на главную

Искупление как дело Божественной любви и Божественной правды (Ч. 7)



Продолжение. См.: ч. 1, ч. 2, ч. 3, ч. 4, ч. 5. ч. 6.


Сегодня в трудах некоторых православных богословов наблюдаются попытки размыть основу христианского учения – догмат Искупления.

Вот как вкратце поясняет суть этого явления авторитетный духовный писатель архимандрит Рафаил (Карелин): «В настоящее время модернистические силы, окопавшиеся в Церкви, под видом борьбы за чистоту Православия ведут подрыв основ самого Православия. Для осуществления своих далеко идущих замыслов им надо извратить и переиначить традиционное вероучение, ведущее начало от апостолов, разорвать богословскую преемственность, разрушить догматику, уничтожить образцы веры, утвержденные на Соборах, и на духовном пустыре создать универсальную религию, а на месте взорванной Церкви построить свой пантеон.

Модернисты объявили Церковь „больным организмом", зараженным католическими заблуждениями, и на этом основании требуют лечить ее, т. е. подвергать инъекциям теософии, рационализма и протестантизма, как в недавние времена исповедников Христианства подвергали насильственному лечению психотропными средствами, от которых нормальный человек заболевал. Модернисты осмеивают православные догматы и не стесняются даже глумиться над главным сотериологическим догматом об Искуплении. Эти протестантствующие теологи пытаются представить католицизм как антипод Православия и фрагментарные сходства между католическим и православным богословием интерпретировать как влияние католицизма, которому якобы подвергается Восточная Церковь в течение уже нескольких веков...»

Желая внести свою лепту в защиту традиционного церковного учения об Искуплении, «ПК» публикует перевод статьи болгарского подвижника благочестия, доктора богословия, преподавателя кафедры догматического и обличительного богословия Софийской духовной академии, духовного сына великого поборника истины святителя Серафима (Соболева) – архимандрита Серафима (Алексиева) († 1993).

 

3. СВЯТЫЕ ОТЦЫ И УЧИТЕЛИ ЦЕРКВИ И ИСКУПЛЕНИЕ

 

Правовой элемент Искупления подробно развит у святителя Василия Великого в его толковании на Пс. 48, 7–8. Обстоятельно раскрывая мысль, что никакой человек, даже наиправеднейший, не может дать выкуп ни за своих братьев, ни за свою собственную душу, великий каппадокиец говорит: «Предлагаемое в выкуп должно быть не однородно с порабощенными, но в большей мере превышать их цену <…>. Брат не может искупить брата своего, и каждый человек – сам себя <…>. Но и вообще человек не имеет такой власти и пред Богом, чтобы умилостивлять Его за грешника, потому что и сам повинен греху. <…> Итак, не брата ищи для своего искупления, но Богочеловека Иисуса Христа, Который Един может дать Богу „измену" за всех нас, потому что Его „предположи Бог очищение верою в крови Его" (Рим. 3, 25)» (Homil. in Psalm. 48, 3–4. Migne. P. g. T. 29. Col. 437 С – 440 С).

Блаженный Феодорит глубокомысленно рассуждает, что Бог «не восхотел единою властию даровать нам свободу, одно милосердие вооружить на поработившего себе род человеческий, чтобы милосердия сего не назвал он несправедливым; но пролагает путь, и исполненный человеколюбия, и украшенный правдою» (De providentia. Orat. X. Migne. P. g. T. 83. Col. 747 С). «И как, задолжав, [наше естество] не в силах было заплатить долга, то Сам Владыка премудро примышляет уплату долга и, прияв на себя члены сего естества, как бы имущество какое, в премудром и правдивом домостроительстве и долг уплачивает, и естество освобождает ими» (Op. cit. Col. 753 C).

Преподобный Исидор Пелусиот († ок. 450) учит: «Когда естество человеческое дошло до неистовства, мучительство грехов стало несносно,<…> тогда Бог в цену искупления дал Единородного <…>. Ибо за всех принесена единая и достоинство всех превышающая жертва<…>, чтобы вместе и правда была явлена, и открылся преизбыток благости» (Epistolar, lib. IV. Epist. 100. Migne. P. g. T. 78. Col. 1165 AB).

Эту изначальную мысль о любви и правде как факторах Искупления перенимает и святитель Григорий Палама (1296–1359), чтобы передать ее как драгоценное достояние последующим поколениям. Господь стал Богочеловеком, пишет он, для спасения человеческого рода. «Ибо если бы Он не был Человеком, то невозможно было бы Ему пострадать <…>. Вот почему ради этого Он подверг Себя смерти, которой не был должен, но которой Он подвергся ради нас, дабы нас, подвергнувшихся смерти в силу долга искупить от рабства диаволу и смерти; смерти же, имею в виду, и по духу, и по телу, во времени и в вечности; потому что за нас – повинных по причине греха, – дав в искупление Свою – невинную по причине безгрешности – кровь, Он искупил нас от вины…» (Homil. 16. Migne. P. g. T. 151. Col. 212 ABС).

Великий Русский святой XVIII века святитель Тихон Задонский (1724–1783), непрестанно поучавшийся в творениях Святых Отцов и вполне усвоивший их богословие, также находит в искупительном Христовом деле и любовь, и правду. В частности, о правде он говорит так: Единородный Божий Сын «за нас пострадал и умер, и тем страданием и смертью умилостивил Отца Небесного и нас примирил [с Ним]. Так ту казнь, которой мы повинны были, Он на Себя взял, и так за нас вступился, так нам заслужил отпущение грехов, и через грех последующей вечной казни избавил…» (Творения, издание 6-е. Т. 1. М., 1898. С. 27).

Классически ясно Божия правда и Божия любовь подчеркнуты у святителя Кирилла Иерусалимского (315–386) в следующих его рассуждениях об Искуплении: «Мы были врагами по причине греха; и Бог определил смерть грешнику. Которое же из двух долженствовало быть: по правосудию ли надлежало умертвить, или по человеколюбию нарушить определение? Но примечай премудрость Божию: Он сохранил и истину определения (т. е. правду, – примеч. архим. С.), и силу человеколюбия (т. е. любовь, – примеч. архим. С.). Вознес Христос грехи на теле на древо, да смертию Его мы от грех избывше, правдою поживем (см.: 1 Пет. 2, 24). Немаловажен был умерший за нас; не чувственный был Агнец; не простой был человек; не Ангел только был, но Бог вочеловечившийся. Не столь важно было беззаконие грешников, сколько важна правда умершего за них. Не столько мы согрешили, сколько сделал правды Положивший за нас душу Свою…» (Catech. 13. Cap. 33. Migne. P. g. T. 33. Col. 812 C – 813 A).

Тот же Святой Отец, еще убедительнее доказывая достаточность Христовой удовлетворительной жертвы за всех, учит: «Не удивляйся тому, что мир весь искуплен, ибо Тот, Кто умер за него, не был простой человек, но Сын Божий Единородный. Грех одного человека Адама мог нанести смерть миру. Если же единого прегрешением (см.: Рим. 5, 17) смерть воцарилась в мире, то не паче ли правдою Единого жизнь воцарится? И если тогда за вкушение от древа изгнаны из рая, то не удобнее ли ныне посредством древа Иисусова войдут верующие в рай? Если первосозданный из земли нанес всемирную смерть, то Создавший его из земли не может ли принести Жизни Вечной, Сам будучи Жизнь?» (Op. cit. Cap. 2. Col. 773 A).

Святитель Григорий Нисский, также стремясь проникнуть в тайну Искупления и целительный смысл страданий, подъятых Богочеловеком для нас и вместо нас, учит: Всевышний, «соединившись с принятым Им образом раба и став едино с ним, усвояет немощи раба. И как бывает у нас по связи между членами, если что случится с оконечностью ногтя, то все тело разделяет боль с страждущим членом, т. к. сочувствие проходит по всему телу, – так соединившийся с нашим естеством усвояет и наши немощи, как говорит Исайя: „Той недуги наша прият и болезни понесе" (Мф. 8, 17), подвергшись язвам за нас, чтобы язвою Его мы исцелели (см.: Ис. 53, 4–5); не Божество потерпело язвы, но соединенный с Божеством чрез единение человек, естество которого может быть доступно уязвлению. Совершается же сие для того, чтобы разрушить зло тем же путем, каким оно вошло. Поелику смерть вошла в мир ослушанием [первого] человека, то изгоняется она послушанием второго Человека (см.: Рим. 5, 12–19). Посему [Господь] бывает послушным „даже до смерти" (Флп. 2, 8), чтобы уврачевать послушанием преступлениепреслушания, а воскресением из мертвых уничтожить вошедшую преслушаниемсмерть, ибо воскресение человека от смерти есть уничтожение смерти»(Advers. Apollinar., 21. Migne. P. g. T. 45. Col. 1165 AB).

Святые Отцы поразительно хорошо знали и с благодатным проникновением толковали Священное Писание. Они не могли, будучи верными учениками Божественного Откровения, представлять Искупление иначе, кроме как равнозначным проявлением Божиих любви и правды, потому что Бог есть одновременно и любовь, и правда.

Святитель Василий Великий прекрасно поясняет гармонию этих двух качеств, говоря: «Милость у Него (Бога) не без суда, суд не без милости. Прежде суда любит милость, и после милости приходит на суд. У Него сопряжены между собой милость и суд, чтобы одна милость не произвела в нас расслабления и один суд не довел до отчаяния» (In Psalm. 32, 5. Cap. 3. Migne. P. g. T. 29. Col. 332).

Для всех Святых Отцов Бог есть созвучие совершенств. И действительно, может ли Всевышний быть только правдой без любви или только любовью без правды? Правда без любви будет жестокостью, а любовь без правды – слабостью. А у Бога немыслимы ни жестокость, ни слабохарактерность. Бог действует как всесовершенный одновременно с любовью и с правдой, которые являются лишь двумя сторонами Его неисповедимой святости. У Него немыслимо проявление любви без справедливости и справедливости – без любви, потому что Онблаг и праведен (Пс. 24, 8) одновременно.

Исходя из этих библейских откровений о Боге, Святые Отцы ясно подчеркивали, в согласии со Священным Писанием, домостроительное значение Божией любви и Божией правды в деле Искупления.

Все эти приведенные нами свидетельства Святых Отцов говорят об одном – что в Искуплении уплачен наш долг, удовлетворена за нас Божия правда и явлена непостижимая Божия любовь. Таким образом, наше спасение от греха, проклятия и смерти, согласно Святым Отцам и Учителям Церкви, есть дело Божией безконечной милости и Божией неподкупной справедливости.

 

4. БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ И ИСКУПЛЕНИЕ

 

Богослужебные книги Святой Православной Церкви, согласно удачному определению архиепископа Серафима [Соболева], «выражают собою богооткровенное и святоотеческое учение» (Серафим (Соболев), архиеп. Искажение православной истины в Русской богословской мысли. София, 1943. С. 92).

Что мы встречаем в этих богослужебных книгах? Во многих и многих местах там подчеркивается Божия любовь как фактор Искупления. В одной из богослужебных песен, например, сказано: «Царь сын небесе и земли, Непостижиме, волею распялся еси за человеколюбие» (Октоих, гл. 1, в субботу вечера, стихиры на стиховне). В прекрасном догматике 8-го гласа читаем: «Царь небесный за человеколюбие на земли явися и с человеки поживе» (Октоих, гл. 8, в субботу вечера, Слава на Господи воззвах).

А о Божией правде, также понимаемой как фактор Искупления, находим такие сильные и ясные мысли в «Последовании исходном монахов»: «Ты правда же и освящение нам был еси и душам избавление: Отцу бо привел еси оправданы и избавлены, восприим наше должное запрещение. И ныне молим Тя, преставльшагося упокой в радости и светлости святых, БлагодетелюСпасе наш» (Антифон 4, стихира 3).

Здесь церковный поэт обращается ко Христу со словами: Ты стал для нас правдой и освящением, и избавлением (искуплением) душ наших. Потому что привел нас к Отцу, оправданных и искупленных, взяв на Себя наше долговое запрещение (если переводить свободнее: взяв на Себя наш долг, произошедший от запрещения). И сегодня просим Тебя: упокой преставившегося в радости и светлости святых, Благодетелюи Спасителю наш!

Цитируемая песнь целиком пронизана чистым библейским богословием. Начальные ее слова явно взяты из 1 Кор. 1, 30, где о Христе сказано, что Он бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление. Как Он стал этим для нас, церковным певец объясняет словами, что Христос привел нас Отцу оправданных и искупленных. Эта мысль полностью совпадает с Ин. 14, 2–3, где Спаситель говорит о Себе апостолам, а через них и всем уверовавшим в Него: Иду уготовати место вам: и аще [аще пойду и] уготовлю место вам, паки прииду и поиму вы к Себе, да, идеже есмь Аз и вы будете. Само Искупление, согласно стихире, состояло в том, что Христос взял на Себя наш долг, произошедший от запрещения, т. е. Он уплатил вместо нас наш долг. Что это за долг, о котором намекает песнописец? Явно, что это долг непослушания, которое проявил Адам, не исполнив заповедь не есть плоды запретного древа (см.: Быт. 2, 17). Это наш долг, произошедший от нарушения Божиих запрещений вообще. Этот наш долг не прощался просто так по Божией любви, но взялся от Христа, Который уплатил его ради нас пред Божией правдой. И поскольку Христос оказал нам это великое благодеяние, песнописец называет Его в конце стихиры нашим Благодетелем. Это наименование после предварительного правового обоснования Искупления в стихире является вполне логичным.

В том же «Последовании» далее читаем: «Законом греховным нас порабощенных свободила еси, Владычице, во утробе Законоположителя и Царя Христа заченшая, Едина Мати Дево, Имже оправдаемся, даром же и благодатию; Егоже ныне моли, душы поющих Тя, Богоматерь, учинити в книзе животней…» (Антифон 5, Богородичен).

Здесь мысль совершенно ясна. Мы были порабощены греховным законом, поскольку мы попрали закон Божией правды. Но вот через Святую Деву Марию рождается Законодатель. И что мы видим? Вместо искания от нас удовлетворения Он оправдывает нас даром, по благодати. Да, даром, потому что через Его крестную смерть уже удовлетворена Божия правда. Даром, потому что Законодатель исполнил закон за нас!

Подобные идеи переплетаются и в других церковных песнях. «Законодавца рождшая истиннаго, радуйся Владычице, беззакония всех туне очищающаго» (Канон с акафистом ко Пресвятой Богородице, песнь 4, ст. 4).

Правовой элемент Искупления проглядывает и в следующем ирмосе: «Пришел еси от Девы, не ходатай, ни ангел, но Сам, Господи, воплощся, и спасл еси всего мя человека» (Умилительный канон ко Господу Иисусу Христу, песнь 4, ирмос). Здесь мысль та, что была бы недостаточной жертва, принесенная пред судом Божией правды любым праведным человеком, как ходатаем за своих собратьев, или ангелом. Единственный, Кто мог принести наидостаточную за греховность всего мира жертву, есть Воплотившийся от святой Девы Марии Христос.

А в другой песне читаем: «Избавителю сый едине, цену Твою вдал еси спасительную кровь, и искупил еси плененныя ны, Преблагий, и Твоему Родителю привел еси, убив Крестом, Христе, мучителя» (Октоих, гл. 7, в среду утра. Канон Честному и Животворящему Кресту, песнь 6).

В Октоихе есть много песен, содержание которых непосредственно подчеркивает Божию правду как фактор Искупления. Такова, например, песнь: «Род человеч, порабощен мучителем грехолюбивым, кровию Божественною Христос искупи»(Октоих, ч. 1. М., 1896. Служба 3-го гласа, л. 171).

Не менее ясен правовой элемент Искупления в шестом кондаке акафиста Иисусу Сладчайшему: «Иисусе, <…> с человеки невместимый пожил еси, и болезни наша подъял еси, отнюдуже ранами Твоими мы исцелевше, пети навыкохом: Аллилуиа».

Об удовлетворении Божией правды говорит следующая песнь: «Не устыдися всеблагий Бог плотским обрезанием обрезатися; но даде Самаго Себе образ и начертание всем ко спасению: ибо закона Творец законная исполняет, и пророков проречения, яже о Нем» (Обрезание Господне, 1 января, на Господи воззвах, стихира 2). Правовой элемент здесь содержится в словах: «Закона Творец законная исполняет». Иисус Христос подчиняется закону и, исполняя его, удовлетворяет выраженную в нем Божию правду (см.: Мф. 3, 15).

Требование удовлетворения Божией правды в связи с нашим оправданием – скрытый мотив и следующей песни: «Неправедно зрящи заколение тя, Христе, Рождшая, рыдающи вопияше Ти: Правосуде Сыне, како неправедноосудился еси, хотяй оправдати преступлением осужденыя древле и к тлению поползшияся?» (Октоих, гл. 1, в среду утра. Канон, песнь 4, Крестобогородичен).

Здесь в форме недоуменного вопроса раскрыта глубокая тайна Искупления. Недоумение Святой Девы состоит в следующем: Божий Сын есть праведный Судия, Который имеет право судить людей, с древности справедливо осужденных за преступление Божией заповеди. Но вот сейчас этот праведный Судия, желающий оправдать виновных, несправедливо осуждается. Как возможны пред вечной Божией правдой такие неправды?

Церковь не допустила бы в своих богослужебных песнях эти недоумения, могущие привести к отрицанию всякой Божественной правды, если бы не имела на них определенный ответ. А ответ таков: только через несправедливое осуждение и заколение Невинного, не подлежавшего наказанию, поскольку в Нем не было греха, уплачивается долг справедливо осужденных пред Божией правдой, и этим они оправдываются и спасаются.

Эти мысли Церкви, подразумеваемые здесь, совершенно ясно выражены в Славе праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста. Там читаем: «Придите, вси языцы, благословенному Древу поклонимся, имже бысть вечная правда<…>. Кровию Божиею яд змиев отмывается, и клятва разрушися осуждения праведным судом Праведнаго, неправедным судом Праведнику осуждену бывшу» (Минея, 14 сентября. Слава на Господи воззвах).

Перевод этой песни с небольшими сопутствующими пояснениями убеждает нас в правовом, наряду с этическим,церковном понимании Искупления. Придите, все народы, поклонимся благословенному древу, которым осуществилась вечная правда. Эта Божия правда не терпит пренебрежения, а хочет полного удовлетворения послушанием! Это послушание проявил за непослушных Христос, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя (Флп. 2, 8). Следовательно, крестным древом осуществлена и удовлетворена Божия правда. Уплачен долг должников. Божией кровью отмывается змиев яд греха, и проклятие осуждения, произнесенное справедливым судом Праведного Судии (Бога), отменяется. Как отменилось проклятие, осуждавшее согрешившего человека на смерть? – Тем, что Праведник, т. е. Божий Сын, был осужден несправедливым судом, т. е. был осужден на смерть, не согрешив, не будучи виновным, не подлежа наказанию смерти... Так Он, невинный, пострадав незаслуженно, удовлетворил Божию правду на Кресте («имже бысть вечная правда»), уплатил долг должников и даровал им спасение как благой и человеколюбивый.

Здесь с предельной ясностью проводится правовой взгляд наряду с этическим.

 

Перевод с болгарского языка Анны Самсоновой

Продолжение следует

Источник: pkrest.ru




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |