Любовь к своим ближним, к Отечеству, Родине имели все русские святые. Например - святой благоверный великий князь Александр Невский. Он бы мог, подобно некоторым князьям, поклонившись огню и кусту, получить ханский ярлык, собирать дань со своего народа и платить татаро-монголам, живя припеваючи. Но совесть ему не позволила равнодушно наблюдать, как русские мужчины, женщины и дети томились в татарском плену, и он не щадил своей казны для их выкупа. В момент, когда существование Святой Руси и всего русского народа находилось под угрозой, святой Александр сделал все, чтобы у них было будущее.
Святые воины, на поле Куликовом за веру и Отечество жизнь свою отдавшие, которые канонизированы местно Тульской епархией, также не могли равнодушно взирать на гибель своих родных, близких, на разрушение храмов и монастырей, на поругание святынь. По благословению преподобного Сергия Радонежского с оружием в руках они встали на защиту Родины и увенчались в Царствии Небесном мученическими венцами, как и предводитель их - святой благоверный великий князь Дмитрий Донской.
Преподобный Иосиф Волоцкий, когда на Руси было голодное время, не затворил амбары своего монастыря. Он не говорил: «Я монах, мое дело молиться, не мешайте мне». Вместо этого Преподобный ежедневно питал голодный народ, устроил приют для детей, занимал у князей и бояр денег для пропитания голодающих, чем сподвиг на щедрость великого князя.
Также и святая праведная Иулиания Лазаревская прославилась своим милосердием и помощью ближним во время голода. Она была состоятельная женщина и могла бы безбедно прожить голодные годы, говоря «мне нет дела до этой страны и ее народа». Но ее милующее сердце не терпело такой жестокости, не могло переносить вида страдания своих соотечественников и единоверцев. Потому все свое имение она употребила на помощь голодающим.
Не мог оставаться безучастным и священномученик Ермоген, Патриарх Московский, взирая на гибель Родины и Православия под польской оккупацией еретиков-католиков. Своими грамотами и посланиями он поднял русский народ на освободительную войну, сам приняв от оккупантов мученическую кончину за Бога, православного Царя и Отечество.
Такова же была любовь к Родине и своему народу у русского приходского духовенства. «Перестали понимать русские люди, что такое Русь, - говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский, - она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский».
В наши же дни появилась новая генерация пастырей, не щадящих своего стада, а берегущих свой комфорт и спокойствие. Характерный пример - протоиерей Георгий Митрофанов. 21 сентября в Москве в прокатолическом культурном центре «Покровские ворота» на презентации своей книги он признался, что не любит ни Россию, ни русский народ. «Меня совершенно не интересует судьба той страны, которая называлась Советский Союз, а теперь называется Российской Федерацией» - заявил он.
Михаил Крылов
Иллюстрация: св. Александр Невский. Худ. М. Нестеров