на главную

"Самоцен может съесть все наши подвиги"

Кому мало дано талантов благодати, о том ведает только Господь. Нам же сказано: ни пред каким грешником не превозноситься и не уповать на свою исправность: самоцен может съесть все наши подвиги и добродетели, если они есть. Кроткое терпение чужих грехов, хотя и трудное дело, но зато и самое прибыльное и верное. Так что не считайте это время пропащим. Где терпение, там и больше спасения.

Сравнительно спокойная жизнь, хотя бы и с добрым молитвенным настроем, все-таки ниже безпокойной с плохим молитвенным настроением. Такова истинная расценка подобных вещей. Надо бояться не погрешностей, а сердечной холодности, самодовольства, безпокаянного настроения. Исправления от себя не дождетесь, потому что от нас это не может быть, а бывает от силы Божией с некоторыми избранниками, так что гордиться нечем даже и им,и чужим добром оправдываться не пристало.

Потому и сказано: "Если исполните все написанное, то не гордитесь, а говорите: мы рабы неключимые". Мы все помешаны на самоцене, поэтому и при малой исправности в каком-либо отношении набиваем себе цену и незаметно делаемся тонкими фарисеями: хвалимся тем, что сотворила с нами благодать по милости Божией, а не за наши заслуги. Поэтому в духовном отношении исправность может нам больше повредить, чем неисправность с покаянным чувством.

Исправности истинной быть не может. Поэтому Святые Отцы учат, что делами мы не оправдаемся, хотя и обязаны их делать, как птичка обязана петь, ибо на то и создана. А мы созданы "на дела благая", такова наша природа. Смешно гордиться, что у нас две руки и две ноги - такова природа. И делать добро - природное дело души. И если мы не творим добро, то тяжко грешим, нарушая природу и волю Божию. Вот и нужно сокрушаться и каяться, и за сокрушение Господь прощает грехи по Своей милости.

Поэтому подвизайся для смирения, и если этого не получается, а прошибает гордость и осуждение других, то лучше оставь подвиги, живи помалу и кайся во смирении. Когда оглядываешься на дела и учитываешь их, то убавляется всецелое упование на милость Божию, чем и огорчается Господь. Дела должны быть по силе у каждого человека - как проявление живой веры, и только. Иногда может совсем не быть внешних подвигов и дел, но оправдание последует, как было с разбойником, мытарем и блудницей. Изнеможение есть признак неправильного поста, как и пресыщение. Так учат Святые Отцы.

Поэтому часто исправность во внешних подвигах (пост, молитва, служба) соединяется с раздражительностью, злобой, унынием, ропотом. Человеку нужно жить не столько умничаньем, а добрыми чувствами, сердечными мыслями о высших предметах, постоянно учась видеть Божие промышление о нас и высшую цель жизни - готовиться к переходу на небо.

Архиепископ Варлаам Ряшенцев. "Письма к духовным чадам"




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |