на главную

РЕВАНШ РУССКОГО ДУХА: Помнить и понимать уроки Третьей Отечественной войны

Народ без истории – как ребенок без родителей: и с тем, и с другим можно сделать все что угодно», – изрек известный историк. Главная мысль нижеследующей публикации – непрерывность Русской истории на всем ее протяжении, включая и невероятно трагический, полный катастроф и страшных жертв XX век. Вне зависимости от нашего понимания, исторический процесс един, и даже то, что происходит сейчас, – тоже история. В истории не должно быть пустот и провалов, ибо из нее рождается будущее. Неполная история – причина новых ошибок.

 

ПОКОЛЕНИЕ ИМПЕРИИ

Нельзя не согласиться с американским военным историком Д. Гланцем:«Для того чтобы постепенно складывающаяся новая Красная Армия вышла победительницей после четырех лет безпрецедентной войны, потребовался опаляющий опыт войны и гибель довоенной Красной Армии» (Гланц Д. Колосс поверженный. Красная Армия в 1941 г. М., 2008. С. 119). Костяк ее составляли молодые, рожденные в советское время люди. Теперь на их место стали приходить поколения 35–40-летних мужчин, многие из которых прошли Германскую войну и имели за нее Георгиевские кресты и медали. На советские возрасты (до 26 лет) приходится 40% потерь, а больше половины (60%) на поколения, рожденные и воспитанные в Российской Империи. Постепенно доля дореволюционных возрастов в призывных контингентах возрастала. Призыву подлежали военнообязанные вплоть до 1890–1885 г. р., «герои народного ополчения, добровольцы, израненные в трех войнах» (Поппель Н. К. Впереди – Берлин! М., 2001. С. 145). К тому же, на фото солдат-победителей мы редко видим молодые лица. На нас смотрят зрелые мужчины 35–45 лет. Именно такой солдат освободил свое Отечество, именно он освободил Европу.

Таким образом, с 1941 года начал меняться социальный состав Красной армии. На смену поколениям, воспитанным в советском духе, пришли люди, рожденные и воспитанные в Российской Империи. Само название Великой Отечественной войны для людей начала 40-х годов служило отсылкой к Первой мировой войне, которая в Российской Империи именовалась Второй Отечественной.

Это для них Сталин «воскрешал» образ великих предков (в своих призывных речах), это для них он вводил погоны, для них заигрывал с Церковью. Это им было разрешено неслыханное: носить заслуженные в Первую мировую Георгиевские кресты и медали (с Царским профилем) рядом с советскими наградами.

 

ЗА МАТУШКУ-РОССИЮ

Старшие поколения, вливавшиеся в Красную армию, значительно отличались от предыдущих. Воспитанные при Царе, они умели нести ответственность как за себя, так и за страну. Они прекрасно поняли, какой враг пришел на Русскую землю, и, независимо от отношения к советской власти, были исполнены твердого стремления бить врага. «Думаешь, что все „ура-ура" кричали? В 41-м году моего дядю арестовали. В училище я узнаю, что он погиб где-то на Севере. Мне так обидно стало. Я даже бежать из училища хотел, но потом решил, что кремлевские негодяи приходят и уходят, а Родина все же остается. Меня сильно задевало, что какая-то там немчура дошла до Волги. Как это так?! Надо, как говорится, дать им по рогам. Так что я на фронте Родину защищал, а не советскую власть» (Егоров Д. Н. Июнь 1941. Разгром Западного фронта. М., 2008. С. 222).

Люди интуитивно осознавали, что крах сталинской власти будет крахом государства как такового, что неминуемо приведет к уничтожению России. Народ в своем большинстве нашел в себе мужество и мудрость забыть личные обиды и притеснения, полученные им от советской власти, и пошел воевать за Родину, понимая, что ленины и сталины приходят и уходят, а она, Матушка-Россия, одна на все времена.

Вековые, исконные, родные идеалы Святой Руси возродились в народе с невиданной силой, захватили умы и сердца подавляющего большинства наших солдат и офицеров. Это, кстати, хорошо понял и Сталин, который как-то сказал американскому послу А. Гарриману: «Мы хорошо понимаем, что они[советские люди] воюют не за нас, а за свою Матушку-Россию» (Цит. по: Решетников Л. П. Вернуться в Россию. Третий путь, или Тупики безнадежности. М., 2013. С. 175).

Приход старших поколений способствовал и повышению стойкости войск, с учетом психологического и мировоззренческого факторов. Если советская молодежь, воспитанная в атеистическом духе, была оставлена идеологией один на один с неизбежным страхом смерти в бою, а это тоже увеличивало потери, то солдат Царской армии шел в бой умирать «За веру, Царя и Отечество».



 

РУССКИЙ РЕВАНШ

Можно с уверенностью сказать, что Русский народ заставил советское руководство поменять дух и цели войны. Из схватки двух идеологических тоталитарных систем она превращалась в схватку – пусть и сокрытого под спудом – православного Третьего Рима с оккультным Третьим рейхом. В этом заключается великий подвиг нашего народа и нашей армии. Они заставили коммунистический режим признать Русские ценности (пусть на время и пусть неискренне). Именно благодаря этому война приобрела другой характер, и мы стали побеждать. Оставленный Российской Империей демографический потенциал дал советскому руководству те самые людские ресурсы, которые позволили выдержать удар агрессора, заново создать армию, выстоять и победить. Когда мы говорим о солдатах-победителях 1945 года, мы должны помнить, что большинство из них родилось и получило воспитание в Российской Империи. Это изменение характера войны сразу почувствовал и противник, который увидел в нем смертельную для себя опасность.

В духовном смысле Великая Отечественная война не является каким-то обособленным, исключительным событием в отечественной истории, хотя она и была самой кровопролитной и тяжелой ее страницей. Она неразделимо связана со всем героическим прошлым нашей Родины. Один из бойцов писал жене из-под Сталинграда:«Я часто вспоминаю слова Некрасова, что Русский народ вынесет все, что Господь ни пошлет. Находясь в армии, ясно себе представляешь, что нет на свете той силы, которая смогла бы сломить нашу Русскую силу».

Уничтоженная, казалось, навсегда, Россия, за слова о которой расстреливали, ссылали, сажали в лагеря, внезапно воскресла и ударила по завоевателю. К концу войны от Красной Армии образца 1941 года не осталось и следа. Войну выиграла армия практически Царская, благословляемая Святейшим Патриархом, вдохновляемая «образом наших великих предков».

В форму красноармейца по сути был одет старый Царский солдат, со своими традициями, опытом и умением вести бой. Этот солдат встретился со своим старым врагом- германцем, которого ему не дали добить в далеком 1917 году. Как и 25 лет назад, германец стремился поработить Россию, и поэтому его надо было разбить во что бы то ни стало. А ленины, сталины и прочие становились для этого старого солдата чем-то второстепенным, главное было – разбить врага, и Русский солдат был его, и бил крепко, давая пример молодым безусым паренькам, как надо воевать.


 


ПОБЕДА ДУХА

При этом никакие репрессии вождя и его приспешников (продолжившиеся и в послевоенное время) не могли погасить то пламя религиозного чувства, благодарности Богу за спасение Родины и сохранение собственной жизни, которое вспыхнуло с новой силой в сердцах многих фронтовиков.

Известный общероссийский старец архимандрит Кирилл (в миру Иван Дмитриевич Павлов) пришел к вере в вымершем и выжженном Сталинграде. Среди завалов и трупов он нашел обгоревшую, с оборванной обложкой книгу. Как вспоминал потом сам отец Кирилл: «Стал читать ее и почувствовал что-то такое родное, милое для души. Это было Евангелие. Я нашел для себя такое сокровище, такое утешение!.. До этого такое смущение было: почему война? Почему воюем? Много непонятного было, потому что сплошной атеизм был в стране, ложь, правды не узнаешь… [Теперь] я шел с Евангелием и не боялся. Никогда».

Вернувшись в 1946 году в Москву, он сразу же отправился в Елоховский собор – узнать, как стать священником. О Великой Отечественной войне старец Кирилл говорил: «Эта Великая страшная Отечественная война, конечно, явилась следствием попущения Божия за наше отступление от Бога, за наше моральное, нравственное нарушение закона Божия и за то, что пытались в России покончить с религией, с верой, с Церковью… Господь провидел эти планы, и чтобы не попустить их осуществление, Он попустил войну. Не случайно. И мы видели, что война действительно обратила людей к вере, и правители совсем по-иному отнеслись к Церкви» («Я шел с Евангелием и не боялся…» URL: https://https://azbyka.ru/propovedi/ya-shel-s-evangeliem-i-ne-boyalsya-sxiarximandrit-kirill-pavlov.shtml).

Другой герой Великой Отечественной, прошедший от Москвы до Берлина и ставший подвижником веры Православной, архимандрит Алипий (в миру Иван Михайлович Воронов), в тяжелые годы хрущевских гонений стал наместником Псково-Печерского монастыря. Когда ему принесли бумагу с официальным приказом закрыть монастырь, отец Алипий бросил ее в огонь и предупредил: «У нас две трети братии – фронтовики. Займем круговую оборону!»

Сергей Михайлович Извеков (будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен) был призван на фронт, уже будучи иеромонахом. После окончания командирских курсов он был направлен на передовую. Боевое крещение принял в мае 1942 года на Южном фронте в печально известной Харьковской операции, в ходе которой в окружение попали целые армии, а потери составили 270 тыс. человек. Полк, где воевал будущий Патриарх, находился под ураганным огнем противника. В полку знали, что среди солдат есть иеромонах, и воины, уже не боясь ни прещений партии, ничего, кроме смерти, падали в ноги и просили: «Батя, помолись, куда идти?» У Извекова была спрятана икона Божией Матери, и он слезно молился Ей о спасении. По солдатскому преданию, икона вдруг ожила, и Пречистая указала рукой направление, куда надо идти на прорыв. Так полк спасся из окружения…

9 мая 1945 года Святейший Патриарх Алексий I, обращаясь к пастве, сказал: «Православная Русь, после безпримерных бранных подвигов, после неимоверного напряжения всех сил народа, вставшего как один человек на защиту Родины и не щадившего и самой жизни ради спасения Отечества, ныне предстоит Господу Сил в молитве, благодарно взывая к Самому Источнику побед и мира за Его небесную помощь в годину брани, за радость победы» (Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Слово в День Победы 9 мая 1945 г. // Журнал Московской Патриархии. 1945. № 5).

Это же православное чувство, несмотря на богоборческую власть, охватило победителей в Великой Отечественной войне. 6 мая 1945 года, день святого Георгия Победоносца, совпал с Пасхой Христовой. Народ заполнил немногочисленные храмы России. Молились все: молодые и старые, мужчины и женщины, гражданские и военные: «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ!» В том победном мае эти слова пасхального песнопения звучали с особым смыслом.

Многие фронтовики и труженики тыла тогда видели в победе проявление Божественного чуда. Ведь четыре года назад враг уже стоял на окраине Москвы, в районе Химок. По прямой до Кремля оставалось около 21–22 км. Столицу прикрывали немногочисленные силы красноармейцев, НКВД и милиционеров, большинство номенклатурной и партийной «элит» в панике бежало из города, а немцы не двигались, словно ждали, когда подойдут свежие советские дивизии и нанесут по ним удар.

Это вмешательство Свыше было настолько очевидно, что многие и молитвы вспомнили, и креститься перестали бояться. На передовой, перед лицом смертельной опасности, среди солдат, в большинстве простых крестьянских парнишек, быстро нашлись умельцы, которые из стреляных гильз стали делать православные нательные крестики. Советская власть была вынуждена прекратить жестокие гонения на Церковь, стала выпускать священнослужителей из заключения, открывать храмы и монастыри. Все это явилось свидетельством того, что широкие слои народа всколыхнулись духовно и обратились душой к Богу. Фактически значительная часть нашего народа вышла на прежний, дореволюционный уровень понимания смысла великих событий, сакрального, Божественного смысла.

 

ПОМНИТЬ И ПОНИМАТЬ

Великая Отечественная война – это великое самоотвержение, великая жертвенность, великий героизм. Но сегодня, склоняясь перед великой народной победой, мы должны помнить и ту страшную цену, какой она была оплачена. Из демографической ямы, образовавшейся в результате гибели почти 30 миллионов человек, мы не можем полностью выбраться до сих пор. Ответственность за эти жертвы, прежде всего, лежит на агрессоре, нацистской Германии и ее европейских приспешниках, организаторах и исполнителях геноцида нашего народа. Но мы также не должны забывать и о той высокой степени ответственности, которая лежит на советском руководстве того времени, его преступном отношении к человеческой жизни, присущем большевистско-сталинской государственной машине. Это, конечно, полностью отделяет ее от Русской Православной цивилизации.

Соединяет же с ней наш народ жертвенная любовь к Родине, которую он в целом пронес через весь советский период. Великая Отечественная война доказала, что в народе жива заповедь Спасителя: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13).

Без духовной молитвенной помощи петровских преображенцев, суворовских солдат, героев Бородина, Севастополя, Шипки, Перемышля, без их примера не могло быть и Великой Победы 1945 года.

Не могло ее быть и без молитвенного заступничества Верховного Главнокомандующего Русской Армии во Второй Отечественной войне, преданного и замученного Государя Императора Николая Александровича!

 

Подготовила Анастасия Державина 

По книге: Мультатули П. В., Музафаров А. А.
Великая Отечественная война. Победа духа и традиции. М., 2016.

Источник: http://pkrest.ru




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |