на главную

"О умном и храбром князе Александре"

6 декабря Православная Церковь совершает память великого защитника Святой Руси — благоверного князя Александра Невского (1220-1263). Весь наш народ чтит его как военного гения и полководца, а христиане чтут его как святого князя, потому что подвиги его были необыкновенны! Для осмысления темы предлагаем фрагмент из проповеди святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского и Симферопольского (1947 год), и отрывок из книги В.Тростникова «Бог в русской истории» (М., 2008).

Князь Александр жил в первое время татарского ига — пожалуй, в самое страшное время, какое только переживал русский народ. Татары дотла разоряли города и повсюду навели такой ужас, что люди разбежались по лесам, оставив жилища и с трепетом ожидая своей смерти. Вся северо-восточная часть русских земель уже была разорена и покорена татарами, но северо-западная, где жил Александр Невский, была от них еще свободна. Он княжил в Новгороде и пока не имел заботы спастись от татар. У него были другие, чрезвычайно тяжкие заботы: он должен был защищать западную Русь от немцев, литовцев, шведов, финнов, ливонских рыцарей, хотевших уничтожить православную веру.

Задача была чрезвычайно трудна. Когда началось вторжение врагов, князь еще не успел организовать свое войско, имел только малочисленную дружину. И с этой малой дружиной изумительным образом отразил все нападения врагов. Две его победы: над шведами на Неве (1240г.) и над ливонскими рыцарями на Чудском озере (1242г.) — навели на западных врагов такой ужас, что после этого они долго не смели тревожить Русь. Воинская слава князя всюду была так велика, что даже татарские женщины пугали своих детей: «Александр едет».

Но пришло время, когда татары стали угрожать Новгороду. Тогда Александру пришлось исполнять другие величайшие задачи — ограждать народ от грозного разорителя хана Батыя. Он требовал, чтобы все русские князья являлись к нему в Орду. Там их заставляли исполнять языческие обряды, проходить через священный огонь, кланяться теням умерших ханов. Среди русских князей были такие, которые решались умереть, но не нарушить заповедей христианства. Князь Черниговский Михаил и его боярин Феодор были зверски убиты в Орде за отказ выполнить эти обряды.

Князь Александр тоже знал, что ему угрожает, но твердо помыслил ни на волос не отстать от веры христианской. Он заявил: «Я христианин, поклоняюсь Единому Истинному Богу, ваших языческих обрядов исполнять не буду». Хан Батый в таких случаях обычно давал приказ о казни, но на этот раз, Божиим смотрением, велел привести князя к себе. Когда Александр вошел, то поклонился ему в землю и сказал: «Тебе кланяюсь, потому что от Бога получил ты царскую власть». Хан был изумлен его внешностью! Был он красив, как никто. В древней повести так говорится «о умном и храбром, кротком и смысленом» князе Александре: «И возраст (рост) его паче иных человек, и глас его яко труба в народе, лице же его было как у Иосифа прекрасного; и дал ему Бог премудрость Соломона».

Покорил он хана своей величественной внешностью и смирением, принял тот его милостиво. Но Батый сам состоял на службе у великого хана, владевшего всей Монголией и жившего далеко — на северной окраине пустыни Гоби, которая занимает всю Центральную Азию. Батый повелел Александру и брату его Андрею ехать туда на поклон. Братья должны были совершить такой путь, страшнее которого и придумать нельзя. Он состоял из многих тысяч верст и проходил по пустыне дикой, безводной, где редко попадались даже ящерицы и скорпионы. Он был усеян костями людей, лошадей, верблюдов. Ужасные песчаные бури засыпали их песком, и они умирали там мучительной смертью. На эту поездку пришлось потратить целых четыре года. Великий хан принял русских князей милостиво и дал ярлык старшему Андрею на великое княжение во Владимире, а Александру — в Новгороде. Когда они вернулись домой, снова прилагали огромные усилия к сохранению мира.

Татарские ханы наложили на Русь такую тяжкую дань, а сборщики податей так свирепствовали, что собирали намного больше, чем положено. Народ восставал против них, по местам даже убивал ханских слуг. За это князю Александру грозил страшный гнев. Снова пришлось ему ехать в Орду. И снова удалось так умилостивить сердце хана, что простил он убийство своих баскаков и дал князю ярлык на сбор дани для татар. Кроме того, хан отменил приказ о том, чтобы русские участвовали во всех его походах, а он готовил огромный военный поход в Среднюю Азию.

Вся жизнь князя Александра прошла в ратных трудах и подвигах. Пять раз он ездил в Орду, и каждый раз подвергал себя смертельной опасности. Когда возвращался из последней, пятой поездки, простудился в пути и тяжело занемог. Почувствовав приближение смерти, вызвал игумена ближайшего монастыря, чтобы постричься в монахи. И умер в иноческом чине с именем Алексий. Он не дожил даже до 45 лет. Смерть застигла его в г.Городце нынешней Нижегородской области.

Во Владимире чудесным образом узнали о его кончине. Митрополит Кирилл во время литургии увидел ангелов, возносивших душу князя к Богу. Он вышел из алтаря потрясенный и сказал народу: «Закатилось солнце Земли Русской». Люди не поняли его слов. Помолчав, он объяснил тогда: «Знайте, что ныне преставился благоверный князь Александр». Народ так горячо любил и чтил его, что храм сразу наполнился великими рыданиями. А когда тело князя приближалось к Владимиру, митрополит вышел ему навстречу до Боголюбова, и там увидел, как спутники несут его гроб. В народе возник такой скорбный вопль к небу, что не было слышно ни пения, ни возгласов священников. Погребли князя во Владимире в одной из церквей в честь Пресвятой Богородицы. Уже при погребении на глазах множества людей произошло небывалое событие. Когда хотели вложить в руку усопшего грамоту с разрешительной, «прощальной» молитвой, он сам протянул руку и взял грамоту. Это чудо ужаснуло всех во Владимире. Тотчас после кончины народ стал почитать князя как святого, а от гроба его начались исцеления...

+++

У многих сегодня возникает вопрос: как Бог терпит войны? Можно ли говорить, что Он их благословляет? Жизнь святого князя Александра Невского дает ясный и исчерпывающий ответ на этот вопрос. Много лет он провел в битвах и проливал кровь, а Господь так чудесно умудрил его в управлении государственными делами, так возвеличил и прославил его, — значит, его деятельность была угодна Богу. И те войны, которые он вел, были угодны Богу, потому что они были оборонительные, а не захватнические. Князь Александр воевал, чтобы защитить свою веру православную, на которую все время покушались соседи-протестанты. Он поднимал меч на защиту своей родины и своей духовной свободы. Это позволительно.

Из книг Ветхого Завета мы знаем о войнах, которые вел народ израильский. Когда бывали войны оборонительные, Господь помогал Израилю. Когда бывали войны, имевшие целью грабеж, увеличение своей территории, Господь разорял их. Но бывает и так, что Господь попускает тяжкие войны, имеющие целью нападение на нашу страну. И Он не разоряет этих жестоких попыток, а дает им восторжествовать. Это Господь творит тогда, когда нужно наказать народ за его грехи. Такое наказание много раз имело место в народе израильском, когда отставал он от Истинного Бога и впадал в идолопоклонство.

Из жизни святого князя Александра Невского можно сделать вывод, что стать святым могут все, кто служит народу в различных формах. Угодить Богу может всякий христианин, кто много сил души и тела посвятит, чтобы быть полезным людям — во всяком чине, во всяком общественном положении. Союз с католиками — путь к погибели Как негласный вождь Руси, Александр Невский глубоко чувствовал свою особую ответственность за ее судьбу, пишет В.Тростников в своей книге «Бог в русской истории». Что он мог сделать? Ведь сам являлся всего лишь вассалом хана. Но все же он смог воплотить в жизнь правильную стратегию спасения Руси.

Ее не принимал никто, даже его родной брат Андрей, поскольку она была парадоксальной. Александр считал, что надо всячески ублажать ордынцев и жить с ними в мире, но стоять насмерть против западноевропейцев. По логике вроде бы надо поступать противоположным образом, поскольку и русичи, и католики исповедовали одного и того же Бога — Христа. Объединиться с этими братьями по вере и разгромить языческую Орду. Князь Андрей, брат Александра, даже делал попытки создать такой христианский союз против татаро-монголов — ездил в Европу и вел там переговоры. Но какой-то сверхъестественной интуицией Александр догадывался, что такой путь ведет к погибели.

Через 200 лет это подтвердит сама жизнь. В середине XV века точно в такое же положение попала Византия. Со всех сторон она была обложена турками, ее владения сжались до Константинополя с окрестностями и нескольких небольших островов. Над вторым Римом навис дамоклов меч. В отчаянии император обратился за помощью к католическому Западу, совершив ту же ошибку, что и князь Андрей: мы, дескать, все-таки христиане, почти единоверцы. И эти «единоверцы» обещали свою помощь, но только в обмен на принятие католицизма под лицемерной маской «унии». Византийский император пошел на уступку, и в 1439г. была подписана Флорентийская уния. Это был великий позор для Православия, притом совершенно ничего не давший. А в качестве военной помощи умирающей Византии католики прислали в Босфорский пролив пару кораблей с двумя сотнями воинов. Уния не спасла Византию: через 14 лет после ее подписания Константинополь пал окончательно.

То же самое произошло бы и с Русью, если б она соблазнилась союзом с католиками. Вместо реальной помощи были бы от них одни обещания, а расплачиваться пришлось бы изменой православной вере. Александр Невский видел такой исход с зоркостью настоящего пророка. Этим даром наделил его Господь, творящий историю через Своих особых избранников. Наладив с ханами дружественные отношения, он тем самым создал надежный тыл для борьбы с католиками. Что же касается Орды, грозившей с востока, то и это предвидел Александр. Скоро эта империя стала рассыпаться сама собой. Куликовская битва ускорила этот процесс. Хан Мамай, предводитель огромного войска, был наголову разбит, бежал в Крым, и там нашел свою смерть. А ровно через 100 лет после двухмесячного «стояния на Угре» татарское иго пало без всякого сражения.

…Подведем итоги. Где теперь империя Батыя? О ней все уже давно забыли. А та цивилизация, которую в труднейший момент уберег от гибели Александр Невский, существует до сих пор, и мы имеем счастье к ней принадлежать.
Виктор Тростников




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |