на главную

«Я сделался защитником Церкви»

17 декабря Святая Православная Церковь совершает празднование памяти преподобного Иоанна Дамаскина – выдающегося христианского богослова и подвижника, автора многих церковных трудов, гимнов и песнопений. Его замечательная книга под назваием «Точное изложение Православной веры» на века вперед стала настольным пособием для многих священнослужителей и благочестивых мирян. С благодарностью вспомним сегодня о святом преподобном Иоанне Дамаскине.

Он родился около 680 года в христианской семье, проживавшей в столице мусульманского мира – городе Дамаске. (По названию родного города и получил он свое именование в истории Церкви – Дамаскин). Его отец, Сергий Мансур, был христианином и служил при дамасском калифе главным казначеем. Когда Иоанну было 10 лет, отец нашел среди пленных, приведенных на дамасский рынок, образованного монаха, который был силен в светских науках, в музыке и богословии. Тот монах обучал Иоанна и его приемного брата Косму (будущего епископа Маюмского) наукам, но особые успехи братья показали в богословии. Затем монах покинул их семью, объяснив отцу, что мальчики уже стали мудрыми мужами.

Отец вскоре умер, и Иоанн был вынужден занять его место на службе у калифа. Через некоторое время правитель оценил высокую образованность и мудрость Иоанна, а потому сделал его своим первым министром и градоначальником Дамаска. Молодой министр очень тяготился своим положением, но богатство и роскошь не смогли повредить чистоте его души. Несмотря на все трудности, связанные с его высоким придворным положением, он горел пламенной любовью к Православной Церкви и всегда, как и отец, защищал христиан от гнета мусульман. Как он сам позже выразился: «Я сделался защитником Церкви и принес на ее защиту вверенный мне талант слова».

В 726 г. в Византийской империи началась ересь иконоборчества. Император Лев Исаврянин (716-741) задался целью обратить арабов к христианству для того, чтобы обезопасить себя в будущем от их опустошающих набегов. Но одним из важных препятствий на пути исполнения его замысла стало иконопочитание, которое мусульмане не могли принять в принципе. Решение было простым: император издал указ, запрещающий почитание святых икон и даже их употребление. Этот указ вызвал серьезные волнения в Византийской империи, расколол ее на два лагеря – иконоборцев и иконопочитателей.

Отход от истины ради политических интересов вызвал сильное сопротивление со стороны Константинопольского Патриарха Германа, Папы Григория III и уже ставшего к тому времени великим богословом Иоанна Дамаскина. Превосходный дар слова, которым он обладал, помог ему в составлении «Слов» и «Посланий», которые с жадностью читали жители Константинополя и других городов. Эти послания переходили из рук в руки и попросту пересказывались. В своих творениях преподобный Иоанн использовал и церковные догматы, и исторические аргументы, и притчи, рассказанные святыми. Он говорил, что если даже тени и носовые платки апостолов исцеляли болезни, то почему мы не можем почитать их иконы?

Все эти увещевания хорошо действовали на простых людей: одних укрепляли на пути исповедания истинной веры, а оступившимся помогали найти эту истину. Но императора они только раздражали, и он постарался избавиться от основных своих противников. Он низложил Патриарха Германа, а папу Григория III приказал либо отравить, либо умертвить мечом. Задуманное злодеяние ему не удалось - римляне с оружием в руках заступились за своего папу. Тогда император-иконоборец решил оклеветать Иоанна Дамаскина перед калифом. Он приказал своему писцу, чтобы тот подделал почерк Иоанна и написал письмо, адресованное ему же – императору Византии, в котором Иоанн якобы предлагает ему помощь в свержении калифа.

Когда письмо было готово, Лев Исаврянин послал его калифу в знак дружбы между ними. Прочитав это письмо, калиф вознегодовал, и невзирая на все заслуги своего верного слуги, даже не выслушав его, приказал посадить его в тюрьму и отрубить ему кисть правой руки, которой, по его мнению, было написано это злополучное письмо. Приказание было исполнено. С собой в тюрьме у Иоанна была икона Пресвятой Богородицы. Взяв свою отрубленную руку и положив ее перед собой, он упал на колени перед иконой и стал горячо молиться об исцелении.

Измученный болью и всем пережитым, он уснул и во сне увидел Пресвятую Богородицу. Глядя на него, Она сказала: «Теперь ты здоров, и горя больше нет». Вместе с тем Пречистая Богородица повелела ему без устали трудиться исцеленной рукой в защиту Православия. Проснувшись, он с великим удивлением обнаружил, что рука его совершенно здорова, а о недавнем страдании говорит только красный шрам, опоясывающий запястье. Радость и благодарность переполнили его душу, и в честь Божией Матери он написал свою первую величественную песнь:
«О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, Ангельский собор и человеческий род, Освященный Храме и Раю Словесный, Девственная похвало. Из Неяже Бог воплотися и Младенец бысть, прежде век Сый Бог наш. Ложесна бо Твоя Престол сотвори и чрево Твое пространнее небес содела. О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе». Позднее эта вдохновенная песнь стала важной частью в литургии святителя Василия Великого.

Кроме того, в знак благодарности за чудесное выздоровление св. Иоанн приложил к иконе Богородицы кисть руки, сделанную из серебра, отчего позднее она получила название «Троеручица».

Слух о происшедшем чуде достиг калифа, и он вызвал Иоанна к себе. Выслушав его объяснения, он понял, что несправедливо обидел верного слугу и приказал исправить свою ошибку, щедро наградив его и предложив продолжить службу дальше. Но преп. Иоанн понял, насколько хрупким является земное золото и мирская слава, и от всего отказался. Раздав имущество бедным, он вместе со своим сводным братом Космой отправился в обитель преподобного Саввы Освященного, расположенную близ Иерусалима. В миру он занимал высшую должность при дворе, а в монастырь поступил простым послушником.

Нелегко ему было найти духовного руководителя. Из монастырской братии на это согласился лишь один очень опытный старец, который стал умело воспитывать в ученике дух послушания и смирения. Прежде всего, он запретил Иоанну писать церковные труды и гимны, полагая, что успехи на этом поприще станут причиной гордыни. Однажды он послал преподобного в Дамаск продавать корзины, изготовленные в монастыре, причем поручил продать их гораздо дороже их настоящей цены. И вот, проделав мучительный путь под знойным солнцем, бывший вельможа Дамаска очутился на рынке в рваных одеждах простого продавца корзин. Но Иоанна узнал его бывший домоправитель и скупил все корзины по назначенной дорогой цене.

Однажды в монастыре скончался один из иноков, и брат покойного попросил Иоанна написать что-нибудь в утешение. Он долго отказывался, но из милосердия уступив просьбам человека, удрученного горем, написал свои знаменитые надгробные тропари. За это непослушание старец изгнал его из своей кельи. Все монахи начали просить за Иоанна. Тогда старец поручил ему одно из самых тяжелых и неприятных дел – убирать из монастыря нечистоты. Преподобный и здесь явил образец послушания.

Через некоторое время старцу в видении было указано Пресвятой Девой Богородицей снять запрет с писательства Иоанна. До конца дней своих преподобный Иоанн жил в Лавре преподобного Саввы, проводил время в писании духовных книг и церковных песнопений. Монастырь он покинул только в 754 году – для того, чтобы обличить иконоборцев на Константинопольском Соборе. Его подвергли тюремному заключению и пыткам, но он мужественно всё перенес и по милости Божией остался жив.

Святой Иоанн Дамаскин дожил до 100-летнего возраста и отошел ко Господу около 780 г. В историю Церкви он вошел как первый систематик вероучения, непревзойденный писатель церковных песнопений и рьяный защитник основ Православия. Главнейшими из его трудов являются: «Диалектика»; «Книга о ересях» (в частности, сюда включено изложение и критика учения Магомета); «Послания против порицающих святые иконы»; «Точное изложение Православной веры» и др. Именно ему мы обязаны появлением Октоиха (Осмогласника) – воскресных служб, разделенных на восемь гласов. Своим Окотоихом он произвел большую перемену в чине богослужения, поэтому он вновь пересматривал и Устав Иерусалимский (Саввы Освященного), и Месяцеслов. Еще при жизни преп. Иоанна греческие и другие Церкви стали вводить его труды в богослужебное употребление.

Святой преподобный отче Иоанне, моли Бога о нас!




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |