на главную

Реванш за Крит: Патриарх Варфоломей вмешивается в дела Сербской и Русской Церквей


Патриарх Варфоломей


«Преосвященные отцы архиереи, не могу избавиться от впечатления и убеждения, что все это (выше преп. Иустин указывает на нарушения в процессе предсоборных Всеправославных совещаний – примеч. ред.) указывает на тайное желание известных лиц Константинопольской Патриархии: чтобы первая по чести Патриархия в Православии могла навязать свои концепции и свое поведение Православным Автокефальным Церквам и вообще православному миру и православной Диаспоре и санкционировать такое „неопапистское" намерение единым „Вселенским собором". Поэтому первые четыре темы из 10, выбранных для Собора, раскрывают именно стремление Константинополя подчинить себе всю Православную Диаспору – а значит, и весь свет! – и оставить за собой исключительное право давать автокефалию и автономию вообще всем Церквам на свете, как нынешним, так и будущим, и одновременно – порядок и ранг по своему усмотрению».

(Преп. Иустин Сербский. По поводу созыва «Великого Собора Православной Церкви // Православный взгляд на «Восьмой Вселенский собор». М, 2016. С. 70).

 

Эти слова великого сербского богослова ХХ в. преп. Иустина Челийского мы не случайно избрали эпиграфом. Писались они по поводу предсоборных совещаний, подготовительных к т. н. «Всеправославному» собору, состоявшемуся в 2016 г. Собор, замышлявшийся как Всеправославный, т. е. Вселенский, в качестве такового не состоялся, но комплекс проблем, которые те или иные силы пытались решить на нем, остался. В частности, осталась проблема «восточного папизма» или, выражаясь языком преподобного, «желание известных лиц Константинопольской Патриархии: чтобы первая по чести Патриархия в Православии могла навязать свои концепции и свое поведение Православным Автокефальным Церквам и вообще православному миру и православной Диаспоре», а также «стремление Константинополя подчинить себе всю Православную Диаспору… и оставить за собой исключительное право давать автокефалию и автономию вообще всем Церквам на свете, как нынешним, так и будущим».

Эта проблема, на первый взгляд, не касается нас, рядовых православных христиан. Однако уже как минимум один раз мы с ней столкнулись, когда в 2016 г. вплотную подошли к «соборной» реформации нашей Церкви и встали перед пропастью духовной гибели либо от модернистских новшеств, нарушающих чистоту Православной веры, либо от крупнейшего раскола.

На практике это могло выразиться в том, что наше «блегочестивое и мирное житие» с воскресными школами, гимназиями и ежедневными Литургиями, встречами с друзьями в ближайшем храме могли отойти в прошлое, сменившись гонениями для твердых в истине, либо компромиссом со своей совестью, убежденной мириться с явным грехом и отступничеством.

Чудом и милостью Божией нам удалось избежать этой опасности. Однако временная отсрочка – не повод к успокоению. Заглянув в пропасть, мы лишь на шаг отошли от нее. Желание слуг антихриста разрушить ограду Православной Церкви, духовно поглотить ее паству толкает их на конкретные дела в данном направлении, и мы должны их знать, чтобы иметь возможность уберечь себя и близких, по возможности противостоять им или хотя бы молиться.

Нереализованные амбиции Константинопольского Патриарха Варфоломея и вообще той фанариотской группировки, которую он представляет, в постсоборный период подвигли их на ряд шагов, призванных как-либо компенсировать ущерб, нанесенный им отказом Русской Церкви и ряда других Православных Поместных Церквей от участия в Критской саммите – несостоявшемся Всеправославном соборе. Как великий комбинатор, Патриарх Варфоломей инструментом для реализации этой цели избрал вилку из Украинского и Македонского расколов.

 

УКРАИНСКИЙ РАСКОЛ

Сайта «Антимодернизм» излагает историю Филаретовского раскола следующим образом. Архиерейский собор УПЦ 1 ноября 1991 г. единогласно принял решение о полной независимости, то есть автокефалии Украинской Православной Церкви и обратился к Патриарху Алексию II и епископату РПЦ за утверждением этого решения. Позже, на Архиерейском Соборе РПЦ в Москве 2 апреля 1992 г. почти все украинские архиереи отозвали свои подписи, объяснив свое голосование угрозами и давлением со стороны митрополита Киевский и всея Украины Филарета (Денисенко). Также на Соборе были зачитаны обращения и телеграммы от духовенства и мирян Украины с просьбами остановить насильственно насаждаемую автокефалию УПЦ. Заслушав все доводы сторонников и противников автокефалии, Собор перенес рассмотрение вопроса на Поместный собор РПЦ. Филарет дал архипастырское слово подать в отставку. Однако, вернувшись в Киев, он объявил пастве, что не признает обвинений, выдвинутых якобы за его просьбу даровать Украинской Церкви независимость и что он будет возглавлять Украинскую Православную Церковь до конца своих дней, поскольку он «дан Богом украинскому Православию». Священный Синод РПЦ дважды призывал Филарета исполнить данные перед Крестом и Евангелием обещания, но Филарет все обращения игнорировал, заручившись поддержкой некоторых радикально настроенных украинских депутатов и общественных деятелей националистического направления. Тогда Священный Синод РПЦ поручил старейшему по хиротонии архиерею Украины митрополиту Харьковскому Никодиму (Руснаку) созвать Архиерейский Собор Украинской Церкви для решения вопроса дальнейшего служения митрополита Филарета. Он был приглашен на Собор, но данное приглашение проигнорировал, пытаясь оказывать давление на членов Собора.

27 мая 1992 г., под председательством митрополита Харьковского Никодима (Руснака), Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви в Харькове (в составе 18 архиереев) «выразил недоверие митрополиту Филарету (Денисенко) и уволил его с Киевской кафедры <…>, запретил ему священнослужение впредь до решения Архиерейского Собора Матери-Церкви».

Филарет (Денисенко) был извергнут из сана 11 июня 1992г., анафематствован 21 февраля 1997 г. После извержения из сана указу не подчинился и образовал раскольничью структуру т. н. Киевский Патриархат. В 2014 г. Киевский Патриархат выступил против Православия единым фронтом с греко-католиками – униатами, появившимися в результате Брестского собора 1595 г., и некоторые их структуры в настоящее время объединились. В т.н. «автокефальную Украинскую Церковь» они надеются вовлечь также каноническую автономную Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата.

Патриарх Варфоломей, желая оказать давление на Русскую Православную Церковь затеял дружбу с украинскими автокефалистами, обещая поддержать их в стремлении к церковной независимости от Московского Патриархата и обещая им предоставить канонический статус, хотя по церковному законодательству не имеет права вмешиваться в дела других Поместных Церквей. Не так давно произошел очередной виток в автокефалистском марафоне, связанный с обращением президента Украины П. Порошенко к Константинопольской Церкви о предоставлении церковной независимости УПЦ.

 

МАКЕДОНСКИЙ РАСКОЛ

Как информирует своих читателей «Седмица.ру», спор между МПЦ и СПЦ, или так называемый «Македонский раскол», длится с 1967 г., когда Церковно-народный собор в Скопье самочинно принял решение об «автокефалии» автономной в составе Сербской Македонской Православной Церкви. Поместные Православные Церкви не признали автокефальный статус МПЦ. Проводившиеся переговоры, которые особо активно шли после получения независимости Республики Македонии, и даже достигнутые соглашения не принесли положительных результатов. Как представительница СПЦ в Македонии действует Охридская архиепископия, которую в МПЦ считают параллельной церковной антиканонической структурой. Глава Охридской архиепископии владыка Иоанн (Вранишковский) находился в тюремном заключении по ложному обвинению в финансовых злоупотреблениях. Несколько его соратников были арестованы также по ложному обвинению в неуплате налогов.

Прежде вмешательства в Фанара в этот конфликт в нем были задействованы Сербская и Болгарская Церкви.

Несколько месяцев назад болгарский Синод попытался уврачевать рану на теле Сербской Церкви, чтобы возвратить раскольников из канонического небытия к полнокровной церковной жизни. 17 февраля 2018 г. в рамках празднования 1000-летия Охридской архиепископии, в одном из монастырей Македонской церкви в Скопье состоялся официальный прием президента Болгарии Румена Радева и иерарха Болгарской Церкви митрополита Филлиппопольского Николая. Однако болгары столкнулись с скандальными окриками из Стамбула. Не названный по имени иерарх Константинопольского Патриархата, комментируя для Romfea.grвизит болгарской церковной делегации в македонский монастырь, среди прочего, сказал: «К сожалению, болгары показывают, что у них отсутствует церковное сознание», тогда как даже в Сербской Православной Церкви, от которой откололась Македонская Православная Церковь, прежде бывшая ее частью, к этой церковной структуре, не признавая ее законности, относятся более терпимо. В результате Болгарская Церковь все же вынуждена была отступить.

Этим Варфоломей отомстил болгарам и, в частности, Патриарху Неофиту и болгарским архиереям за то, что два года назад они первые отказались принимать участие в Критском саммите и этим положили начало отказу Синодов других Поместных Церквей от участия в этом сомнительном форуме.

 

ЗАЯВЛЕНИЕ СЕРБСКОГО ПАТРИАРХА ИРИНЕЯ

Столкнувшись на личном опыте с трудностями по преодолению последствий раскола, Патриарх Сербский Ириней не так давно сделал заявление в поддержку Русской Церкви в вопросе об украинском расколе. «Всякий, кто помогает украинским раскольникам, – заявил Патриарх, – враг всех православных славянских народов и всего православного мира».

Владыка Ириней заверил, что «Сербская Церковь полностью поддерживает единство и целостность Русской Православной Церкви и решительно осуждает действия униатов и раскольников, которые раздирают хитон Христов у купели Киевского Крещения, продавая свой народ врагам веры». «Сейчас мученическая Украинская Церковь – там, где святой князь Владимир крестил народ Святой Руси, – оскверняется кощунством раскольников, насилием и кровопролитием», – считает предстоятель Сербской Православной Церкви. – „Конец их будет по делам их" (2 Кор. 11:15)», – напомнил Патриарх сербов слова апостола Павла.

Это заявление оценили в Стамбуле как мощный протест против восточнопапистических амбиций Фанара, и немедленно последовал ответ. Константинопольская Патриархия приступила к рассмотрению вопроса признания т. н. «Македонской церкви», самовольно выделившейся из Сербской Православной Церкви, сообщает греческое агентство Romfea.

 

ЧТО ТАКОЕ АВТОКЕФАЛИЯ?

Слово «автокефальный» – греческого происхождения и составлено из двух частей – «αντὸς» – сам и «κεφαλή» – глава. Этот термин применяется по отношению к церковным единицам, которые имеют суверенную высшую власть. По церковным канонам сущность автокефалии состоит в рукоположении епископов Автокефальной Церкви своими епископами. Шестой Вселенский Собор, ограждая автокефалию Кипрской Церкви, под давлением обстоятельств переселившейся на территорию Церкви Константинопольской в качестве главного признака ее независимости указывает на необходимость рукоположения ее предстоятеля своими епископами: «Мы постановляем, да учреждаемый в оном (Новом Юстианополе) боголюбезнейший епископ будет поставляем от своих епископов по древнему обычаю... от которого, когда потребно будет, и самого Кизика града епископ да поставляется» (правило 39-е).

Исходя из церковной истории, автокефалия предоставлялась Апостолами и Вселенскими Соборами, а также кириархальными Матерями-Церквами, от которых отделялись их части. Согласно церковным правилам: 34-му, 35-му св. Апостолов; 6-му, 7-му – Первого Вселенского Собора; 3-8 – Второго Вселенского Собора; 20-му, 36-му, 39-му – Шестого Вселенского Собора; 3-му, 11-му, 12-му – Сердикийского Поместного Собора и 9-му Антиохийского Поместного Собора, никто – ни епископ, ни митрополит, ни Патриарх – не имеет права: делать что-либо в не подчиненных им церквах, но только в пределах подчиненных им.Тем более главы других Поместных Церквей не имеют права предоставлять автокефалию, т. е. эклессиологическую самостоятельность частям какой-либо автокефальной Церкви. Тем не менее, движимый папистическими амбициями, Патриарх Варфоломей на это решился.

 

ЗАЯВЛЕНИЕ СИНОДА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ ОТ 30 МАЯ

По сообщению «Седмица.ру», 30 мая в ответ на обращение премьер-министра Македонии Зорана Заева Синод Константинопольской Церкви объявил, что берется за рассмотрение статуса «Церкви Македонии». Аргументируется это вмешательство в дела Поместной Сербской Церкви тем, что Константинополь, дескать, – «Мать-Церковь всех балканских народов, о чем говорит истинная история».

Действительно, в свое время балканские народы, как и Русский народ, входили в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, о чем говорит история, но с момента предоставления их церковным организациями автокефалии Фанар, согласно церковному законодательству, утратил на них всякую власть и первенствует перед ними лишь по чести, но никак не по власти. Когда в подобной ситуации предшественник Варфоломея на Патриаршем престоле Григорий VII через своего представителя в Москве безпардонно вмешался в дела церковного управления Русской Церкви святитель Тихон, Патриарх Московский, в ответном послании 1924 г. заявил: «Мы немало смутились и удивились, что... глава Константинопольской Церкви без всякого предварительного сношения с Нами, как с законным представителем и главою всей Русской Православной Церкви, вмешивается во внутреннюю жизнь и дела Автокефальной Русской Церкви. Священные Соборы (см. 2-е и 3-е правила II Вселенского Собора и др.) за епископом Константинопольским признавали всегда только первенство чести, но не признавали и не признают за ним первенство власти».

Далее из заявления следует, что синод Вселенского Патриархата решил принять в отношении т. н. «Македонской церкви» «надлежащие меры при непременных условиях соблюдения историко-канонических полномочий и привилегий Вселенского Патриархата».

Здесь, очевидно, имеется ввиду новоизмышленная теория об обязательном и исключительном подчинении Константинопольской Церкви всей православной диаспоры, всего православного «рассеяния» (Вас. Вел. пр. 85), под которым фанариоты совершенно произвольно стали понимать не только отдельных лиц, но и все православные приходы и даже епархии, находящиеся вне границ государств, в которых существуют автокефальные Православные Церкви.

Другой предшественник Варфоломея на Патриаршем престоле и по узурпации власти Сербской Церкви Фотий II 30 мая1931 г. писал Патриарху Сербскому Варнаве, добиваясь подчинения Константинопольской Церкви Будимской епархии: «Вашему Блаженству и дорогой сестре Сербской Церкви известен общий взгляд нашего Патриаршего Престола по вопросу о каноническом положении православных церковных общин и колоний, находящихся в диаспоре и вне границ Православных автокефальных Церквей, что все церковные общины, какой бы то ни было народности, должны в церковном отношении быть подчинены нашему Святейшему Патриаршему Престолу».

Родоначальником этой захватнической политики был Патриарх-масон Мелетий (Метаксакис) (1871–1935). И она не осталась на бумаге, но энергично и успешно проводилась в жизнь как самим Мелетием, так и его преемниками по Константинопольской кафедре, не имея ни малейших оснований в церковном законодательстве, представляя пример того, что в своем 8 правиле осудил Третий Вселенский Собор: «Да не преступаются правила отец, да не вкрадывается, под видом священнодействия, надменность власти мирские и да не утратим помалу, неприметно, той свободы, которую даровал нам кровию Своею Господь наш Иисус Христос, Освободитель всех человеков».

 

Дмитрий Мельников




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |