на главную

Тупики западной библеистики: Главная проблема неправославных исследователей Писания



Каждому православному христианину необходимо для спасения руководствоваться церковными правилами. «Вcем нам, чадам Единой Святой, Соборной Апостольской, Вселенской Церкви, в недоуменных случаях касательно вероучения не должно водиться собственными разумениями, которые могут быть погрешительны, а должно иметь для сего руководственные правила» – учит преподобный Иосиф Оптинский.

19-е правило Шестого Вселенского Собора гласит: «Аще будет исследуемо слово Писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях, и сими более да удовлетворяются, нежели составлением собственных слов».

Несоблюдение данного правила на апостасийном Западе привело сначала к возникновению папизма, затем – протестантизма, а в настоящее время – к появлению великого множества различных конфессий и сектантских образований, именующих себя христианскими, но на самом деле искажающих Христово учение.

Все они имеют теологов, в совершенстве изучивших доктрину своей деноминации, и периодически собирающихся на различные форумы. Один из таких форумов – научная конференция «Библейские исследования в секулярном и постсекулярном обществе» – прошел в Литве.

По информации Седмица.ру, в Международном университете LCC, базирующемся в литовской Клайпеде, состоялась международная научная конференция, посвященная состоянию и перспективам развития библеистики в XXI веке. Организаторами форума выступили Теологический факультет университета и Центр веры и человеческого развития, аффилированный с университетом.

Основная цель конференции определяется в пресс-релизе следующим образом – осмысление интеллектуальной ситуации, в которой сегодня находятся научные и церковные организации, специализирующиеся по библиистике, исследователи и преподаватели библейских дисциплин. Какую роль должны они выполнять в условиях, когда кажется, что Библия и знания о ней теряют свою актуальность для жизни современного общества? Как библеистика может и должна быть наиболее плодотворно интегрирована в сферу высшего образования?

С докладами на конференции выступили библеисты, теологи, религиоведы и политологи из Литвы, Польши, Нидерландов, Великобритании, ЮАР, США.

«Книжник, – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), – или земной ученый, должен, по завещанию Спасителя, научиться Царствию Божию, чтоб прийти в состояние износить из сокровищницы своей ветхое и новое, то есть предлагать учение Божие в формах учености человеческой (Мф. 13, 52). Научиться Царствию Божию – значит стяжать Царствие Божие внутри себя. Без этого земной ученый может предлагать одно ветхое, хотя бы он беседовал о Боге из душевного, школьного знания. Ему невозможно избежать заблуждения, несмотря на всю его ученость, потому что ветхость, в духовном смысле, и есть состояние заблуждения и самообольщения».

Западная библеистика никогда не выйдет из процесса старения и умирания. Неизменно она будет производить все новые и новые толки, лжеучения и ереси, на базе которых, как грибы после дождя, проклюнутся новые секты. «Священное Писание, – говорит святой Игнатий, – изученное по букве плотскими и душевными человеками, послужило для них к изобретению ересей, к погублению ими и себя и других. Святой апостол Петр сказал о Посланиях святого апостола Павла, что их некоторые "невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают (развращают – в ц.-слав. переводе), как и прочие Писания" (2 Пет. 3, 16)».

В другом месте своих писаний тот же святой предостерегает: «Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Священного Писания. Писание произнесено святыми пророками и апостолами, произнесено не произвольно, но по внушению Святаго Духа (см. 2 Пет. 1, 21). Как же не безумно истолковывать его произвольно?

Святый Дух, произнесший чрез пророков и апостолов Слово Божие, истолковал его чрез Святых Отцов. И Слово Божие и толкование его – дар Святаго Духа. Только это одно истолкование принимает святая Православная Церковь! Только это одно истолкование принимают ее истинные чада!»

Сожалея о духовной погибели неискусных библеистов, святитель пишет: «Кто объясняет Евангелие и все Писание произвольно, тот этим самым отвергает истолкование его Святыми Отцами, Святым Духом. Кто отвергает истолкование Писания Святым Духом; тот, без всякого сомнения, отвергает и самое Священное Писание. И бывает Слово Божие, слово спасения, для дерзких толкователей его, вонею в смерть, мечом обоюдоострым, которыми они закалают сами себя в вечную погибель (см. 2 Пет. 3,16; 2 Кор. 2, 15–16)».

Таким образом, единственный выход для западной библеистики из тупика, в котором она оказалась, – это отречься от своих ложных мудрований и смиренно сесть при ногу святоотеческой библеистики, прилежно изучая сокровища, сокрытые в ее глубинах, и, оживляя себя ее живительными прохладительными водами. Впрочем, этого, судя по всему, никогда не произойдет, ибо болезненные процессы приняли необратимый характер. Имеется надежда лишь на то, что отдельные личности из западных библеистов когда-нибудь образумятся.

 

Михаил Теплов




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |