на главную

«Подарок» Ленина и масонов: Календарная реформа в России и Церквах


Петровская реформа 1700 г., изменившая начало отсчета летосчисления – от Рождества Христова (а не от Сотворения мира) – тем не менее оставила в силе юлианский календарь. Помимо своего гармоничного и духовного превосходства над григорианским, он служил некоторым дополнительным барьером для слияния России с западным христианско-апостасийным миром.

Однако уже в XIX столетии в торговых и политических связях с зарубежьем часть российского общества и чиновничества стала поддаваться «общеевропейской норме» григорианского календаря; новый стиль наряду со старым начал применяться в международных отношениях и в деловой переписке соответствующих ведомств.

В 1830 г.С.-Петербургская академия наук выступила с предложением о введении в России нового стиля в целях удобства сношений с культурной Европой. Тогдашний министр народного просвещения князь К. А. Ливен в своем докладе Государю Николаю Iоценил предложенную реформу календаря как дело «недолжное, могущее произвести нежелательные волнения и смущения умов... выгоды от перемены календаря весьма маловажны, почти ничтожны, а неудобства и затруднения неизбежны и велики». Государь начертал на докладе:«Замечания князя Ливена совершенно справедливы».

Но «прогрессивная» научная и чиновничья общественность пеклась о календарной «точности» и не оставляла попыток календарного единения с Западом. В 1899 г. при Русском астрономическом обществе для этого была создана комиссия из представителей многих научных учреждений и правительственных ведомств. К счастью, противодействие консервативных сил в правительстве и Святейшего Синода Русской Православной Церкви не позволило Комиссии осуществить свои планы.

Императорская Академия наук продолжала настаивать на реформе и создала собственную календарную комиссию. Государь разрешил ее деятельность, но предписал принять во внимание соображения бывшего министра князя Ливена. Мудрый обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев еще более решительно воспротивился этой идее и похоронил ее.

Сразу после Октябрьского переворота на одном из первых заседаний Совнаркома 16 (29) ноября 1917 г. большевики решили заменить «мракобесно-черносотенный» календарь на «прогрессивный». Декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря» был принят на заседании правительства 24 января (6 февраля) 1918 г. и подписан Лениным – «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени». Декретом предписывалось следующий день после 31 января 1918 г. считать не 1-м, а 14-м февраля и т. д. А на переходный период до 1 июля 1918 г. разрешалось после даты по новому стилю в скобках проставлять и по старому.

Православные Церкви хранили единство в борьбе с календарной реформой до 1923 года. Решение о переходе на новый стиль было принято на совещании в Константинополе, созванном в 1923 г. «прогрессивным» патриархом Мелетием, который был масоном. На совещании отсутствовали представители Русской, Болгарской, Сербской и Иерусалимской Церквей, прочие были представлены очень малым числом модернистки настроенных деятелей. В качестве нового календаря навязывался компромиссный вариант григорианского – так называемый «новоюлианский» календарь, предложенный югославским астрономом М. Миланковичем. В нем, как и в григорианском календаре, также нарушена периодичность смены простых и високосных годов, а до 2800 г. оба календаря полностью совпадают. При этом Церкви, принявшие новоюлианский календарь, в виде компромисса сохранили пасхалию, основанную на юлианском календаре; непереходящие же праздники стали отмечаться по григорианским датам.

Нужно признать, что такой компромиссный календарь вносит нестроения в богослужебную жизнь, влечет нарушение установлений Церкви о праздниках и постах. Так, в некоторые годы (при поздней Пасхе) значительно сокращается, а то и вовсе исчезает Апостольский пост, иногда он выпадает на дни, запрещенные для поста в богослужебной практике. Как и в григорианском календаре, полностью изменились дни памяти святых, а следовательно, и дни Ангела православных христиан. Введение нового календаря вызвало большую смуту и раскол в православных странах, разделило христиан на «старостильников» и «новостильников», став таким образом серьезным масонским ударом по Церкви.

Русская Православная Церковь до сих пор хранит прежний гармоничный православный календарь. Попытка в 1923 г. перейти на новый церковный календарь не увенчалась успехом: народные протесты побудили Патриарха Тихонаотказаться от навязанного обновленцами и большевиками новшества.

К нашему времени юлианский календарь, связанный с решениями Вселенского Собора о праздновании Пасхи, в мире сохраняют Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская Церкви, афонские монастыри, и а также приходы в иных Поместных Православных Церквах.

Выдающийся богослов нашего времени святитель Серафим (Соболев) по поводу нового стиля отмечал: «Как порождение католичества и явление противоцерковное, новый стиль, кроме смуты, ничего не может дать Православной Церкви. Так он был истолкован с самого начала своего появления его первыми противниками, Константинопольским Патриархом Иеремией II и созванным им в 1583 году Поместным Константинопольским Собором. Таким разлагающим началом и весьма вредною католическою пропагандою для жизни Православных Церквей новый стиль остается и доселе. Поэтому принятие нами, вопреки воле Святой Церкви, нового стиля, хотя бы и в компромиссной форме, может привести нас только к тому, что мы сами будем содействовать возникновению в нашей церковной жизни смут и нестроений, в силу чего будем своими собственными руками разрушать авторитет Святой Православной Церкви.

Таким образом, как мы становимся на путь тяжкого греха непослушания Церкви принятием нового стиля всецело, через отвержение святых канонических правил, так точно мы становимся на этот путь непослушания и принятием нового стиля при смешанном календаре, через отвержение требований „Типикона"».


Елена Строгова, по материалам интернет-СМИ




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |