на главную

«Невозможно быть смиренномудрию в иноверном или еретике…»: О театральных жестах понтифика-иезуита



Весь мир, за исключением его православной части, поражен недавним поступком папы. На приеме в Ватикане лидеров Южного Судана Франциск опустился перед ними на колени и поцеловал туфли, моля их о мире в стране. Католические теле- и радиоканалы, а также печатные и интернет-издания на разные лады превозносят этот «безпрецедентный акт смирения» известного своей склонностью к театральным жестам римского понтифика-иезуита.

У православных же христиан известие о «смирении» папы вызывает сильные сомнения. Ибо с момента отпадения Римской Поместной Церкви от Православия в ней подверглись значительной эрозии не только догматические и канонические истины, но и базовые понятия христианской этики.

В учении апостольском и святоотеческом, которое в непорочности содержится в Православной Церкви, добродетель смирения понимается гораздо глубже и вернее, нежели в католической или протестантской среде.

Смирение состоит в том, чтобы считать себя в чувстве сердца хуже всех людей. «Смирение в чем состоит?– повторяет вопрос своего духовного чада преподобный Макарий Оптинский и отвечает. – Считать себя худшею всех, никого не осуждать, не роптать и прочее».

И, конечно же, фундаментом любой истинной добродетели является Православная вера. Говорит преподобный Иоанн Лествичник: «Невозможно пламени происходить от снега; еще более невозможно быть смиренномудрию в иноверно или еретике. Исправление это принадлежит одним православным, благочестивым и уже очищенным» (Лествица, Слово 25).

В свете святоотеческого учения рассмотрим теперь «смиренный» поступок папы римского. По внешности он действительно выглядит смиренным, однако на самом деле это – выказывание ложного «смирения». «Смиренномудрый, – пишет преподобный Иоанн Пророк, – не должен выказывать свое смирение смиреннословием: но довольно для него говорить прости меня, или помолись о мне. Не должно также самому вызываться на исполнение низких дел. Это, как и первое (т. е. смиреннословие), ведет к тщеславию, препятствует преуспеянию и более делает вреда, нежели пользы…» (Преподобные Варсонофий и Иоанн. Ответ 275).

Если бы Франциск действительно смирился, то первым делом он должен был бы принять истинное учение Христово, отвергнув все самовольные вставки своих предшественников, начиная с Филиокве, лжедогмата о папской непогрешимости и проч., принести искреннее покаяние перед православным священнослужителем за свои согрешения и преступления. Затем ему следовало бы пройти чин присоединения к Православию. Но это было бы еще не смирение, а только «закладка фундамента» для него. Само же смирение «есть порождение ведения, а ведение есть порождение искушений» (Сщмч. Петр Дамаскин).

Таким образом, целование римским понтификом туфель у лидеров Южного Судана – это не смирение, это – выставление себя напоказ, явление своего ложного смирения ради того, чтобы падшие человеки удивлялись папе и превозносили его мнимые добродетели, которых он, не имея, вынужден имитировать различными театральными жестами и постановками.

 

Дмитрий Мельников




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |