на главную

СВЯТОЙ ЧЕРНОСОТЕНЕЦ ПРМЧ. ИОАСАФ (ШАХОВ): «Я призван защищать веру и Помазанника Божия – Царя»

Прмч. Иоасаф. Тюремное фото


Преподобномученик Иоасаф родился в 1870 году, в селе Ильинском Ярославского уезда Ярославской губернии, в семье крестьянина Ивана Шахова, и в Крещении был наречен Николаем. Окончив церковноприходскую школу, он решил выбрать путь жизни воина Христова: в 1896 году пришел в Николо-Пешношский монастырь Московской губернии, и 30 мая 1898 года был зачислен в братию.

В 1904 году началась Русско-японская война, и настоятель монастыря игумен Савва благословил послушника Николая ехать на фронт, чтобы ратным подвигом послужить Церкви и Родине. На фронте будущий преподобномученик пробыл рядовым полтора года. После заключения мира с Японией он вернулся в обитель и 12 ноября 1906 года был пострижен в монашество с именем Иоасаф. 18 ноября 1907 года состоялось его рукоположение во иеродиакона, а 8 августа 1910 года – во иеромонаха.

Грянувшая Первая мировая война потребовала формирования новых войсковых частей. Каждой части был необходим войсковой священник, и многие из числа монашествующих в качестве таковых пожелали добровольно отправиться в район боевых действий. В 1915 году и иеромонаха Иоасафа настоятель Николо-Пешношского монастыря игумен Иувеналий командировал на германский фронт священником 461-го полка. Есть сведения, что отцы Иувеналий и Иоасаф принимали участие в монархическом движении того времени, и потому игумен благословил: «Иди и защищай Царя и Отечество!» И свою горячую веру, любовь к Родине и Государю преподобномученик пронес сквозь все годы войны. Он не скрывался от опасности, а вместе с паствой – солдатами – ходил в бой, выносил с поля боя раненых, исповедовал и причащал их, погребал убитых.

Весной 1917 года большевистская пропаганда, разложившая к этому времени тыловые части армии, достигла и окопов, и солдаты все чаще стали спрашивать отца Иоасафа: «Батя, когда же кончится война? Кому она нужна? Долго ли мы будем страдать?» И священник отвечал так, как повелевал ему голос совести и долг православного пастыря: «Мы страдаем за одно общее дело, это прежде всего – за веру! Во-вторых – за Царя! И в-третьих – за наше Отечество! Его мы должны защищать, не щадя своей крови».

Для таких обращений тогда нужно было иметь немалый авторитет и мужество. Так, например, протоиерею Иоанну Голубеву, 25 лет служившему войсковым священником и теперь пытавшемуся вдохновить солдат на ратный подвиг, бойцы кричали: «Воевать хочешь – бери винтовку и воюй! Ты нам лучше расскажи, как разделить панскую землю, чтобы всем было поровну…» Едва избежал самосуда и расстрела и священноисповедник протоиерей Роман Медведь, возглавлявший военное духовенство Черноморского флота. Известны и трагические примеры. 19 декабря 1917 года был расстрелян севастопольский священник Михаил Чефранов, которого обвинили в том, что он причащал матросов, осужденных революционерами на смерть.
Иеромонах Иоасаф находился на фронте до лета 1917 года, когда монастырское начальство отозвало его в обитель. Несмотря на происшедшие в стране перемены, монастырь просуществовал еще десять лет и батюшка подвизался в нем до 1928 года, пока воинствующие безбожники не разогнали братию. После этого он приехал в город Коломну с намерением поступить в Голутвинский монастырь, но тамошний настоятель архимандрит Никон, зная, что дни обители сочтены, посоветовал ему служить на приходе.

Викарий Московской епархии епископ Егорьевский Павел (Гальковский) направил отца Иоасафа в храм Живоначальной Троицы в село Поповку Коломенского района Московской области. К его приходу относилось 30 деревень. Ревностный пастырь сразу увидел всю плачевность здешнего состояния дел – в районе проживало много сектантов, которым не оказывалось ни малейшего противодействия со стороны православных. И в то время, когда безбожное государство безпощадно преследовало Православную Церковь, иеромонах Иоасаф энергично взялся за миссионерскую деятельность, стараясь просветить заблудших. Его труды не были напрасными – люди отходили от сект и возвращались к истинной вере. В этом приходе батюшка прослужил десять лет. В 1930 году он был возведен в сан игумена.

8 марта 1938 года преподобномученика арестовали и отправили в коломенскую тюрьму. Сохранилось следующее свидетельство об обстоятельствах его задержания: «Накануне ареста отец Иосаф раздал все богослужебные книги своим прихожанам. За батюшкой приехали на лошади, запряженной в телегу. Красноармейцы накинули ему на шею веревку с петлей, другой конец привязали к задку телеги. Так уводили батюшку в последний путь через все село пешком, а было ему 68 лет. Все жители вышли из домов и стояли по обе стороны дороги, провожая своего пастыря. Отец Иосаф был спокоен и полон величия, благословляя свой народ крестным знамением. И так до околицы, пока не скрылся с глаз, не расходился народ».

На допросах иеромонах твердо заявил, что не может быть солидарен с советской властью «по долгу присяги». Он признался: «Мне очень не нравится эмблема соввласти – „серп и молот", и я мечтаю, чтобы вместо ненавистной этой эмблемы был бы образ Спасителя. Я призван защищать веру и Помазанника Божия – Царя, и этому не изменю в своей жизни...»

«Вы изобличаетесь в том, что неоднократно призывали колхозников к защите веры», – сказал следователь. – «Да, – ответил священник, – я требовал от верующих, чтобы они ходили в церковь, молились Богу и защищали от поругания веру». – «Следствием установлено, что вы в проповеди на праздник Рождества Христова высказали мысль о пришествии Христа, Который поведет борьбу с врагами». – «Да, в моей проповеди было сказано о Втором Пришествии Христовом, и я говорил верующим, что им нужно быть готовыми встретить Христа. И в этой связи я напоминал им о Страшном Суде…»

13 марта тройка НКВД приговорила отца Иоасафа (Шахова) к расстрелу, и он был перевезен в Таганскую тюрьму в Москве. Приговор привели в исполнение 22 марта 1938 года, после чего преподобномученика погребли в безвестной общей могиле на подмосковном полигоне Бутово.


Молебен у креста на месте разрушенной церкви в с. Октябрьском, где служил прмч. Иоасаф


Послужной список Николо-Пешношского монастыря за 1916 гласит: «Иеромонах Иоасаф, 47 лет, из крестьян, обучался чтению и письму...» В графе «Каких качеств» – «Поведения очень хорошего, способен и усерден».

...В 58 лет иеромонах Иоасаф оказался за воротами монастыря в бушующем житейском море. Но человек, смотрящий и с тюремной фотографии бодро и спокойно, не растерялся. И как верный раб своего Владыки Господа Иисуса Христа вышел «на жатву» и вернул в лоно Церкви заблудившихся в расколе «овец».

И хотя батюшку расстреляли, храм разрушили, село Поповку переименовали в поселок Октябрьский, и даже речка Поповка стала называться Неверкой, но его имя не забыто. Он прославлен в лике святых, и 21 ноября 2005 года на месте разрушенной церкви в бывшей Поповке воздвигли и освятили крест и памятный знак. Инициатор, местный житель Александр, не только обозначил святое место, но и сделал памятную надпись. А образ святого преподобномученика Иоасафа в медальоне ныне украшает придел преподобного Мефодия в храме Пешношского монастыря.

Земной путь монаха Николо-Пешношского монастыря игумена Иоасафа завершился 22 марта, когда Православная Церковь празднует память сорока Севастийских мучеников. В тропаре этим святым есть слова, отражающие и его подвиг: «Страстотерпцы всечестнии, воини Христовы четыредесяте, твердии оружницы, сквозе бо огнь и воду проидосте и Ангелом сограждане бысте, с нимиже молитеся Христу о иже верою хвалящих вас…»

 

Подготовила Ксения Миронова

Источники:

1. Ананьева Т.Преподобномученик Иоасаф (Шахов) // Сайт «Николо-Пешношский монастырь». URL: http:// peshnosha.ru/index.php/menu-faces/173-2010-09-03.
2. Дамаскин (Орловский), игум. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Март. Тверь, 2006.
3. Кострюков А. А. Скорби «строевого капитана» (военное духовенство в предреволюционную эпоху) // Материалы Международной научной конференции «1917-й: Церковь и судьбы России. К 90-летию Поместного Собора и избрания Патриарха Тихона». М., 2008.
4. Куклев Ю. М. Краткий обзор истории Николо-Пешношского монастыря в период с XIX века по 2010 год. М., 2016.


Источник: http://pkrest.ru




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |