на главную

Философия-антихрист: происхождение и суть трансгуманизма с православной точки зрения



Существует сфера, которая не может быть обновлена по той причине, что она уже однажды была обновлена и всегда пребывает новой и обновляющей все. Святой апостол Павел говорит: древнее прошло, теперь все новое (2 Кор. 5, 17). Что же будет потом? Потом будет откровение сынов Божиих, как пишет тот же апостол: Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих (Рим. 8, 19). Мы страдаем, и вся тварь страдает и надеется. На что же? На усыновление, на искупление на освобождение от тления (см.: Рим. 8, 20-23).

«Таким образом, – пишет свт. Феофан Затворник, – после обновления человечества в Господе Иисусе Христе благодатию Святого Духа чрез апостолов – обновления, действующего и доныне в Святой Церкви Божией, желать и ожидать с воздыханием благоволено нам только одного обновления – обновления всей твари, имеющего последовать при кончине мира. До того же времени нам надлежит пребывать во всем спасительном устроении, которое предано Господом Церкви Святой на хранение непреложное»[i].

Некоторые считают, что это – застой, но на самом деле – не застой, а постоянное движение, обновление и оживление. Христианство устроено точно и неподвижно. Но каждый человек, вступающий в Церковь и реализующий на практике ее заповеди и постановления, с первой минуты становится причастником обновления. Потом он постепенно укрепляется, совершенствуется в духовной жизни, пока не облечется полностью в нового человека, созданного по Богу в праведности и святости истины (Еф. 4, 24). В этом заключается тайна, скрытая от мудрецов века сего и открываемая только младенчествующим в духе веры.

«Для христианина, – говорит свт. Феофан, – истинное обновление уже завершено. Все другие поновительные приемы не должны касаться той его стороны, по которой он есть христианин. Эта часть окончательно определена и должна оставаться неприкосновенною. Пусть все вокруг нас движется и изменяется – мы не должны увлекаться тем, потому что во всем этом может быть много такого, что идет наперекор Христовой истине и христианскому убеждению»[ii].

Высказав общее положение, святитель далее поясняет свою мысль на конкретных примерах. «Быстро идут науки вперед, – пишет он, – и пусть. Но если они допускают выводы, противные откровенным истинам, то ведайте, что они уклонились на распутье лжи, и не идите вслед их»[iii].

Эти слова святого являются ключевыми в понимании трансгуманизма – стержневого современного идейного течения, проекты которого определяют сегодня стратегическое направление научно-технических исследований, проводимых и государственными структурами ведущих стран мира, и сетью частных компаний.


ТРАНСГУМАНИЗМ

Термин этот впервые ввел в употребление биолог Джулиан Хаксли, который вкладывал в него понимание новых возможностей человека. Современный трансгуманизм можно охарактеризовать, как развитие теорий Дарвина и Ницше. Трансгуманисты утверждают, что следующим этапом эволюции станет преодоление человеческой природы. При этом она перейдет в качественно новое состояние, что будет достигнуто при помощи НБИК-технологий (нано-технологий, биологии, информатики и когнитивных наук).

Идейный основоположник германского нацизма немецкий философ Фридрих Ницше с его знаменитым афоризмом «Человек есть то, что дóлжно превзойти», является и главным вдохновителем трансгуманизма. Вот как поясняет суть учения Ницше преп. Иустин Сербский: «Тогда [после Дарвина и Шопенгауэра] в мир европейской неповоротливости и болезненной мысли ворвался Ницше со своими молниями, бурями и землетрясениями и с самомнением пророка и поэта провозгласил миру свое евангелие о сверхчеловеке. Будучи более страстным в мыслях, нежели в чувствах, он из волюнтаризма Шопенгауэра и эволюционизма Дарвина сделал смелый и логический вывод если обезьяна – переходная ступень к человеку, то почему человек не может быть переходной ступенью к сверхчеловеку? Да, человек есть нечто такое, что нужно преодолеть и превзойти… Сверхчеловек есть смысл земли и цель истории…»[iv].

Футуролог Ф. М. Эсфендиари с опорой на ницшеанское понимание сформулировал одно из ключевых понятий данного идейного течения – «трансчеловек». Он есть промежуточный этап в эволюции от обезьяны к сверхчеловеку. Трансгуманиста он определил как переходного человека, существо, эволюционирующее в «постчеловека». В свою очередь «постчеловек» – это потомок «человека, модифицированного до такой степени, что уже не является человеком»[v]. Главные признаки его – бесполость, искусственное размножение, улучшение тела имплантатами и т. н. распределенная индивидуальность, понимаемая, как распределение его сознания и личности в нескольких телах – биологическом и технологическом. Трансгуманист, таким образом, – это тот, кто стремится трансформироваться в постчеловека, который по сути и есть в их понимании венец истории и смысл существования человечества – сверхчеловек.

Уже из приведенного нами краткого экскурса в трансгуманистическую доктрину, ее основные положения и понятия, мы видим, что они противоречат вечнооживляющему и приснообновляющему учению Церкви Христовой.

На этом можно было бы остановиться и прекратить рассмотрение лжеучения трансгуманизма как порождения антихристианской философии и агрессивного сообщества воинствующих извращенцев. Однако поскольку в последнее время оно усиленно навязывается апостасийными СМИ и не только за рубежом, но и в России, необходимо более детально разобрать и опровергнуть его основные положения.

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТРАНСГУМАНИЗМА

У истоков сформировавшегося в 1980-е годы как идейное, культурно-интеллектуальное течение трансгуманизма, стояли философы и футурологи Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, в частности, английский философ и футуролог Макс О'Коннор, взявший себе псевдоним Макс Мор. В 1990 г. он разработал понятие экстропия – степень живучести или организованности системного интеллекта, и на основе его развил псевдонаучную систему «Принципы экстропианства», в которой изложил пути перехода человека в постчеловечека. В 1992 г. вместе с Томом Морроу он основал Институт экстропии, в котором обсуждались трансгумантистические проекты, продвигаемые ими в идеологию будущего. В 2010 г. Мор возглавил крупнейшую американскую крионическую фирму «Алькор».

Макс Мор является откровенным сатанистом, что убедительно доказывает его статья «Во славу Дьявола», напечатанная журналом «Либертарианский Альянс» в 1991 г.[vi], в которой он воспроизводит теософскую теорию о несущем свет Люцифере, восставшем против Бога, якобы державшего человечество во тьме, и открыто заявляет о том, что экстропианство самым радикальным образом отличается от установок и ценностей Христианства.

В 1998 г. единомышленники Мора профессор Оксфордского университета Ник Бостром и Дэвид Пирс основали Всемирную трансгуманистическую ассоциацию (ВТА)[vii] – неправительственную организацию, стремящуюся добиться признания трансгуманизма широкими кругами мирового научного сообщества и правительствами ведущих государств. В 2008 г. для того, чтобы репутация ВТА приобрела большую привлекательность, ее назвали «Человечество плюс»[viii].

В свою очередь ВТА подготовила Трансгуманистическую декларацию, принятую в 2002 г. В ней говорится о том, что новые технологии радикально изменят людей – преодолеют старение, узость естественного и искусственного интеллекта, страдания и ограниченность в пределах нашей планеты. Она также постулирует необходимость отстаивания морального права тех, кто намеревается использовать эти технологии, перед лицом технофобии и необоснованных (с их точки зрения) запретов. Согласно авторам, трансгуманизм «защищает право на достойную жизнь всех существ с чувственным восприятием, о каком бы мозге ни шла речь – человеческом, искусственном, пост-человеческом или животном»[ix].

Таким образом, сторонники ницшеанского неодарвинизма воспринимают человека, как биологический объект для испытания новых технологий. Причем употребление его не ограничено какими-либо нравственными запретами, а обуславливается лишь правами экспериментаторов, основанными на законах биоэтики, базирующейся в свою очередь на концепции «прав человека». Законы же эти очень подвижны и при желании владельцев денег легко меняются. Упомянутый выше Ник Бостром уверен, что не существует никаких нравственных и этических причин, по которым трансгуманисты не имеют права вмешиваться в природу и добиваться безсмертия. Не ограничиваясь этим, он нападает на те религиозные доктрины, которые учат воскрешению в другом мире, оценивая их как опасные и даже смертельные[x].


УЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ О БЕЗСМЕРТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ

Насколько известно, ведущим духовным институтом, исповедующим как свой главный догмат воскресение мертвых, является Православная Церковь. «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века», говорится в ее Символе веры. Правда, Православная Церковь учит о воскресении не в будущей жизни, а в этой во время Страшного Суда. Очевидно Бостром перепутал два понятия. Наряду с воскресением из мертвых Церковь учит о безсмертии души. Патриархи Восточно-Кафолической Церкви в послании своем говорят: «Веруем, что души умерших блаженствуют или мучатся по делам своим. Разлучившись с телами, они тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби…»[xi].

Таким образом, прекращения существования для человека не предусмотрено. Появившись однажды, он не исчезает. В момент смерти его душа переходит в мир духов, чтобы или вечно радоваться, или вечно страдать в зависимости от ее добровольного выбора.

 

ПРАВОСЛАВНАЯ ОЦЕНКА ТРАНСГУМАНИСТИЧЕСКОГО БЕЗСМЕРТИЯ

Отвергая Христову Церковь и ее учение, трансгуманисты предлагают свою дорогу к безсмертию. В рамках трансгуманистической доктрины за это отвечает т. н. «научный иммортализм». Для решения задачи он предусматривает два метода: первый – через применение биотехнологий: стволовые клетки, клонирование, крионика и т. д. Второй – при помощи информационных и нанотехнологий. Трансгуманисты это называют «загрузка сознания» – полное копирование человеческого мозга на электронный носитель для создания резервных дубликатов человека. Данный процесс «цифрового метемпсихоза» подробно описывает в своей книге «Дети разума» известный робототехник из Меллонского университета им. Карнеги Ханс Моравек. Опираясь на вульгарную материалистическую модель, человека он рассматривает не как трехсоставное существо, состоящее из духа, души и тела, а просто как бездушное тело – носителя генной информации, закодированной в ДНК. При этом мозг у него – это нейрокомпьютер. В данной системе координат сторонники указанной теории бессмертие надеются получить при помощи переноса сознания с мозга на медиа-носитель. После сканирования мозга электроникой они рассчитывают повторить те же вычисления, какие происходят в нейронной сети мозга. Такие постлюди у трансгуманистов называются «загруженными».

В данном случае мы имеем дело с искажением понятий. В соответствии с православным учением, смерть – это разлучение души с телом. Преподобный Симеон Новый Богослов пишет: «… смерть тела есть отделение от него души»[xii].Нашу личность: самосознание, память, эмоции и т. д. – все это заключает в себе душа. Даже если предположить, что душу удастся загнать в компьютер – хотя это невозможно, поскольку повеление о разлучении, как, впрочем, и о соединении, дает Творец души Господь, – но если бы она по разлучении пошла не по мытарствам на частный Суд Божий, а на медиа-носитель, то это был бы уже не человек. Это фантастическое существо можно назвать кем угодно киборгом, сверхчеловеком или Кощеем Безсмертным, суть от этого не изменится. Человек – это дух, душа и тело, соединенные во едино. В вопросе с «загрузкой сознания» мы определенно имеем дело с заблуждениями антихристианской философии, разновидностью которой является трансуманизм.

Больше перспектив видится за первым методом, предусматривающим применение биотехнологий. Но и здесь достижение безсмертия невозможно. В лучшем случае экстропианцам удастся увеличить продолжительность жизни, как это было с одним из богатейших людей планеты старейшим представителем клана Рокфеллеров, недавно все-таки умершем. Достижение же трансгуманистического безсмертия – несбыточная утопия, такая же, как достижение коммунизма, но не менее опасная, чем фашизм, поскольку ее носители исходят из одинаковых с ним мировоззренческих предпосылок.

«Дал Бог Откровение, – пишет свт. Феофан Затворник, вскрывая общую внутреннюю причину подобных заблуждений, – чтоб указать, как на все смотреть; человек говорит: „Нет, не так, а вот как", – и строит свои мировоззрения. Спаситель пришел и устроил спасение; слушает благовестие об этом человек и говорит: „Не так, а вот как", – и строит свои планы. Господь основал на земле Церковь, как столп облачный, в указание пути к непрестающему благобытию, и на это говорит человек: „Не так, а вот как", – и пролагает свои дорожки и тропинки. Таким образом, пока будет качествовать в человеке эта жажда поправлять Божии распоряжения, до тех пор все он будет думать тяжкие думы, и все-таки ничего не придумает»[xiii].

Итак, тарнсгуманизм, как развитие теорий Дарвина и Ницше, есть внук давринизма и сын ницшеанства. Таким образом, оценка преп. Иустина Сербского, назвавшего ницшеанство европейской философией-антихристом (из сумасшедшего дома), в полной мере относится и к данному идейному течению. Трансгуманизм – это западная философия-антихрист из сумасшедшего дома, альтернатива Божественному Откровению, рассматривающая его как своего конкурента и воинствующая против Бога.

 

Сергей Спиридонов



[i] Область, исключающая прогресс. Созерцание и Размышление. Записи и мгновенные откровения святого затворника Феофана.

[ii] Там же.

[iii] Там же.

[iv]Преподобный Иустин (Попович). Православная Церковь и экуменизм.

[v]really.ru/articles

[vi]Мax More. In praise of the Devil // Libertarian Aliance. Atheist Notes, № 3, 1991 //libertarian.co.uk

[vii]transhumanism.org/index.php/WTA/more

[viii]humanityplus.org

[ix]transhumanism.org/index.php/WTA/more

[x]really.ru/articles

[xi] Послание Восточных Патриархов.

[xii]Преподобный Симеон Новый Богослов. Слово 1.

[xiii]Радость жизни. Созерцание и Размышление. Записи и мгновенные откровениясвятого затворника Феофана.




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |