРН, кроме одного пункта – в братстве могли состоять лишь православные верующие.

В заключение обзора православно-патриотической работы священномученика Гермогена Тобольского в годы первой антирусской революции автор статьи в «Саратовских епархиальных ведомостях» пишет: «Можно с уверенностию сказать, что не будь энергичной и плодотворной деятельности саратовского духовенства, во главе с досточтимым, неутомимым и самоотверженным архипастырем, так сравнительно быстро и легко не успокоилось бы молящееся разноплеменное население Саратова, столь впечатлительное ко всем волнениям и еще не вполне забывшее духа и традиций когда то свирепствовавшей в низовьях Волги вольницы, шаек Стеньки Разина и Пугачева. Предпринятые Владыкою совместно с духовенством меры нравственного воздействия на народную массу скоро дали самые благотворные результаты. Народ при самом начале волнений и забастовок без особого труда разобрался в окружающей действительности, уразумел, где находится истинное его счастье, скоро отрезвился и обратился к мирному труду. В Саратове, как в Баку и других городах, можно было ожидать самых плачевных результатов народных волнений, но все обошлось сравнительно мирно; острый характер волнений скоро уничтожился, и нормальная жизнь города скоро вошла в свои права. Всем этим население Саратова в весьма значительной степени обязано энергии, предприимчивости и усиленнейшим трудам Владыки Гермогена. Благословение Божие видимо почивало на всей неутомимой и безпримерной деятельности архипастыря в деле умиротворения народного духа и волнений народных» (Пр. Р. Деятельность преосвященнейшего Гермогена.... С. 536).

Мы же со своей стороны подытожим: в 1905–1907-х годах в Саратовской губернии священномученик Гермоген одержал победу в борьбе за умы и сердца рабочих и крестьян, сумев преодолеть смуту. Для Саратовской епархии он сделал то же, что тезоименитый ему Московский святитель Патриарх Ермоген для всей России и Русской Церкви в годы Смутного времени начала XVII века. А если бы преосвященный Гермоген занимал не Саратовскую, а Петербургскую кафедру, то, как знать, не пришлось ли бы революционерам еще несколько десятилетий выжидать удобного момента для государственного переворота?..


Александр Ефремов



Мученическая кончина Святителя Гермогена




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |