на главную

Пост - это "два крыла, возносящих на небо"

Идет Рождественский пост. Чем ближе он к завершению, тем более строгими становятся ограничения в пище и духовном делании. Предлагаем православным читателям еще одну краткую беседу о великой пользе и важности хранения поста.

О посте немало говорится и в Ветхом, и в Новом Завете. 40 дней на горе Синай постился, ничего не вкушая, пророк Моисей — и удостоился принять из рук Божиих Скрижали Закона. Постились три отрока и Даниил в вавилонском рабстве — и остались целы и невредимы в огненной печи вавилонской. Строго постились все жители древнего города Ниневии после проповеди пророка Ионы — и спаслись от гибели.

В Новом Завете Господь Сам подал нам пример поста, 40 дней воздерживаясь в пустыне от всякой пищи. Постились ученики Иоанна Крестителя, и святые апостолы Христовы, и по сей день постятся все ревностные православные христиане. Пост — не только Божественное установление, но и Божественный образ жизни.

По слову Симеона Солунского, «Бог не потребляет пищи. Пост нас приближает к ангелам, которые не едят и не пьют. Пост укрощает тело, чтобы душа ожила». Но один телесный пост недостаточен, ему должен сопутствовать пост духовный — воздержание от всякого греха и добрые дела милосердия. Как желудок удерживается от жирной, сытной пищи, так и ум должно блюсти от гордых, суетных мыслей, сердце — от страстных желаний, язык — от скверных слов, руки — от злых дел, ноги — от кривого пути.

Свт. Иоанн Златоуст писал: «Не говори мне: столько-то дней постился, не ел того-то, вина не пил, ходил в грубой одежде; но скажи лучше, что из гневного стал ты тихим, а из жестокого — добросердечным. Если ты исполнен злобой, то зачем же мучил тело? Если у тебя зависть к брату и любовь к богатству, что толку в том, что вместо вина ты пил воду?»

Точно так же не приносит никакой пользы пост «ради похвалы перед людьми» — Сам Спаситель осудил его как лицемерный. Пост должен вести нас к преломлению гордости, к смирению, а не к славе людской.

Великую ценность пред Богом имеет соединение поста и молитвы. Это два крыла, возносящих человека на небо, два самых мощных средства в борьбе со всяким грехом. По слову Евангелия, злой род диавольский ничем другим не может быть изгнан из человека — только молитвою и постом (см. Мф. 17, 21).

ЧТО ДЕЛАТЬ БОЛЬНЫМ?
Церковные каноны, как правило, освобождают от поста больных и телесно немощных, т.к. считается, что их тела и без того смиряются недугом. Но и в болезни человек не может сам себя освободить от поста — послабление дает только духовник или приходской священник. Если мы сами назначаем условия поста, то сильно грешим.

МОГУТ ЛИ ДЕТИ ПОСТИТЬСЯ КАК ВЗРОСЛЫЕ?
В Церкви нет ни одного канона, точно определяющего детский пост. Но можно с уверенностью сказать, что у детей нет такой потребности в строгом посте, как у взрослых. Они еще не впали в тяжкие грехи, не имеют пагубных привычек и потому не нуждаются в жестком укрощении страстей. Однако это не значит, что дети совсем свободны от поста.

Степень его строгости для них зависит от веры и благочестия их родителей. Здесь требуется мудрость, чтобы не ущемить ни телесных, ни духовных потребностей ребенка. Встречаются две вредные крайности: либо родители с раннего детства требуют от чад строгого соблюдения поста, либо до совершеннолетия «щадят» их. В первом случае легко вызвать отвращение к посту и полный отказ от него навсегда. А во втором: если с детства не приучить ребенка к посту, то в зрелом возрасте ему будет труднее принять эти установления.

Найти золотую середину — вот задача родителей. С нею легче справляются те, кто сам ведет внимательную духовную жизнь, сознательно борется за спасение души. Ведь обязанность родителей — не только ввести ребенка в земную жизнь, но и — в наибольшей степени! — взрастить его для Царства Небесного. Поэтому уже с 3-4-х лет благочестивые родители приучают дитя к посильному ограничению в пище (например, отказу от мороженого, тортов и сладостей), учат соблюдать постные дни — среду и пятницу, чтобы это правило стало важнейшим навыком на всю жизнь.

(«Практический Закон Божий». «Семейное чтение», 2009)




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |