на главную

СИТУАЦИЯ В СЕРБСКОЙ ЦЕРКВИ: Уничтожается последнее, что объединяло сербов как народ

Собор святого Саввы и памятник ему в Белграде


В Сербской Церкви осуществляется попытка грубого попрания принципов святосавского духа общесербского единства и православной соборности.

Слухи о нестроениях в Сербской Церкви оказались, увы, вовсе не «газетной уткой», действительно, православный народ в Сербии крайне болезненно реагирует на попытки продавливания нового устава СПЦ. Вот что он в себя включает.

– Новое официальное название Сербской Православной Церкви будет звучать как «Сербская Православнамя Церковь – Печская Патриархия».

– Процедура избрания Сербского Патриарха будет существенно упрощена. Отныне она не будет включать в себя прежнюю практику проведения «апостольского жребия», когда выбирался и открывался один из трех конвертов, содержащих имена кандидатов.

– Предстоятель Сербской Православной Церкви будет избираться тайным голосованием. Избранным будет считаться иерарх, за которого проголосует большинство в две трети голосов епископов.

– Патриархи будут избираться в Печской Патриархии. Кроме того, как возможные места проведения выборов Предстоятеля Сербской Православной Церкви указаны Белград и Сремски Карловцы.

– Важным новшеством станет и то, что избранный кандидат в Патриархи будет называться «Архиепископом Печским, митрополитом Белградским и Карловацким и Патриархом Сербских и Приморских земель».

– Кроме того, согласно новому Уставу Сербской Православной Церкви, существующие 13 ее епархий станут митрополиями.

– Новая редакция конституции Сербской Православной Церкви, скорее всего, будет принята на собрании высшего органа церковного управления – Освященном Соборе, который состоится в середине мая этого года.

– Работа над новой редакцией церковного устава началась в 2012 году с создания комиссии по пересмотру существующей Конституции Сербской Православной Церкви, которую возглавил митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий.

– Изменения в официальном названии Сербской Православной Церкви объясняются стремлением укрепить связь с ее историческим центром – Печской Патриархией, а также с Косово и Метохией как важнейшей частью ее юрисдикции.

Итак, согласно букве и духу нового Устава, в Сербской Церкви осуществляется резкая децентрализация. Одним из следствий этой децентрализации станет то, что вместо единой СПЦ будет иметь место «конфедерация» поместных митрополий. Предлагаем расшифровку беседы помощника главного редактора «Русской народной линии» Павла Тихомирова с переводчиком и издателем Ранко Гойковичем.

 

Ранко, как полагаешь, каковы причины того, что ситуация с попыткой продавливания нового Устава СПЦ превратилась в какой-то «медийный скандал»?

– Во-первых, по всей вероятности, наши «партнеры» не просто торопятся, а прямо-таки суетятся. Как по вопросу Косова, так и по вопросу кардинальных изменений устава СПЦ. Изменение Устава СПЦ указывает на то, что под давлением сербских управленцев, служащих своим нанимателям, происходит какое-то внеплановое ускорение процессов.

 

Но Его Святейшество противостоит давлению?

– Да, впечатление такое, что Патриарх – насколько хватает сил – пытается противостоять давлению.

 

Что он мог бы предпринять в складывающейся ситуации?

– Я не дерзнул бы давать советов «космического масштаба», но полагаю, что если бы его Святейшество открыто обратился к пастве, то в народе он обрел бы огромную поддержку.

Новый Устав СПЦ превращает единую Сербскую Церковь в конфедерацию поместных митрополий, на смену Святосавской идеологии приходит разновидность уранополитизма.

Конечно, обезкураживает продавливание «десербизации» СПЦ. Конечно, в Царствии Небесном «несть ни эллина, ни иудея», но мы же живем в реальном мире. И именно специфический святосавский дух Сербского Православия позволил сербам состояться как народу, выжить в условиях давления как со стороны Османской Империи, так и со стороны Ватикана и Габсбургов.

Теперь некоторые высокопоставленные миссионеры вознамерились осуществить «эллинизацию» и «иудаизацию» Сербской Церкви.

А политические деятели даже и «не пытаются делать хорошую мину при плохой игре», но заявляют о якобы складывающихся реалиях.

Реалии таковы, что уничтожается последнее – и самое главное – что объединяло сербский народ, оказавшийся по глупости идеологов югославянства в рассеянии.

Помимо закрепления расщепленного положения есть еще одна опасность. Раздробив единую Сербскую Церковь на множество поместных митрополий, будет разрушена соборность сербского православного народа, ибо в среде энтузиастов изменения Устава находятся люди, исповедующие папистскую модель, отождествляющие Церковь с епископом. Эти митрополии в конечном итоге превратятся в удельные микро-княжества князьков Церкви.

Третье. Хотел бы обратить внимание на упразднение жеребьевки. Конечно, в разных Поместных Церквях существуют различные практики избрания Предстоятеля. Но прямой переход к «парламентаризму» попахивает маловерием и отсутствием упования на Промысл Господний.

 

Ярчайшим примером являются события нашей церковной истории, когда промыслительно был избран Патриарх-исповедник св. Тихон, а архиепископ Антоний, набравший большинство голосов, направил впоследствии свою энергию на организацию русских эмигрантов, спасавшихся от большевицких гонений.

– И Патриарх Павел ведь не набирал большинства голосов. Трудно представить на его месте другого архиерея в те трагические для всего Сербства годы.

В заключение хотелось бы посетовать на то, что люди, которые вознамерились разрушить Святосавскую Церковь, манипулируют святым для каждого православного серба понятием «Печь Патриаршия».

 

Источник: http://www.inform-relig.ru




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |