на главную

Царский год: итоги и надежды: Ответы Владимира Крупина, Леонида Болотина и Игоря Чернозатонского

Продолжение. Начало см. здесь


В нынешнем традиционном новогоднем опросе авторов «ПК» мы задали респондентам следующие вопросы: «Что ожидалось, на что были надежды в 2018 году в контексте юбилея Царской Голгофы и что произошло в реальности? Какая работа была проведена, какие успехи и/или неудачи Вы можете отметить? Выводы, перспективы, пожелания». В этом номере публикуются ответы мирян – представителей православной общественности, историков, журналистов, писателей, деятелей культуры и искусства.



Владимир Крупин

 

ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ КРУПИН, ИЗВЕСТНЫЙ ПИСАТЕЛЬ, ПУБЛИЦИСТ И ПЕДАГОГ:

ЛЮБОВЬ ЦАРСКОЙ СЕМЬИ – ЭТО ГЛАВНЫЙ ИТОГ И УРОК

Юбилеи посылаются нам для оживления памяти. Если чего-то нет в памяти постоянно, то оно все-таки вспомнится в юбилейную дату. На вторую сотню лет уходит бывший в этом году юбилей убийства Царской Семьи. И все, даже забывшие эту страшную трагедию или даже не знавшие о ней, увидели в кино и на фотографиях лица членов Венценосной Семьи и поразились их красоте и чистоте: это ангелы во плоти.

Смело можно сказать: тогдашняя Россия была недостойна такого Царя (здесь и далее выделения авторов ответов, – примеч. ред.). И как можно обсуждать или осуждать его действия, если Царская Семья причислена к лику святых страстотерпцев?! Неужели зря пролилась Царская кровь? И мы ничему не научились?

Неизмеримой ценой заплатила Россия за предательство Трона. Одно утешает: она все-таки не погибла, хотя все шло к пропасти. Господь услышал молитвы рабов Божиих Николая, Александры, Алексия, Ольги, Татианы, Марии, Анастасии. Они любили Россию. Больше и сильнее всех нас.

И это главный итог и урок навсегда прошедшего столетия.



Леонид Болотин

 

ЛЕОНИД ЕВГЕНЬЕВИЧ БОЛОТИН, ИСТОРИК, ЖУРНАЛИСТ, ДАВНИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ЦАРСКОГО ДЕЛА:

ПРОСЛАВЛЕНИЕ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ

Юбилейное сознание и самосознание было характерно для библейского ветхозаветного мышления и самоощущения. Оно было связано с ожиданием в какие-то расчетные сроки пришествия в мир Спасителя. В некоторой степени такое представление отвечало духовной действительности и было выражено в канонической Книге пророка Божия Даниила, и особенно в неканоничной Книге Юбилеев, и отобразилось в действительности в Воплощении Бога Слова в 5500 году от Адама, или в 8 году до нашей эры.

Юбилейная библейская цикличность была связана с периодом в 49 лет, или в семь седмин. Такой период потом в бытовой духовной практике был округлен до 50 лет. Таким образом, столетия являлись двойным Юбилеем, 150-летие – тройным и так далее…

Ряд ученых полагают, что слово «юбилей» якобы происходит от семитского слова jobel– звук рога, трубы. Но более созвучное самобытно иафетическое – латинское словоjubilо (-avi, -are), которое имеет значения: 1) издавать громкие крики, поднимать сильный шум; 2) ликовать, издавать торжествующие возгласы; 3) громко окликать; 4) ликующе возглашать. В Египте и Вавилоне были приняты празднования тридцатилетних юбилеев, и представление о том, что этимологически слово «юбилей» обязательно связано с числом 50 – ошибочно.

Новый Завет категорично упразднил юбилейные чаяния, надежды и расчеты относительно конца времен и связанного с ним Второго Пришествия Иисуса Христа. Откровение Иоанна Богослова является своего рода духовным контрапунктом (от лат.punctus contra punctum, «точка против точки», – примеч. ред.). расчетным обетованиям Книги пророка Даниила и Книги Юбилеев, поскольку течение времен в Апокалипсисе рассматривается не как «объективный» процесс-период, внутри которого совершается человеческая история, а в качестве духовно-нравственного измерения, необходимого для процесса покаяния на путях к Жизни Вечной одних людей или для окончательного смертельного падения других. И поэтому в Апокалипсисе принципиально отсутствуют сроки, но обозначены духовно-нравственные рубежи исторического существования человечества от апостольского века и до Страшного Суда.

Юбилейное сознание и восприятие в некоторой степени присущи и сознанию христианскому, сознанию православному, хотя в большей степени – католическому и протестантскому. И тем более в таком «расчетливом» сознании бытует талмудический «иудаизм». Но в связи с Православием достаточно вспомнить массовые ожидания конца времен в седьмом тысячелетии от сотворения мира, т. е. в конце XV столетия по Р. Х. Аналогичные явления массового сознания мы могли наблюдать в настроениях церковного народа накануне и в течение 1992 года, когда отмечался 75-вековой библейский юбилей Божиего Творения.

Лично я где-то по итогам 1993 года стал ясно понимать, что принципиально ошибочно напрямую связывать те или иные круглые даты с кардинальными качественными изменениями в жизни человечества или Русского народа. Поэтому у меня не было каких-то определенных чаяний, что в столетие Царской Голгофы в нашем массовом народном сознании произойдет качественный покаянный рывок. Однако круглые даты – великолепный информационный повод для выяснения мнения общества по тем или иным ключевым вопросам. Именно по такой причине в 2016–2018 годах в России развернулась колоссальная битва в информационно-психологической гражданской войне с достаточно четким выявлением «красных», «белых», «зеленых» даже в сугубо церковной среде, не говоря уже о всем народонаселении на территории Российской Империи.



Транспарант против «Матильды» на Крестном ходу в Санкт-Петербурге


Начало той битвы можно отнести к вечеру 6 апреля 2016 года – в самый канун Благовещения Пресвятой Богородицы, когда по центральному телевидению всему российскому Православию был брошен вызов демонстрацией рекламного ролика фильма «Матильда». Несмотря на безпрецедентно массовые протесты православного народа против публичного показа «Матильды», через полтора года глумливую киноленту все же прокрутили во множестве российских кинотеатров. Организаторы всероссийской духовной провокации надеялись торжествовать успешное завершение этой информационно-психологической операции, но на самом деле они своими усилиями, наоборот, мобилизовали на духовную брань и сплотили миллионы православных людей, подготовили их к празднованию столетия Царской Голгофы.

Однако решительной и однозначной победы в той битве никто не одержал, потому что подлинная Победа вершится не в душевной, эмоциональной, психической сфере, а в сфере духа. Победа всегда от Бога, а тут какое-то неопределенное «динамическое равновесие»…

Доволен итогами той битвы, из которой пока разрозненный Русский народ все же вышел как некая в общих чертах сохранившаяся целостность, умудренная новым духовным опытом непоражения.

Полагаю, что к итогам 2016–2018 годов можно отнести принципиально новый уровень массовой духовно-просветительской работы в стратегии именно Русского Самодержавного Православия, которая заметно угасала после канонизация Царской Семьи на Соборе в августе 2000 года.

Многие православные на рубеже тысячелетий связывали предстоящий канонизационный акт с «неизбежным» чудом преображения России. А как раз в то время вся страна переживала трагедию атомного подводного крейсера «Курск». И многие православные на душевном уровне «обиделись» – одни на святых Царственных Мучеников, что они не посодействовали чуду преображения народа и Отечества, другие – на священноначалие, которое прославило их в лике страстотерпцев, а не мучеников…

Такой религиозной эмоциональности обычно сопутствуют элементы сознания, близкие к «магизму»: если в Церкви, по таким представлениям, сделать что-то важное, то и все вокруг чудесным образом изменится в лучшую сторону. Конечно, такой прямолинейный подход к бытию Церкви и Божиего народа лишен духовной составляющей, и требовательное ожидание чуда неизбежно оборачивается разочарованием и даже унынием.

Но в 2016–2018 годах уровень духовно-просветительской деятельности в массовом осмыслении достоинств Русского Самодержавного Православия качественно многократно возрос. И, полагаю, теперь достигнутый уровень не будет снижаться, поскольку он по-настоящему выстрадан церковным народом в информационных сражениях с антихристианскими силами.




2018 год, на мой взгляд, явно свидетельствует, что подлинное церковное, духовное прославление подвигов святых Царя Николая Александровича, Царицы Александры Феодоровны, Цесаревича Алексия, Царевен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии и сонма их святых верноподданных по-настоящему только начинается. Царственное Созвездие для миллионов верующих соотечественников стало наконец по-настоящему путеводным в долговременной борьбе за строительство христианской семьи как малой Церкви и малого Царства, за обустройство братолюбивого, филадельфийского общества и кропотливого созидания Православной Державы как удерживающей силы мирового зла.



Игорь Чернозатонский

 

ИГОРЬ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЧЕРНОЗАТОНСКИЙ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ, ПУБЛИЦИСТ (Г. ВЛАДИВОСТОК):

ПРОСЫПАЕТСЯ РУССКИЙ НАРОД

Царский год показал, что потихоньку просыпается Русский народ!

Почти 200 тысяч человек приняли участие в Крестом ходе в Екатеринбурге. И сам Патриарх прошел этот путь (более 20 км) без скидки на возраст. После чего изменилось и его отношение к Царской власти, чему был лично свидетелем, послушав его проповедь после Литургии в Успенском соборе Кремля на Казанскую (4 ноября).

Радует победа в Мурманске по выбору названия аэропорта именем Императора Николая II, где шла упорная борьба с коммунистами.

Проведенные опросы общественного мнения об отношении к Монархии показывают, что более 1/3 молодежи поддерживают монархический строй правления в России.

Огорчили события в Малороссии с «автокефалией».

Поистине, наступают исповеднические времена.

 

Источник: газета «Православный Крест», № 2 (218)

Продолжение следует

 

 




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |