на главную

«Новый год: повода к веселию тут никакого нет»

Вот и еще один год нашей жизни канул в вечность. Благость Божия даровала нам новый год. Ценим ли мы эту милость Божию к нам, благодарим ли Бога за это? Увы! как мало осталось ныне людей, которые встречают новый год молитвой. Едва ли не подавляющее большинство встречают его ничем не оправданным, безумным, безсмысленным, разнузданным веселием, а наши православные русские люди делают это нередко даже дважды: и по новому стилю, и по старому, как бы желая использовать лишний повод к веселию. Хотя повода тут, строго говоря, никакого нет.

О чем напоминает нам наступление нового года, как не о том, что еще на один год сократилась наша земная жизнь, что еще на один год стали мы ближе к общему для всех концу - могиле, а для многих из нас - что этот новый год, быть может, будет последним годом их жизни. Есть ли тут повод к веселию?

Еще святитель Феофан Вышенский и приснопамятный о. Иоанн Кронштадтский во второй половине прошлого века горько укоряли русских людей за то, что они, подражая богоотступническому западу, стали встречать новый год по-язычески, «вертясь с бокалами в руках», ибо только темные язычники верили, что чем веселее они встретят наступающий год, тем удачнее и счастливее он для них будет. Вот и пили они, и плясали до упаду. А нам, христианам, это совсем не к лицу!

Нас, христиан, наступление нового года должно, наоборот, располагать к сугубой серьезной настроенности и горячей молитве. А особенно серьезными и молитвенно-сосредоточенными должны мы быть теперь, в переживаемое нами время, когда с каждым новым годом все более и более умножаются страшные знамения неизбежно приближающегося к нам конца всего.

Еще так недавно жизнь человечества текла более или менее нормально, вполне оправдывая изречение премудрого Екклесиаста: «Что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Еккл. 1, 9). Но вот с некоторого времени нечто как будто бы «новое» стало сильно и ярко проявлять себя. Вдумаемся глубже во все то, что сейчас происходит в мiре, и мы убедимся, что происходит теперь нечто такое новое и страшное, чего никогда прежде не было в таких грандиозных масштабах.

Разве не «новое» - так называемое «экуменическое движение» - это повальное братание представителей всех вероисповеданий, которого совсем недавно и вообразить себе было нельзя?! А сегодня оно столь многих очаровывает мнимой христианской любовью, в то время как в действительности оно весьма далеко от подлинной христианской любви, нераздельно связанной со стремлением к истине. А истиной экуменисты менее всего интересуются. Если бы это было не так, то давно бы уже все они пришли к Православию, а православные, принимающие участие в экуменическом движении, не отходили бы от подлинного, исконного, исторического Православия, заражаясь антихристианским духом вольнодумного протестантизма.

А невероятно усиливающаяся преступность, во всех самых изощренных и виртуозных формах, особенно - у малолетних, которые в наше время даже по внешнему своему облику, по выражению глаз и лица, перестают походить на детей, о коих сказал в свое время Господь, что «таковых есть Царствие Небесное» (Мк. 10, 14)!

А умопомрачающий безстыдный разврат, который не удивителен был у язычников, не знавших учения о высоком достоинстве девства, но совершенно нестерпим у христиан! Нет в современном «христианском» мире и того, что было в древности в мiре языческом: ни благородства, ни честности, ни стыда, ни... совести. Черное многие называют белым, а белое - черным, ложь называют правдою, а правду - ложью. И невольно приходит на ум то, о чем говорит св. апостол Павел в своем Втором послании к Солунянам: «и пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2 Сол. 2, 11-12).

И вот, несмотря на все это, духовно ослепленные люди еще кричат о каком-то «прогрессе», о «мире всего мiра», о благоденствии человечества, якобы ожидающем его в ближайшем будущем, о каких-то «заманчивых далях» и «широких горизонтах»...

Пусть не говорят, что мы «сгущаем краски» или проповедуем пессимизм. Тогда и приснопамятного святителя Феофана и о. Иоанна Кронштадтского и многих других великих столпов и светильников нашей Российской Церкви, предостерегавших русский народ о надвигающейся на него страшной каре Божией, надо было бы обвинить в пессимизме. А между тем, всё то, что они так сильно и ярко предрекали, рисуя до чрезвычайности мрачные картины жизни, целиком исполнилось.

Мы же здесь указываем только на общеизвестные факты, которые сами за себя говорят и не требуют обладания особой прозорливостью для того, чтобы ясно видеть, куда они нас ведут. На фоне этой общей мрачной картины единственным утешением для нас является то, что сохранился все же в нашей среде еще малый остаток искренно верующих православных русских людей, кротких и смиренных, ничего лично для себя не ищущих, но всем сердцем преданных нашей св. вере и Церкви.

Им по большей части нигде не дают хода, их всячески затирают и обижают, считают иногда даже чудаками и ненормальными, только потому, что они не похожи на других, не хотят «идти в ногу» со временем, плыть по общему течению. Встречая их и видя, как к ним относятся другие, невольно вспоминаешь предречение древних отцев-подвижников о том, что «в последния времена все люди будут безумствовать, а тому, кто не безумствует, будут говорить: «ты безумствуешь, потому что ты не похож на нас».

Но вот эти-то именно люди и хранят еще подлинную Святую Русь: это они строят Божии храмы, чтобы молиться в них, а не сводить вокруг них личные счеты. Они чтут своих пастырей - истинных пастырей, которые учат их только молитве и духовной жизни, ведя их прямым путем ко спасению. И они действительно ничего другого не хотят, как только спасаться - именно спасаться, а не сеять интриги и создавать никому не нужные «бури в стакане воды».

Эти немногие, еще остающиеся, подлинно православные русские люди понимают, что Церковь создана для вечного спасения людей, что ею нельзя пользоваться для каких бы то ни было других, земных целей. А потому они сторонятся тех лжепастырей, которые идут иными путями, чуждыми истинного пастырства, подлинной духовности и церковности. Но как мало таких людей, в которых живет еще наша Святая Русь! И с каждым вновь наступающим годом их становится все меньше и меньше.

Большинство увлечено и целиком поглощено общей жизнью современного в «похотех прелестных тлеющаго» мiра и старается во всем прислуживаться и угождать ему - его развратным нравам и обычаям, дабы сделать себе «карьеру» и побольше приобрести разных жизненных выгод и материального благополучия. Все это, вместе взятое, - верное знамение того, что мiр идет к своему концу и, притом, идет сейчас так быстро и стремительно, как никогда!

Конечно, это отнюдь не повод к пессимизму, ибо мы, христиане, отлично знаем, что так и должно быть, и что конец мiра, рано или поздно, неизбежен. Вместе с тем мы знаем и естественно надеемся, что чудо милости Божией еще может спасти явно погибающий теперь мiр и отсрочить неизбежную развязку, ради тех, которые еще могут и способны принести покаяние и спастись. Но нельзя легкомысленно убаюкивать себя, закрывая глаза на страшную действительность, и надо, если только мы на самом деле христиане, быть готовыми ко всему.

В ушах наших, а еще более в сердцах, должны непрестанно звучать грозные предостерегающие слова Господа Иисуса Христа, изреченные чрез Его возлюбленного ученика - Тайновидца в дивном Откровении: «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам Его» (Апок. 22, 12). И, вместо того, чтобы пребывать в «окамененном нечувствии», сливаясь с жизнью окружающего мiра, и встречать Новый год безумно и легкомысленно, как современный мiр привык его встречать, омрачая душу недостойным поведением, обратимся лучше к Богу со слезной покаянной молитвой о том, чтобы Он

отвратил от нас «весь гнев Свой, праведно на ны грех ради наших движимый»,

простил бы нам «вся согрешения вольная и невольная, в мимошедшем лете зле нами содеянная»,

отгнал бы от нас «вся душетленныя страсти и растленныя обычаи»,

«страх Свой Божественный всадил бы в сердца наша, ко исполнению заповедей Его»,

«укрепил бы нас в православной вере»,

«утолил бы в нас вся вражды, нестроения и междоусобныя брани»,

«подал бы нам мир, твердую и нелицемерную любовь, благочинное строение и добродетельное житие»,

«искоренил бы и угасил все богохульное безбожник нечестие»,

«укрепил бы, утвердил, расширил и умирил» наше единственное сокровище и верное прибежище – Святую Церковь Православную.
Благослови же венец наступающего лета для нас благостью Твоею, Господи!

Архиепископ Аверкий (Таушев)




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


 

 

 

 

 

 

© 2005-2015 "Дух христианина" газета |