Идет Рождественский пост. Чем ближе он к завершению, тем более строгими становятся ограничения в пище и духовном делании. Предлагаем православным читателям еще одну краткую беседу о великой пользе и важности хранения поста.
О посте немало говорится и в Ветхом, и в Новом Завете. 40 дней на горе Синай постился, ничего не вкушая, пророк Моисей — и удостоился принять из рук Божиих Скрижали Закона. Постились три отрока и Даниил в вавилонском рабстве — и остались целы и невредимы в огненной печи вавилонской. Строго постились все жители древнего города Ниневии после проповеди пророка Ионы — и спаслись от гибели.
В Новом Завете Господь Сам подал нам пример поста, 40 дней воздерживаясь в пустыне от всякой пищи. Постились ученики Иоанна Крестителя, и святые апостолы Христовы, и по сей день постятся все ревностные православные христиане. Пост — не только Божественное установление, но и Божественный образ жизни.
По слову Симеона Солунского, «Бог не потребляет пищи. Пост нас приближает к ангелам, которые не едят и не пьют. Пост укрощает тело, чтобы душа ожила». Но один телесный пост недостаточен, ему должен сопутствовать пост духовный — воздержание от всякого греха и добрые дела милосердия. Как желудок удерживается от жирной, сытной пищи, так и ум должно блюсти от гордых, суетных мыслей, сердце — от страстных желаний, язык — от скверных слов, руки — от злых дел, ноги — от кривого пути.
Свт. Иоанн Златоуст писал: «Не говори мне: столько-то дней постился, не ел того-то, вина не пил, ходил в грубой одежде; но скажи лучше, что из гневного стал ты тихим, а из жестокого — добросердечным. Если ты исполнен злобой, то зачем же мучил тело? Если у тебя зависть к брату и любовь к богатству, что толку в том, что вместо вина ты пил воду?»
Точно так же не приносит никакой пользы пост «ради похвалы перед людьми» — Сам Спаситель осудил его как лицемерный. Пост должен вести нас к преломлению гордости, к смирению, а не к славе людской.
Великую ценность пред Богом имеет соединение поста и молитвы. Это два крыла, возносящих человека на небо, два самых мощных средства в борьбе со всяким грехом. По слову Евангелия, злой род диавольский ничем другим не может быть изгнан из человека — только молитвою и постом (см. Мф. 17, 21).
ЧТО ДЕЛАТЬ БОЛЬНЫМ?
Церковные каноны, как правило, освобождают от поста больных и телесно немощных, т.к. считается, что их тела и без того смиряются недугом. Но и в болезни человек не может сам себя освободить от поста — послабление дает только духовник или приходской священник. Если мы сами назначаем условия поста, то сильно грешим.
МОГУТ ЛИ ДЕТИ ПОСТИТЬСЯ КАК ВЗРОСЛЫЕ?
В Церкви нет ни одного канона, точно определяющего детский пост. Но можно с уверенностью сказать, что у детей нет такой потребности в строгом посте, как у взрослых. Они еще не впали в тяжкие грехи, не имеют пагубных привычек и потому не нуждаются в жестком укрощении страстей. Однако это не значит, что дети совсем свободны от поста.
Степень его строгости для них зависит от веры и благочестия их родителей. Здесь требуется мудрость, чтобы не ущемить ни телесных, ни духовных потребностей ребенка. Встречаются две вредные крайности: либо родители с раннего детства требуют от чад строгого соблюдения поста, либо до совершеннолетия «щадят» их. В первом случае легко вызвать отвращение к посту и полный отказ от него навсегда. А во втором: если с детства не приучить ребенка к посту, то в зрелом возрасте ему будет труднее принять эти установления.
Найти золотую середину — вот задача родителей. С нею легче справляются те, кто сам ведет внимательную духовную жизнь, сознательно борется за спасение души. Ведь обязанность родителей — не только ввести ребенка в земную жизнь, но и — в наибольшей степени! — взрастить его для Царства Небесного. Поэтому уже с 3-4-х лет благочестивые родители приучают дитя к посильному ограничению в пище (например, отказу от мороженого, тортов и сладостей), учат соблюдать постные дни — среду и пятницу, чтобы это правило стало важнейшим навыком на всю жизнь.
(«Практический Закон Божий». «Семейное чтение», 2009)
О посте немало говорится и в Ветхом, и в Новом Завете. 40 дней на горе Синай постился, ничего не вкушая, пророк Моисей — и удостоился принять из рук Божиих Скрижали Закона. Постились три отрока и Даниил в вавилонском рабстве — и остались целы и невредимы в огненной печи вавилонской. Строго постились все жители древнего города Ниневии после проповеди пророка Ионы — и спаслись от гибели.
В Новом Завете Господь Сам подал нам пример поста, 40 дней воздерживаясь в пустыне от всякой пищи. Постились ученики Иоанна Крестителя, и святые апостолы Христовы, и по сей день постятся все ревностные православные христиане. Пост — не только Божественное установление, но и Божественный образ жизни.
По слову Симеона Солунского, «Бог не потребляет пищи. Пост нас приближает к ангелам, которые не едят и не пьют. Пост укрощает тело, чтобы душа ожила». Но один телесный пост недостаточен, ему должен сопутствовать пост духовный — воздержание от всякого греха и добрые дела милосердия. Как желудок удерживается от жирной, сытной пищи, так и ум должно блюсти от гордых, суетных мыслей, сердце — от страстных желаний, язык — от скверных слов, руки — от злых дел, ноги — от кривого пути.
Свт. Иоанн Златоуст писал: «Не говори мне: столько-то дней постился, не ел того-то, вина не пил, ходил в грубой одежде; но скажи лучше, что из гневного стал ты тихим, а из жестокого — добросердечным. Если ты исполнен злобой, то зачем же мучил тело? Если у тебя зависть к брату и любовь к богатству, что толку в том, что вместо вина ты пил воду?»
Точно так же не приносит никакой пользы пост «ради похвалы перед людьми» — Сам Спаситель осудил его как лицемерный. Пост должен вести нас к преломлению гордости, к смирению, а не к славе людской.
Великую ценность пред Богом имеет соединение поста и молитвы. Это два крыла, возносящих человека на небо, два самых мощных средства в борьбе со всяким грехом. По слову Евангелия, злой род диавольский ничем другим не может быть изгнан из человека — только молитвою и постом (см. Мф. 17, 21).
ЧТО ДЕЛАТЬ БОЛЬНЫМ?
Церковные каноны, как правило, освобождают от поста больных и телесно немощных, т.к. считается, что их тела и без того смиряются недугом. Но и в болезни человек не может сам себя освободить от поста — послабление дает только духовник или приходской священник. Если мы сами назначаем условия поста, то сильно грешим.
МОГУТ ЛИ ДЕТИ ПОСТИТЬСЯ КАК ВЗРОСЛЫЕ?
В Церкви нет ни одного канона, точно определяющего детский пост. Но можно с уверенностью сказать, что у детей нет такой потребности в строгом посте, как у взрослых. Они еще не впали в тяжкие грехи, не имеют пагубных привычек и потому не нуждаются в жестком укрощении страстей. Однако это не значит, что дети совсем свободны от поста.
Степень его строгости для них зависит от веры и благочестия их родителей. Здесь требуется мудрость, чтобы не ущемить ни телесных, ни духовных потребностей ребенка. Встречаются две вредные крайности: либо родители с раннего детства требуют от чад строгого соблюдения поста, либо до совершеннолетия «щадят» их. В первом случае легко вызвать отвращение к посту и полный отказ от него навсегда. А во втором: если с детства не приучить ребенка к посту, то в зрелом возрасте ему будет труднее принять эти установления.
Найти золотую середину — вот задача родителей. С нею легче справляются те, кто сам ведет внимательную духовную жизнь, сознательно борется за спасение души. Ведь обязанность родителей — не только ввести ребенка в земную жизнь, но и — в наибольшей степени! — взрастить его для Царства Небесного. Поэтому уже с 3-4-х лет благочестивые родители приучают дитя к посильному ограничению в пище (например, отказу от мороженого, тортов и сладостей), учат соблюдать постные дни — среду и пятницу, чтобы это правило стало важнейшим навыком на всю жизнь.
(«Практический Закон Божий». «Семейное чтение», 2009)